Дело № 2-255/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 06 августа 2012 года г. Мглин Мглинский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Рудиковой Н.В., при секретаре Степыко В.И., с участием прокурора Мглинского района Цыганка М.В., представителя ответчика Радькова А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Мглинского района Брянской области к Мглинскому районному Совету народных депутатов об оспаривании бездействия органа местного самоуправления и понуждении к совершению действий. Установил: Прокурор Мглинского района Брянской области обратился с заявлением к Мглинскому районному Совету народных депутатов об оспаривании бездействия органа местного самоуправления и понуждении к совершению действий. Поддерживая свои требования прокурор Цыганок М.В. указал, что в соответствии с изменениями, внесёнными Федеральным законом от 30.11.2011 N 361-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 38 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" изложена в следующей редакции. Контрольно-счетный орган муниципального образования образуется представительным органом муниципального образования. Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст. 3. Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования. Согласно ч.8 ст.5 ФЗ от 7.02.2011 года, штатная численность контрольно-счетного органа муниципального образования определяется нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Статья 34 Федерального Закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Указанные положения согласуются с нормами Бюджетного кодекса РФ: В силу ст. 152 Бюджетного кодекса РФ органы государственного (муниципального) контроля являются участниками бюджетного процесса, а обязанность формирования и определения правового статуса органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов, возложена на представительные органы местного самоуправления. Частью 1 ст. 153 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов, осуществляют другие полномочия в соответствии с настоящим Кодексом и иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации. Часть 1 ст.157 Бюджетного кодекса РФ предусматривает, что органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные законодательными (представительными) органами, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и готовят заключения на годовой отчет об исполнении соответствующих бюджетов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, долгосрочных целевых программ и правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Согласно ст. 265 Бюджетного кодекса РФ, представительные органы местного самоуправления осуществляют следующие формы финансового контроля: предварительный, текущий и последующий контроль. Предварительный контроль осуществляется в ходе обсуждения и утверждения проектов решений о бюджете и иных проектов решений по бюджетно-финансовым вопросам. Текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами. Последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов. Как следует из статьи 270 Бюджетного кодекса РФ, контрольные и финансовые органы муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами получателей средств соответствующих бюджетов, средствами администраторов источников финансирования дефицита соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств. В силу ч.ч.1,2,4,5 ст. 264.4 Бюджетного кодекса РФ внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется органом муниципального финансового контроля, сформированным на муниципальных выборах, или представительным органом муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования с соблюдением требований настоящего Кодекса. Орган государственного (муниципального) финансового контроля готовит заключение на отчет об исполнении бюджета с учетом данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств. Заключение на годовой отчет об исполнении бюджета представляется органом государственного (муниципального) финансового контроля в законодательный (представительный) орган с одновременным направлением соответственно в Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местную администрацию. Таким образом, формирование контрольно-счетного органа муниципального образования "Мглинский район" является обязанностью Мглинского районного Совета народных депутатов как представительного органа местного самоуправления. В бюджетном процессе контрольно-счётному органу отведена особая роль. В нарушение указанных требований закона на настоящий момент контрольно-счётный орган в Мглинском районе не создан, председатель органа и работники аппарата не назначены. При этом Положение о контрольно-счётной палате Мглинского района было принято решением Мглинского районного Совета народных депутатов 26 декабря 2011 года №4-320. 2 апреля 2012 года прокуратурой района было внесено представление на имя председателя Мглинского районного Совета народных депутатов об устранении нарушений закона в данной сфере. Однако должных мер органом местного самоуправления принято не было и до настоящего момента. Отсутствие контрольно – счётного органа ведёт к отсутствию должного финансового контроля и контроля за исполнением бюджета, предусмотренного Бюджетным кодексом. В результате чего нарушаются как законные интересы муниципального образования «Мглинский район», так и граждан, проживающих на его территории. Длительное неисполнение требований закона (с 1.10.2012 года) указывает на бездействие представительного органа местного самоуправления Мглинского районного Совета народных депутатов. Статья 15 Конституции Российской Федерации предусматривает обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединения соблюдать Конституцию РФ и законы. В соответствии со ст.245 ГПК РФ, суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям об оспаривании решений и действий органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, местных образований. На основании вышеизложенного прокурор просит признать незаконным бездействие представительного органа местного самоуправления – Мглинского районного Совета народных депутатов по формированию органа муниципального финансового контроля - контрольно-счетной палаты Мглинского района и обязать представительный орган местного самоуправления - Мглинский районный Совет народных депутатов – создать муниципальный орган финансового контроля - контрольно-счетную палату Мглинского района. Представитель ответчика Радьков А.Г.