Дело № 2-82/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28.02.2012 год г. Мглин Мглинский районный суд Брянской области в составе: председательствующего судьи Рудиковой Н.В., при секретаре Степыко В.И. с участием: помощника прокурора Мглинского района Артюховой Ю.А. представителя ответчика администрации Мглинского района Милица О.В. представителя ответчика муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Мглинский центр детского творчества» Бутиковой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мглинского района к администрации Мглинского района, муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Мглинский центр детского творчества» о признании бездействия незаконным и о понуждении к совершению действий. УСТАНОВИЛ: Прокурор Мглинского района обратился в суд с иском к администрации Мглинского района, муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Мглинскому центру детского творчества» о признании бездействия незаконным и о понуждении к совершению действий. Помощник прокурора Мглинского района Артюхова Ю.А. поддерживая иск указала, что проведенной прокуратурой Мглинского района Брянской области проверкой установлены нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Мглинский Центр детского творчества» Брянской области, расположенном по адресу: Брянская область, г.Мглин, ул.Урицкого, д.2. Так, в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержатся в СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (утвержден Постановлением Госстроя Российской Федерации от 16.07.2001 N 73), который Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047 включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил. Однако, в нарушение приведенных норм законодательства, по состоянию на 31 января 2012 года при входе в здание муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Мглинский Центр детского творчества» Брянской области, расположенного по адресу: Брянская область, г.Мглин, ул.Урицкого, д.2, отсутствует пандус, что препятствует беспрепятственному доступу в помещение муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Мглинский Центр детского творчества» Брянской области, маломобильной группе населения (инвалидам, использующих кресла-коляски). Отсутствие специальных приспособлений и устройств при входе в муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Мглинский Центр детского творчества» Брянской области, расположенного по адресу: Брянская область, г.Мглин, ул.Урицкого, д.2 нарушает права инвалидов на обеспечение беспрепятственного доступа в указанное помещение. Представитель ответчика администрации Мглинского района Милица О.В. согласившись с иском указал, что в настоящее время дети –инвалиды не посещают Мглинский центр детского творчества. В здании имеется другой вход без ступенек, где дверь открывается внутрь здания, в случае необходимости дети-инвалиды могут через этот вход беспрепятственно зайти внутрь здания. Также для установки пандуса с учетом технических требований необходимо удалить верхний грунт, завести песок, гравий, все это будет делаться в присутствии детей, любые строительные работы во время учебного процесса запрещены. В связи с этим представитель ответчика просит отсрочить исполнение решения до 01. сентября 2012 года, поскольку дети будут на каникулах, безопасности детей ничего не будет угрожать. Представитель ответчика муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Мглинский центр детского творчества» Бутикова Е.И.также согласившись с иском указала, что в здании имеется дверь, без ступенек, в случае необходимости дети-инвалиды могут беспрепятственно пройти внутрь здания, Кроме того, она также просит отсрочить исполнения решения до 01 сентября 2012 года, поскольку по время учебного процесса не сможет обеспечить безопасность детей, при проведении строительных работ. Заслушав стороны и исследовав материалы настоящего гражданского дела суд считает необходимым удовлетворить исковое заявление по следующим основаниям. Так, в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержатся в СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (утвержден Постановлением Госстроя Российской Федерации от 16.07.2001 N 73), который Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047 включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил. Согласно СНиП 35-101-2001 (приложение 5) пандус представляет собой сооружение, имеющее наклонную по направлению движения поверхность, предназначенную для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой. Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями указаны в строительных нормах и правилах, в частности с СНиП 35-01-2001. В соответствии с пунктом 3.14 СНиПа 35-01-2001 наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261, следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги; вдоль обеих сторон всех пандусов необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Согласно СНиП 35-01-2001, принятым Постановлением Госстроя Российской Федерации от 16.07.2001 года № 73, в здании должен быть как минимум один вход с поверхности земли, приспособленный для маломобильных групп населения. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что перед главным входом в здание муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Мглинский Центр детского творчества» Брянской области со стороны ул.Октябрьской г.Мглина имеется наружная лестница, состоящая из ступеней в количестве 2 штук, ведущих с поверхности земли к входу в помещение здания. Однако, в нарушение приведенных норм законодательства, по состоянию на 31 января 2012 года при входе в здание муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Мглинский Центр детского творчества» Брянской области, расположенного по адресу: Брянская область, г.Мглин, ул.Урицкого, д.2, отсутствует пандус, что препятствует беспрепятственному доступу в помещение муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Мглинский Центр детского творчества» Брянской области, маломобильной группе населения (инвалидам, использующих кресла-коляски). В силу ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно ст.51 указанного Закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. В силу ч. 2 ст. 245 и ст. 255 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда, а так же если созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. Согласно ч. 2 ст. 32 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а так же споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке. Отсутствие специальных приспособлений и устройств при входе в муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Мглинский Центр детского творчества» Брянской области, расположенного по адресу: Брянская область, г.Мглин, ул.Урицкого, д.2 нарушает права инвалидов на обеспечение беспрепятственного доступа в указанное помещение. Также суд считает необходимым отсрочить исполнение решения суда до 01 сентября 2012 года, в связи с тем, что для возведение пандуса необходимо проведение строительных работ, когда как проведение таких работ в учебный период может поставить под угрозу здоровье детей. Кроме того, в здании, где находиться «Мглинский Центр детского творчества» имеется другой вход без ступенек, двери которого открываются внутрь здания, в случае необходимости имеется возможность воспользоваться этим входом. Учебный процесс заканчивается в июне, за два месяца, пока дети будут находиться на каникулах возможно проведение строительных работ, без опасности для здоровья детей. Руководствуясь ст. 194-197, 203 ГПК РФ, РЕШИЛ: Признать бездействие администрации Мглинского района и муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Мглинский Центр детского творчества» Брянской области по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Мглинский Центр детского творчества» Брянской области, расположенном по адресу: Брянская область, г. Мглин, ул. Урицкого, д.2 незаконным. Обязать оборудовать вход в здание специальным приспособлением и устройством, предусмотренным СНиП 35-01-2001, обеспечивающим беспрепятственный доступ инвалидов. Отсрочить исполнение решения суда до 01 сентября 2012 года. Решение может быть обжаловано в обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Брянский областной суд. Судья Мглинского районного суда Брянской области Н.В. Рудикова