Решение об отказе в удовлетворении иска



2-58/2011

решение

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 мая 2011года

Межгорьевский городской суд в составе:

председательствующего судьи Палаевой А.Ф.

при секретаре Шагиевой И. С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Почтарёвой М. Х. к администрации ЗАТО Межгорье о предоставлении жилья за пределами ЗАТО Межгорье,

УСТАНОВИЛ:

Почтарёва М.Х. обратилась в Межгорьевский городской суд с иском к администрации городского округа ЗАТО Межгорье с требованием о предоставлении ей и её сыну квартиры за пределами ЗАТО Межгорье.

В обосновании иска указывает, что с ... работала в ФГУП УС-30 в ЗАТО Межгорье. В ... году обратилась к ответчику о предоставлении ей и её несовершеннолетнему сыну жилья за пределами ЗАТО Межгорье. Решением комиссии по переселению ... была поставлена на учет граждан, желающих переехать на новое место жительства. ... попала под сокращение и была уволена. Встала на учёт в центре занятости населения.

В ... году получила 2 группу инвалидности пожизненно. Так как остро нуждалась в социальной защите, испытывала трудности в поисках работы по состоянию здоровья, обратилась к ответчику с просьбой предоставить жильё за пределами ЗАТО, представила все необходимые документы, подтверждающие право на первоочередное отселение, но получила отказ со ссылкой, что дальнейшее проживание её в ЗАТО не ограничено, решение о её переселении не принято, вопрос о переселении будет рассматриваться в общем порядке, с учетом стажа работы на предприятиях города и потребности в занимаемой ею жилой площади, также указано, что инициатива переселения может исходить только от организации ограничивающей проживание гражданина, а не от самого гражданина, а ответчик мер к реальному её отселению принимать не собирается, судя по его ответам ей, создал какой-то банк данных желающих переехать из ЗАТО, даже очереди на отселение не установил. С ... года до настоящего времени её не отселили. Согласна чтобы хоть однокомнатную квартиру ей предоставили.

В судебном заседании истица поддержала свои исковые требования, пояснила, что жилья за пределами ЗАТО не имеет, тяжело больна, ей необходимо проживать близко с медицинским центром ... или ... и наблюдаться там.

Просила обязать ответчика предоставить ей квартиру на основании постановления Правительства РФ от 11.01.2001 г. № 23 об обеспечении жильем граждан переезжающих из ЗАТО на новое место жительства, или выплате компенсации гражданам.

В судебном заседании представитель истицы Низаметдинходжаева В.Н. поддержала требования Почтарёвой М.Х., утверждала, что истица была поставлена на учёт граждан желающих переехать из ЗАТО, за ней ответчиком было признано право на первоочередное отселение за пределы ЗАТО, как безработной, особо нуждающейся в социальной защите, имеющей на иждивении несовершеннолетнего ребёнка. То, что Почтарёва М.Х. по состоянию здоровья уже не может работать, не даёт ответчику права на снятие её с учёта первоочередников. (просрочка должника не основание для отказа от исполнения обязательства).

Ответчик установил неправильный порядок учёта желающих переселиться, а именно без установления очередности согласно дате подаче заявления. Что ведёт к нарушению прав граждан. Не является основанием для переселения - принятие решения об ограничении проживания Почтарёвой М.Х.. Особый режим функционирования, ЗАТО сам по себе ограничивает её права. Она утратила связь с производством и с ... года ждёт отселения. Если бы ответчик не нарушал законы, истица уже давно была бы обеспечена жильём за пределами ЗАТО.

Заинтересованное лицо - сын истицы Почтарёв Р.Ю., в судебном заседании заявил, что самостоятельных требований к ответчику не предъявляет, согласен, чтобы истице одной предоставили жильё.

Представитель ответчика Ростовщиков Л.А.исковые требования не признал и в суде пояснил, что в соответствии с законом Российской Федерации «О закрытом административно- территориальном образовании» от 14.07.1992 г. № 3297-1 и постановлением Правительства РФ «Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из ЗАТО на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам» от 11.01.2001 г. № 23 право на первоочередное переселение у гражданина возникает в случае принятия решения о переселении из ЗАТО Межгорье при соблюдении всех условий, установленных данными нормативно-правовыми актами, а также с учётом норм Положения «Об обеспечении особого режима в Закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны РФ», утверждённого постановлением Правительства РФ от 26.06.1998 г. № 665. Такими условиями являются: утрата связи с производством, согласование с гражданином вопроса его переселения, принятие решения о переселении на новое место жительства и обеспечении жильём этого гражданина соответствующими организацией или федеральным органом исполнительной власти совместно с органом местного самоуправления.