согласившись с заявлением, указал, что длительное время в Устав Мглинского муниципального образования не вносились изменения в соответствии с действующими законами, в настоящее время в районе создан контрольно-ревизионный отдел на общественных началах. Контрольно-счетная палата начнет действовать в районе на постоянной основе только после внесения изменений в Устав Мглинского муниципального района. Управление юстиции по Брянской области не регистрирует в Уставе только положения, касающиеся Конрольно- счетной палаты, а требует внести все изменения, которые предусмотрены Законом № 131 –ФЗ. Заслушав стороны и исследовав материалы настоящего гражданского дела суд считает заявление подлежащим удовлетворению. Так, согласно ст.245 ГПК РФ, суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям об оспаривании решений и действий органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, местных образований. Согласно изменениями, внесённым в Федеральный закон от 30.11.2011 N 361-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в статью 38 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" изложена в следующей редакции. Контрольно-счетный орган муниципального образования образуется представительным органом муниципального образования. Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст. 3. Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования. Согласно ч.8 ст.5 ФЗ от 7.02.2011 года, штатная численность контрольно-счетного органа муниципального образования определяется нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Статья 34 Федерального Закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Указанные положения согласуются с нормами Бюджетного кодекса РФ: В силу ст. 152 Бюджетного кодекса РФ органы государственного (муниципального) контроля являются участниками бюджетного процесса, а обязанность формирования и определения правового статуса органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов, возложена на представительные органы местного самоуправления. Частью 1 ст. 153 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов, осуществляют другие полномочия в соответствии с настоящим Кодексом и иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации. Часть 1 ст.157 Бюджетного кодекса РФ предусматривает, что органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные законодательными (представительными) органами, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и готовят заключения на годовой отчет об исполнении соответствующих бюджетов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, долгосрочных целевых программ и правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Согласно ст. 265 Бюджетного кодекса РФ, представительные органы местного самоуправления осуществляют следующие формы финансового контроля: предварительный, текущий и последующий контроль. Предварительный контроль осуществляется в ходе обсуждения и утверждения проектов решений о бюджете и иных проектов решений по бюджетно-финансовым вопросам. Текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами. Последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов. Как следует из статьи 270 Бюджетного кодекса РФ, контрольные и финансовые органы муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами получателей средств соответствующих бюджетов, средствами администраторов источников финансирования дефицита соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств. В силу ч.ч.1,2,4,5 ст. 264.4 Бюджетного кодекса РФ внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется органом муниципального финансового контроля, сформированным на муниципальных выборах, или представительным органом муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования с соблюдением требований настоящего Кодекса. Орган государственного (муниципального) финансового контроля готовит заключение на отчет об исполнении бюджета с учетом данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств. Заключение на годовой отчет об исполнении бюджета представляется органом государственного (муниципального) финансового контроля в законодательный (представительный) орган с одновременным направлением соответственно в Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местную администрацию. Таким образом, формирование контрольно-счетного органа муниципального образования "Мглинский район" является обязанностью Мглинского районного Совета народных депутатов как представительного органа местного самоуправления. В бюджетном процессе контрольно-счётному органу отведена особая роль. В нарушение указанных требований закона на настоящий момент контрольно-счётный орган в Мглинском районе не создан, председатель органа и работники аппарата не назначены. При этом Положение о контрольно-счётной палате Мглинского района было принято решением Мглинского районного Совета народных депутатов 26 декабря 2011 года №4-320. В настоящее время в районе действует контрольный ревизионный отдел на общественных началах, однако образование контрольного ревизионного отдела на общественных началах противоречит вышеуказанным нормативным актам. 2 апреля 2012 года прокуратурой района было внесено представление на имя председателя Мглинского районного Совета народных депутатов об устранении нарушений закона в данной сфере. Однако должных мер органом местного самоуправления принято не было и до настоящего момента. Отсутствие контрольно – счётного органа ведёт к отсутствию должного финансового контроля и контроля за исполнением бюджета, предусмотренного Бюджетным кодексом. В результате чего нарушаются как законные интересы муниципального образования «Мглинский район», так и граждан, проживающих на его территории. Длительное неисполнение требований закона указывает на бездействие представительного органа местного самоуправления Мглинского районного Совета народных депутатов. Руководствуясь, ст.ст.194-197, 245 ГПК РФ, РЕШИЛ: Удовлетворить заявление прокурора Мглинского района Брянской области к Мглинскому районному Совету народных депутатов об оспаривании бездействия органа местного самоуправления и понуждении к совершению действий. Признать незаконным бездействие представительного органа местного самоуправления – Мглинского районного Совета народных депутатов по формированию органа муниципального финансового контроля - контрольно-счетной палаты Мглинского района. Обязать представительный орган местного самоуправления - Мглинский районный Совет народных депутатов – создать муниципальный орган финансового контроля - контрольно-счетную палату Мглинского района. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение месяца с момента его вынесения. Судья Мглинского районного суда Брянской области Н.В. Рудикова