О понуждении к совершению действий



№2-109\2012

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

гор. Мглин                               19 марта 2012 года

Мглинский районный суд Брянской области под председательством судьи Черномаз А.Д., с участием:

помощника прокурора Мглинского района Борисенко С.В.,

представителя ответчика администрации Мглинского городского поселения Перлухиной Л.А.,

при секретаре Рыжаковой Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Мглинского района Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мглинского городского поселения о принуждении к совершению действий по обеспечению безопасности дорожного движения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Мглинского района обратился в суд с иском к администрации Мглинского городского поселения о выполнении комплекса мер по установке в соответствии с требованиями ГОСТа и Правилами дорожного движения на улицах <адрес> в местах нахождения образовательных учреждений «ПУ-», «Мглинская СОШ » Детский сад дорожных знаков 1.23 «Дети».

В судебном заседании помощник прокурора Борисенко С.В. требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Перлухина Л.А. иск признала, пояснив, что действительно имеются нарушения в сфере безопасности дорожного движения, указанные в иске. На 2012 год ими был заключен с Мглинским МУП ЖКХ муниципальный контракт на содержание автомобильных дорог в черте городского поселения, в том числе и по содержанию дорожных знаков. При достаточности средств, все нарушения будут устранены.

Суд, заслушав помощника прокурора, представителя ответчика, приходит к нижеследующему выводу.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе в интересах неопределенного круга лиц обратиться в суд с заявлением о понуждении к совершению определенного рода действий.

Правила дорожного движения, утвержденные Постановлением Совмина РФ от 23.10.1993г. (в ред. от 19.04.2008г. №287) устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.

Согласно данным Правилам, дорожные знаки устанавливаются в соответствии с требованиями.

Положением «О государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711, на Госавтоинспекцию возлагается обязанность осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Как установлено в судебном заседании, при проведении прокуратурой Мглинского района совместно с ОГИБДД МО МВД «Унечский» проверки исполнения законодательства о дорожной деятельности и безопасности дорожного движения при осуществлении мероприятий по организации дорожного движения, наличию необходимых элементов обустройства автомобильных дорог, на автодорогах на подходах к ГБОУ НПО «ПУ », МБДОУ «Мглинский детский сад и МБОУ «Мглинская СОШ » имеются нарушения при установке дорожных знаков 1.23 «Дети». Так, не установлены дорожные знаки 1.23 «Дети» по <адрес> у <адрес> у <адрес> <адрес>

Данные обстоятельства подтверждаются актами проверки, проведенной сотрудниками ОГИБДД МО МВД «Унечский».

Согласно Постановлению Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 23.12.2011) "О Правилах дорожного движения", предупреждающие знаки информируют водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке. Предупреждающий знак 1.23 "Дети" устанавливается на участке дороги вблизи детского учреждения (школы, оздоровительного лагеря и тому подобного), на проезжей части которого возможно появление детей. Знак 1.23 повторяется в населенных пунктах непосредственно в начале опасного участка.

Согласно п. 4.1.1 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными и размещенными по ГОСТу и в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. N 120-ст) (с изм. от 8.12.2005 г.) устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков по ГОСТ Р 52290, дорожной разметки по ГОСТ Р 51256, дорожных светофоров по ГОСТ Р 52282.

Пункт 5.1.2 данного ГОСТа предусматривает, что знаки, устанавливаемые на дороге, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52290 и в процессе эксплуатации отвечать требованиям ГОСТ Р 50597.

Согласно п. 5.2.25 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств ГОСТ Р 52289-2004», (утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст) (ред. от 12.11.2010), знак 1.23 "Дети" устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов. Повторный знак устанавливают с табличкой 8.2.1, на которой указывают протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми. В населенных пунктах основной знак 1.23 устанавливают на расстоянии 90 - 100 м, повторный - на расстоянии не более 50 м от начала опасного участка.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяет Федеральный Закон «О безопасности дорожного движения» №196-фз от 10.12.1995г. (в ред. от 01.12.2007 N 309-фз). Основной задачей данного Закона является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Статья 3 данного Закона предусматривает приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст. 24 указанного Закона, права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения имеют право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил, получать от органов исполнительной власти и лиц, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона, достоверную информацию о безопасных условиях дорожного движения.

В силу ч.4 ст. 6 вышеприведенного Закона, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги (ст. 21 ФЗ №.196-фз от 10.12.1995г.)

Статьи 14 и 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10. 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения относят дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 50 данного Закона, в собственности муниципальных образований могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

Таким образом, суд приходит к выводу, что установленные ОГИБДД нарушения в сфере безопасности дорожного движения ставят под угрозу жизнь и здоровье участников дорожного движения и других граждан, в том числе и детей, поскольку знаки дорожного движения, установленные в соответствии с требованиями ПДД и ГОСТа, несут информативный характер о дорожной обстановке и обеспечивают безопасные условия для движения по проезжим частям дорог. Кроме того, дорожные знаки должны также находиться в установленных для этого местах и иметь достаточную видимость для всех участников дорожного движения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Мглинского района удовлетворить.

Администрации Мглинского городского поселения Брянской области выполнить комплекс мер по установке в соответствии с требованиями ГОСТа Р 52289-2004 и Правилами дорожного движения дорожных знаков «1.23» «Дети» на следующих участках улично-дорожной сети <адрес>:

- по <адрес> около домов <адрес>

- по <адрес> около <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение месяца с момента его вынесения.

Судья                            Черномаз А.Д.