Таким образом, только утрата связи с производством и стаж работы на территории ЗАТО не дают права на переселение за пределы ЗАТО. Инициатором переселения гражданина является только конкретная организация, принимающая решение о переселении, но сам гражданин, у которого право требовать исполнения гарантий в виде обеспечения жильём за пределами ЗАТО возникает только с момента поступления ему предложения о переселении.

Переселение граждан из ЗАТО Межгорье регулируется главой 4 Положения, утвержденного Постановлением главы администрации ЗАТО Межгорье № 598 от 21.10.2008 года, принятым в соответствием с п.8 постановления Правительства РФ № 23 «об обеспечении жильем граждан переезжающих из ЗАТО на новое место жительства, или выплате компенсации этим гражданам».

Право на первоочередное обеспечение жильём за пределами ЗАТО Межгорье в случае переселения имеют: 1. проработавшие 10 и более лет в организации (на объекте), расположенной в ЗАТО, и утратившие с ней служебную связь; 2. лица, уволенные с военной или приравненной к ней службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями, общая продолжительность стажа работы которых составляет 10 и более календарных лет. 3. безработные граждане, признанные особо нуждающимися в социальной защите и испытывающие трудности в поиске работы.

Почтарёва М.Х. ни к одной из этих категорий граждан не относится, у неё стаж всего ..., на учёте в ЦЗН не состоит.

При переселении, прежде всего, учитывается стаж работы. Очередности по переселению нет, есть банк данных о гражданах желающих выехать за пределы ЗАТО. Основанием для переселения граждан, желающих выехать на новое место жительства из ЗАТО Межгорье является: ограничение по каким-либо причинам проживания граждан, утративших производственную и служебную связь с государственными, муниципальными организациями (объектами), расположенными в ЗАТО Межгорье и потребность отселяющей организации в жилой площади, отселяемой семьи. Причём, потребность в жилье является основным критерием для отселения, так как только за счёт отселения внутри города решаются вопросы обеспечения жильем граждан, состоящих на учёте в г. Межгорье по улучшению жилищных условий в соответствии с жилищным законодательством, квартира Почтарёвой ответчику не нужна. В настоящее время в списке граждан, желающих выехать из ЗАТО Межгорье, состоит 648 человек, из которых 66 человек поставлены на учет, как и Почтарёва М.Х. в ... году.

При этом до настоящего времени не отселены граждане, вставшие на учёт по отселению раньше, чем истица, и имеющие намного больший, чем у неё стаж работы.         Поэтому данным спором, безусловно, затрагиваются права этих граждан, отселением истцов по их требованию, будет лишено право на отселение иных граждан, имеющих преимущественное право на отселение.

Ростовщиков Л.А. также пояснил, что механизм переселения неоднократно был предметом проверок компетентными органами, в частности, Контрольно-ревизионного управления по РБ Минфина РФ, Счётной палаты РФ, Генеральной прокуратуры РФ, прокуратуры ЗАТО Межгорье, в ходе которых установлено, что процесс переселения из ЗАТО Межгорье осуществляется в установленном законом порядке, не противоречит нормативно - правовым актам, регулирующих обеспечение жильем граждан, переезжающих из ЗАТО на новое место жительства.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает исковые требования Почтарёвой М.Х. не подлежащими удовлетворению.

