РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 сентября 2010 г.
Межгорьевский городской суд в составе:
председательствующего судьи Палаевой А.Ф.
при секретаре Мочаловой Н,И.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Елиной ... к Управлению пенсионного фонда в г. Межгорье о назначении досрочной пенсии с соотношением заработка в размере 1.7,
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась в суд с иском о назначении ей досрочной пенсии по старости с учетом соотношения заработка в размере 1.7.
В судебном заседании истица просила признать неправомерными действия Управления пенсионного фонда РФ в г. Межгорье об отказе в назначении ей досрочной пенсии с учетом повышенного отношения ее средней заработной платы к средней зарплате по России в размере 1.7, и обязать УПФ в г. Межгорье назначить пенсию с момента подачи заявления о назначении пенсии, т.е. с 05.11.2008 года. В обоснование своих исковых требований Елина Н.В. пояснила, что обратилась в УПФ в г. Межгорье за назначением досрочной пенсии, ей 50 лет имеет общий стаж 36 лет, 19,5 лет проработала в местности приравненной к районам Крайнего Севера и у нее 2 детей. Однако ей отказали в назначении пенсии на том основании, что г. Межгорье не входит в перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Тогда как на территории ЗАТО г. Межгорье, согласно постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 561 от 08.07.1974 года, постановлению ЦК КПСС и Совета Министров от 19.06.1978 года № 487-152 и Указу Президента РФ от 08.07.1995 года № 687, Положению «О правовом режиме функционирования закрытого административно-территориального образования г. Межгорье», утвержденного 01.12.1995 года и действующего до настоящего времени, для работников производственной и непроизводственной сферы в ЗАТО г. Межгорье распространены льготы по оплате труда и другие социальные льготы, как для лиц, работающих в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, в том числе к зарплате установлен коэффициент 1.7 и досрочное назначение пенсии.
Истица считает, что ей должна быть назначена пенсия с включением в стаж для назначения пенсии время работы в ЗАТО г. Межгорье (...), как время работы в районе, приравненном к районам Крайнего Севера год за полтора и коэффициент 1.7.
Представитель УПФ г. Межгорье Абакумова Т.В. заявленные требования не признала. Пояснила, что постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 08.07.1974 года № 561, постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19.06.1978 г. № 487-152 были установлены конкретные льготы, а именно: в соответствии с п. «д» ч.16 Положения о порядке назначения и выплаты государственной пенсии, утвержденного постановлением СМ СССР от 03.08.1972 г. № 590, рабочие и служащие, проработавшие не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, имеют право на пенсию: мужчины – по достижению 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, женщины – по достижению 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет. Данные льготы закреплены Указом Президента РФ № 687 от 08.07.1995 года. Других льгот, в том числе, на досрочное назначение пенсии и на применение повышенного соотноношения заработков к пенсии, данные постановления не предусматривают. Кроме того, г. Межгорье не указан в Перечне районов Крайнего Сервера и приравненных к ним местностей, который является основным нормативным актом для применения повышенного соотношения заработков к пенсии. Представитель пенсионного фонда г. Межгорье пояснила, что Елина .... 05.11.2009 года за назначением пенсии не обращалась, просила дать ей письменный ответ по основаниям назначения досрочных пенсий. Второй раз обратилась 04.06.2010 года просила назначить пенсию и дать ей письменный ответ, ей ответили, что нет права на пенсию, т.к. на дату ее увольнения, окончания трудовой деятельности 07.02.2010 года у нее в Межгорье отработано 19 лет, 2 месяца, 13 дней, т.е. нет 20 лет.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
Суд установил, что Елина .... имеет стаж работы в ЗАТО Межгорье 19 лет, 2 месяца, 13 дней, т.е. нет необходимого стажа для назначения пенсии.
При осуществлении пенсионного обеспечения лиц, занятых на строительстве и обслуживании в районе строительства объекта в ЗАТО Межгорье, должны применяться нормы, установленные нормативно-правовыми актами СССР. Так, для граждан, работающих в местностях, приравненных к районом Крайнего Севера, подпунктом «д» пункта 16 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года № 590, предоставлялось право выхода на пенсию: мужчинам - по достижению 55 лет при общем трудовом стаже работы не менее 25 лет и женщинам – по достижению 50 лет при общем стаже работы не менее 20 лет, если они проработали в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера не менее 20 лет.
Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 19.06.1978 года № 487-152 на всех работников, занятых на строительстве и обслуживании в районах строительства объекта, расположенного в г Белорецк-15 (ныне ЗАТО Межгорье), выполняющих госзаказ, независимо от ведомственной принадлежности, были распространены условия оплаты труда и льготы, предусмотренные Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 08.07.1974 года № 561.
В тот период пенсионное законодательство предусматривало лишь три льготы: снижение пенсионного возраста на 5 лет при наличии стажа работы в МКС – 20 лет, исчисление общего стажа из расчета 1 год работы за полтора года и применение к заработной плате коэффициента 1.7. Применение коэффициента к пенсии пенсионным законодательством вообще не было предусмотрено. Указанным постановлением не были внесены какие-либо дополнения в Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Указ Президента РФ от 08.07.1995 года № 687 «О преобразовании строящегося на территории Республики Башкортостан специального объекта в ЗАТО Межгорье» также не устанавливает каких-либо дополнительных льгот в области пенсионного обеспечения, в том числе, не предусматривает исчисления пенсии с применением районного коэффициента. Данным указом лишь сохранены льготы, предусмотренные постановлениями СМ СССР № 561 и № 487-152.
Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, при назначении досрочных трудовых пенсий руководствуются Перечнем районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Утвержденным постановлением СМ ССР от 10.11.1967 года № 1029 с последующими изменениями и дополнениями. Перечень является исчерпывающим и произвольному расширительному толкованию не подлежит. ЗАТО Межгорье в указанном перечне отсутствует.
Факт проживания в ЗАТО Межгорье по состоянию на 01 января 2002 г и факт работы на строительстве и обслуживании объекта не являются основанием для применения районного коэффициента, учитывая, что данная территория не относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, и порядок применения районного коэффициента, как нормы, установленной в более поздние сроки, не являются предметом регулирования постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 08.07.1974 года № 561 и постановления ЦК КПСС и СМ ССР от 19.06.1978 года № 487-152.
В части 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовую пенсию» сказано: п. д) если лица до 1 января 2002 года работали на строительстве объектов, имеющих важное народно-хозяйственное значение, и органами государственной власти СССР на период строительства был установлен районный коэффициент к заработной плате и распространены льготы, установленные для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то, поскольку установление такого коэффициента носит временный характер, т.е. устанавливается лишь на определенный период с учетом важного народно-хозяйственного значения объекта и сложности произведенных условий его строительства и применялся для увеличения заработной платы в целях обеспечения строительства объекта, он не может быть отнесен к тем районным коэффициентам, которые устанавливаются в централизованном порядке органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Исходя из изложенного, лицам, принимавшим участие в строительстве названных объектов, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ должно учитываться по общему правилу; в размере 1,2.
На основании изложенного суд считает, что единственным основанием для назначения пенсии лицам, работающим на предприятиях г. Межгорье является лишь наличие 20-летнего стажа работы в г. Межгорье возраста для женщин- 50 лет, для мужчин – 55 лет.
Досрочная пенсия с пропорциональным снижением возраста по ст. 28 п.п. 1.2 Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Елиной .... не может быть назначена по указанным выше обстоятельствам. У Елиной ... нет необходимых условий, указанных в постановлении СМ СССР № 561 а значит отсутствуют правовые основания для удовлетворения судом исковых требований о назначении досрочной пенсии с учетом соотношения заработка в размере 1.7.
Руководствуясь ст.ст. 56,194,198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Елиной ... в удовлетворении исковых требований к Управлению пенсионного фонда РФ в г. Межгорье о назначении досрочной пенсии с учетом соотношения заработков в размере 1.7 отказать.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Верховный Суд РБ, через Межгорьевский городской суд
Председательствующий
федеральный судья А.Ф. Палаева
Решение в законную силу не вступило.
Дело № 2-162/2010