О включении имущества в наследственную массу



№2-184/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

гор. Мглин 07 апреля 2011 года

Мглинский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Черномаз А.Д., с участием:

истицы Коргуевой А.А.,

представителя истицы Коргуева А.В.,

представителя ответчика администрации Симонтовского сельского поселения Мглинского района Брянской области Гуторовой М.О.,

при секретаре Шурухо Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Коргуевой А.А. о включении имущества в наследственную массу,

УСТАНОВИЛ:

Коргуева А.А. обратилась с иском о включении в наследственную массу матери ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, <адрес>.

В судебном заседании истица Коргуева А.А. пояснила, что её мать ФИО2 проживала в <адрес> в квартире, принадлежавшей сельскому муниципальному образованию. ДД.ММ.ГГГГ мать умерла. Завещание матерью не составлялось. Она является единственной наследницей имущества матери, т.к. других детей у матери не было. С отцом мать в зарегистрированном браке не состояла. Перед смертью мать обратилась в сельское поселение с заявлением о приватизации жилья. ДД.ММ.ГГГГ мать заключила договор с сельской администрацией о приватизации квартиры. Однако зарегистрировать в Росреестре квартиру мать не успела, так как скоропостижно умерла. Поэтому она просит суд признать за матерью право собственности на квартиру и включить квартиру в её наследственную массу.

Представитель истицы Коргуев А.В. поддержал исковые требования и подтвердил обстоятельства, изложенные истицей в судебном заседании.

Представитель ответчика администрации Симонтовского сельского поселения Гуторова М.О. пояснила суду, что жилое помещение, в котором проживала ФИО2, принадлежало сельскому поселению. В 2010 году ФИО2 обратилась с заявлением в сельскую администрацию о приватизации занимаемой ею квартиры. Заявление было удовлетворено и с ФИО2 был заключен договор о приватизации квартиры. Однако после этого ФИО2 не зарегистрировала право собственности на квартиру в Росреестре. Поэтому она просит суд не включать жилое помещение в наследственную массу умершей и оставить её в собственности сельского поселения. Расходы, понесенные в связи с приватизацией жилья, они согласны компенсировать.

Суд, заслушав истицу, представителя истицы, представителя ответчика и исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковое заявление Коргуевой А.А. подлежит удовлетворению по нижеследующим основаниям.

В соответствии со ст. 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Согласно ст. 219 ГПК РФ, право собственности на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. В соответствии со ст. 4 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 23.11.2007), обязательной государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Как установлено судом, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ \л.д.17\.

Истица Коргуева А.А., как дочь наследодателя, является наследником имущества ФИО2 по закону первой очереди. Родственные отношения наследника и наследодателя подтверждаются свидетельством о рождении \л.д.8\.

Наследодатель ФИО2 на момент смерти проживала одна в <адрес>, что подтверждается ордером № серия АБ \л.д.9\.

Постановлением администрации Симонтовского сельского поселения от 24.09.2010 г. №39\1 заявление ФИО2 о передаче ей в собственность в порядке приватизации жилого помещения удовлетворено и утвержден договор о передаче ей в собственность квартиры <адрес> Мглинского района. Также ФИО2 предложено зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество в порядке, предусмотренном законодательством \л.д.10, 11\.

Согласно ст.7 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Однако после оформления договора указанное жилое помещение в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано не было, что подтверждается уведомлением Мглинского отдела Управления Росреестра по Брянской области \л.д.18\.

Вместе с тем, при разрешении данного спора суд исходит из положений абз. 3 п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. N 8 «О некоторых вопросах применения Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в соответствии с которым, если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.

Как установлено судом и не оспаривается сторонами, ФИО2 до наступления смерти изъявила свою волю на приватизацию жилого помещения, в котором она проживала одна, ответчик не выразил возражений по данному поводу и заключил с ФИО2 договор на передачу квартиры в собственность, который был подписан сторонами. Сведений о том, что ФИО2 до наступления смерти отозвала свое заявление или отказалась от регистрации права собственности на квартиру, в судебном заседании не установлено. Смерть ФИО2 наступила через достаточно небольшой промежуток времени после оформления договора, поэтому она не смогла соблюсти все правила оформления жилого помещения в собственность.

Таким образом, суд приходит к выводу о признании за ФИО2 права собственности на спорное жилого помещение и включении его в наследственную массу умершей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Коргуевой А.А. удовлетворить.

Признать за ФИО2, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, умершей ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на <адрес>, общей площадью <данные изъяты> м2, жилой- <данные изъяты> м2, и включить данное жилое помещение в её наследственную массу.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение 10 дней с момента его вынесения.

Федеральный судья Черномаз А.Д.