Закон Российской Федерации № 3297-1 от 14.07.1992 г. «О закрытом административно-территориальном образовании» устанавливает правовой статус закрытого административно-территориального образования, регулирует особенности местного самоуправления, определяет меры по социальной защите, проживающих и работающих в нём, их права. Социальные гарантии и компенсации гражданам, проживающим или работающим в ЗАТО, определены в статье 7 настоящего Закона. Если согласно условиям особого режима закрытого административно - территориального образования в нём ограничено дальнейшее проживание граждан, утративших производственную, служебную связь с предприятиями или объектами, то вопросы их переселения и обеспечения жильем решаются по согласованию с ними соответствующими предприятием, объектом, министерством или ведомством. Аналогичная норма содержится в пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 11.01.2001 г. № 23 «Об обеспечении жильём граждан, переезжающих из закрытых административно - территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам», согласно которой решение о переселении на новое место жительства и обеспечении жильём граждан, утративших служебную связь с организацией (объектом), расположенной в ЗАТО, проживание на территории которого ограничивается условиями особого режима функционирования, принимается по согласованию с ними соответствующей организацией (объектом) или Федеральным органом исполнительной власти совместно с органом местного самоуправления.

Порядок обеспечения жильём граждан, переезжающих из ЗАТО на новое место жительства, или выплаты компенсации этим лицам, определён Постановлением № 23.

Пункт 5 приведённого выше Постановления устанавливает, что все граждане желающие выехать на новое место жительства должны состоять на соответствующем учёте.

Решение о постановке на учёт граждан, желающих выехать на новое место жительства из закрытого административно - территориального образования, и обеспечении жильём принимаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и оформляются соответствующим актом комиссии, состав которой утверждается руководителем органа местного самоуправления закрытого административно - территориального образования.

Тем самым законодательно установлена специальная процедура учёта граждан, желающих переселиться из ЗАТО, и определены соответствующие условия, при наступлении которых возможно обеспечение этих граждан жильём.

В данном же случае соответствующими органами решение о переселении истицы не принималось, соглашения между истицей и администрацией ЗАТО г. Межгорье о переселении или отказа в переселении не было, проживание истицы в ЗАТО г. Межгорье не ограничено.

Судом изучены списки граждан желающих выехать за пределы ЗАТО Межгорье из 648 человек состоящих на учёте у 606 человек стаж работы в ЗАТО превышает стаж истицы. Даже из 66 человек поставленных на учёт в ... году, как и Почтарёва М.Х. у 45 человек стаж значительно превышает стаж истицы.

В случае удовлетворения исковых требований Почтарёвой М.Х. будут нарушены права и законные интересы граждан имеющих преимущественное право на отселение.

Указанное обстоятельство является основанием для отказа в иске.

Вместе с тем суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что порядок учёта желающих переселиться без установления очерёдности согласно дате подачи заявления соответствует закону, так как ведение учёта именно по дате подачи заявления гарантирует равенство прав и свобод человека.

Суд также не может согласиться и с доводом о том, что у граждан состоящих на учёте на переселение отсутствует право переселения из ЗАТО, что инициатива переселения в каждом конкретном случае может исходить только от конкретной организации, которая ограничивает дальнейшее проживание конкретного гражданина в ЗАТО.

Пункт 5 статьи 1 Федерального закона «о ЗАТО» гласит, что права граждан не могут быть ограничены иначе как на основании законов РФ.

В соответствии со ст.18 Конституции РФ (акта прямого действия на всей территории Российской Федерации) права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 7 ФЗ “О закрытом административно-территориальном образовании” от 14.07.1992 г. № 3297-1 (в редакции ФЗ от 18.10.2007 г. № 230-ФЗ); п. 1 постановления Правительства РФ № 23 от 11.01.2001 г. “Об обеспечении жильём граждан, переезжающих из ЗАТО на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам”; положением “О порядке обеспечения жильём граждан, переезжающих из закрытого административно-территориального образования Межгорье Республики Башкортостан на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам”, утверждённое постановлением главы администрации ЗАТО Межгорье 21.10.2008 г. № 598 и согласованное с Вр. и о. начальника расквартирования и обустройства Министерства обороны РФ 24.12.2008 г., ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                  

РЕШИЛ:

В иске Почтарёвой М. Х.. к администрации ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан о предоставлении её семье в порядке переселения из г. Межгорье другого благоустроенного жилья за пределами ЗАТО Межгорье из расчёта социальной нормы жилой площади на человека - отказать.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Верховный суд РБ, через Межгорьевский городской суд.

     

Председательствующий

Федеральный судья                  А. Ф. Палаева

16.05.2011г.

Вступило в законную силу 19.07.2011 г.