О признании права собственности на земельный участок



№2-146\2012

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

гор. Мглин                                               05 сентября 2012 года

Мглинский районный суд Брянской области под председательством судьи Черномаз А.Д., с участием:

истицы Савченко Е.И.,

представителя ответчика СПК «Рассвет» Мглинского района Трипоухова В.И.,

представителя третьего лица комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Мглинского района Макейчик Т.М.,

представителя третьего лица некомерческого партнерства «Ассоциация защиты и реализации гражданских прав, содействия земельным реформам и развитию геоинформационных технологий» (далее НП «Ассоциация «Защита. Развитие. Содействие») Шатилина В.Г.,

при секретаре Рыжаковой Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Савченко Е.И. к СПК «Рассвет» Мглинского района о признании права собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Савченко Е.И. обратилась с исковым заявлением к СПК «Рассвет» Мглинского района о признании за ней права собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный около <адрес>, в границах, установленных межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ, составленным кадастровым инженером ГУП «Брянскоблтехинвентаризация».

В судебном заседании истица Савченко Е.И. исковые требования поддержала и пояснила, что в 1992 году решением Дивовского сельского Совета ей был выделен земельный участок площадью <данные изъяты> га из земель, принадлежащих совхозу «Дивовский». Данный участок представителями сельсовета и совхоза был определен ей на местности. Земельный участок оформлен в собственность и ему присвоен кадастровый номер <данные изъяты>. С указанного времени она пользуется данным земельным участком по назначению, оплачивает налог. В 2001 году она решила произвести государственную регистрацию права на земельный участок. Кадастровым инженером ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» был составлен межевой план с выходом на место. Однако Управление Росреестра отказало ей в государственной регистрации данного земельного участка, поскольку земельный участок входит в состав земель СПК «Рассвет», который ранее зарегистрировал свой земельный участок. Дивовский сельский Совет был упразднен. Документы, касающиеся выделения ей земельного участка в администрации сельского поселения и районом архиве отсутствуют, документальных подтверждений границ участка нет.

Представитель ответчика СПК «Рассвет» Трипоухов В.И. исковые требования не признал и пояснил суду, что земельный участок с кадастровым номером, указанным истицей, находится в ином месте, нежели определенном кадастровым инженером. Спорный земельный участок, на который претендует истица, находится на территории земель СПК «Рассвет», образованных за счет земельных паев граждан из земель СПК «Дивовский». В 2010 году земельные паи были определены на местности и прошли государственную регистрацию. Спорный земельный участок, на который претендует истица, являлся собственностью совхоза и не передавался гражданам. Земельный участок выделялся гражданам в ином месте.

Представитель третьего лица НП «Ассоциация «Защита. Развитие. Содействие» Шатилин В.Г. пояснил, что межевой план земель СПК «Рассвет» составлен их организацией в соответствии с требованиями нормативных актов. При составлении межевого плана сведений о том, что спорный земельный участок принадлежит истице, установлено не было.

Суд, заслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, приходит к выводу об оставлении иска Савченко Е.И. без удовлетворения по нижеследующим основаниям.

Согласно ст. 11.1 Земельного кодекса РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

В силу ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 11.2 ЗК РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ст. 25 ЗК РФ)

Согласно ст. 59 ЗК РФ, признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, истица Савченко Е.И. имеет в собственности земельный участок площадью <данные изъяты> га (<данные изъяты> га пашни и <данные изъяты> прочих угодий), выделенный на основании решения Дивовского сельского Совета НД от ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается Свидетельством на право собственности на землю, справкой администрации Ветлевского сельского поселения, выпиской из похозяйственной книги \л.д.8,9,19\.

При этом, согласно справки администрации сельского поселения, земельный участок площадью <данные изъяты> га расположен вне пределов <адрес>.

Вместе с тем, из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок следует, что земельный участок площадью <данные изъяты> га с кадастровым номером <данные изъяты> располагается по месту жительства истицы: <адрес>. Данные обстоятельства указаны и в кадастровом паспорте земельного участка \л.д.20\.

В 2011 году кадастровым инженером ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» ФИО6 был изготовлен межевой план на земельный участок истицы Савченко Е.И. площадью 0.50 га, кадастровый номер 32:16:420401:12 \л.д.14-18\.

Как пояснил в предыдущем судебном заседании свидетель ФИО6, границы земельного участка на местности им были определены со слов истицы при выходе на место, указанное истицей \л.д. 123-125\.

Границы земельного участка были согласованы с главой администрации сельского поселения и частным лицом \л.д.18\.

Решением Управления Росреестра по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ кадастровый учет спорного земельного участка был приостановлен, поскольку при внесении сведений указанного участка в государственный реестр недвижимости установлено, что он пересекает границы земельного участка СПК «Дивовский», ранее поставленного на государственный кадастровый учет (ДД.ММ.ГГГГ) с кадастровым номером <данные изъяты> Возможной причиной данных обстоятельств указано наличие кадастровой ошибки при осуществлении межевания одним из кадастровых инженеров \л.д.21-23\.

Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и межевого плана правообладателями земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный на территории СПК «Рассвет» Ветлевского сельского поселения, Мглинского района, являются дольщики земельных паев СПК «Дивовский» <адрес>, среди которых значится истица \л.д. 24-39, 43-71\.

Сведения о проведении межевания земельного участка дольщиков СПК «Дивовский» опубликованы в «Земельной газете», местонахождение земельных участков утверждены на общем собрании дольщиков \л.д.72-74, 75-79\.

На основании исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу, что в данном случае имеет место не наличие кадастровой ошибки одного из кадастровых инженеров при проведении межевания земельный участков истицы или дольщиков СПК «Дивовский», а спор о праве собственности на земельный участок, поскольку истица претендует на земельный участок, который входит в состав земель дольщиков признанного банкротом СПК «Дивовский», и в настоящее время находится в пользовании ответчика СПК «Рассвет».

Согласно ст. ст. 64, 65 ЗК РСФСР от 01.07.1970 г., совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия, организации и учреждения предоставляли приусадебные земельные участки или огороды из земель, предназначенных для этих целей, постоянным рабочим и служащим, а также учителям, врачам и другим специалистам, работающим и проживающим в сельской местности. Предоставление приусадебных земельных участков или огородов производилось на основании решения администрации совхоза, предприятия, организации и учреждения. Колхоз по решению общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных предоставляет приусадебные земельные участки учителям, врачам и другим специалистам, работающим и проживающим в сельской местности. Рабочим, служащим, пенсионерам и инвалидам, проживающим в сельской местности, при наличии свободных приусадебных земель в колхозах, совхозах, других государственных сельскохозяйственных предприятиях, организациях и учреждениях приусадебные участки предоставлялись соответственно по решению общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных либо администрации совхоза, предприятия, организации и учреждения, утверждаемому исполнительным комитетом сельского Совета народных депутатов.

На основании свидетельства на право собственности, выписки из похозяйственной книги, кадастрового паспорта на земельный участок истица Савченко Е.И. имеет в собственности земельный участок. При этом, имеются расхождения в площади земельного участка, расположенного вне пределов населенного пункта с кадастровым номером <данные изъяты>. Так, в Свидетельстве он указан площадью <данные изъяты> кв.м, в кадастровом паспорте - <данные изъяты> кв.м., в межевом плане - <данные изъяты> кв.м.. Сведений, за счет чего произошло изменение и увеличение земельного участка на 25%, суду не представлено.

Как установлено судом и не оспаривается сторонами, при предоставлении земельного участка, его границы не были определены, межевые знаки в обозначение внешней границы земельного участка истицы на местности выставлены не были, каких-либо планов земельного участка не прилагалось, строений, принадлежащих истице на праве собственности, на данном участке не имеется.

Допрошенные в предыдущем судебном заседании свидетели ФИО7, ФИО8 и ФИО9 пояснили, что сельским Советом Савченко Е.И. выделялся земельный участок, которым она пользуется до настоящего времени. Однако точное местонахождение данного спорного земельного участка ими не указано.

Кадастровой палатой по Брянской области подтверждено, что границы земельного участка истицы с кадастровым номером <данные изъяты> не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, поэтому в государственном кадастре недвижимости отсутствуют координаты характерных точек границ земельного участка \л.д. 95, 106-107\

Как усматривается из материалов дела, спорный земельный участок в настоящее время входит в состав земель СПК «Рассвет» <адрес>, находящейся в общей долевой собственности граждан дольщиков земельных паев ликвидированного СПК «Дивовский».

В установленном порядке спорный земельный участок у общедолевых собственников не изъят, право пользования СПК «Рассвет» указанным земельным участком не оспорено.

Соответствующего решения администрации совхоза о предоставлении земельного участка, утвержденного исполнительным комитетом сельского Совета народных депутатов, истицей в судебное заседание не представлено.

Согласно справкам районного архива, администрации сельского поселения, решение Дивовского сельского Совета НД от ДД.ММ.ГГГГ , на основании которого истице было выдано Свидетельство на право собственности на землю, документы о выделении в 1992 году гражданам, в т.ч. истице, земельных участков из земель совхоза «Дивовский», а также иные документы, которые бы определяли или уточняли границы земельного участка истицы, отсутствуют \л.д.40,41, 42.

Поэтому суд считает, что по имеющимся у истицы документам, которые представлены суду, невозможно определить конкретное место предоставления спорного земельного участка.

В государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения об описании местоположения границ (координатах точек границ) земельного участка, что не позволяет определить участок в качестве индивидуально определенной вещи.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, исходя из бремени доказывания, установленного в вышеприведенной норме закона, истица должна доказать законность и обоснованность заявленных ею исковых требований.

Истицей не представлено суду бесспорных доказательств, подтверждающих законность и обоснованность исковых требований. Доказательств незаконности пользования ответчиком земельным участком, поставленным на кадастровый учет, истицей также не представлено.

Свидетельские показания в отсутствие правоустанавливающих документов не могут являться допустимыми и бесспорными доказательствами при разрешении данного спора.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Савченко Е.И. оставить без удовлетворения.

Мотивированное решение изготовлено 10 сентября 2012 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.

Судья                                               Черномаз А.Д.