2-174/2011 решение ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25 октября 2011 года Межгорьевский городской суд в составе: председательствующего Помазкина Б. Е. при секретаре Шагиевой И. С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Кутлиахметова А. С., Кутлиахметовой З. Ф., Кутлиахметовой А. А., Кутлиахметовой А. А, к Администрации ГО ЗАТО Межгорье о предоставлении в порядке переселения жилья в ... из расчёта социальной нормы жилой площади на каждого члена семьи, установил: Истцы Кутлиахметовы обратились в суд с иском к администрации ГО ЗАТО Межгорье с требованием о предоставлении им в порядке переселения жилья за пределами ГО ЗАТО Межгорье, полагая, что с момента утраты производственной связи с предприятиями г. Межгорье в связи с наличием стажа работы на объекте более 10 лет и заявлением о постановке на учёт в качестве желающих переселиться у них возникло право, а у Администрации ЗАТО Межгорье - обязанность на первоочередное обеспечение их жильём за пределами ЗАТО Межгорье из расчёта федерального стандарта социальной нормы площади жилья на человека. Это право, по мнению истцов, обеспечено законом Российской Федерации от 14.07.1992 г. № 3297-1 “О закрытом административно-территориальном образовании”, постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2001 г. № 23 “Об обеспечении жильём граждан, переезжающих из ЗАТО на новое место жительства, или выплате компенсации этим гражданам”. В судебном заседании истцы Кутлиахметов А. С. и Кутлиахметова З. Ф., действующие также в интересах Кутлиахметовой А. А, и Кутлиахметовой А. А,, поддержали исковые требования, пояснили, что их семья в период времени с 03.10.1994 г. по 15.08.2005 г. проживала в г. Межгорье в муниципальной квартире № ..., до настоящего времени зарегистрированы в этом жилом помещении по месту жительства. В этот же период, т.е. с 03.10.1994 г. по 15.08.2005 г., Кутлиахметов А. А. работал в Автобазе УС-30 г. Межгорье. После увольнения из Автобазы УС-30 23.08.2005 г. им было подано заявление в администрацию ЗАТО Межгорье о постановке его и всех членов его семьи на учёт в качестве желающих выехать из ЗАТО Межгорье в ... - в соответствии с указанными выше нормативно-правовыми актами они имеют первоочередное право на отселение за пределы ЗАТО Межгорье, так как ими утрачена производственная связь с предприятиями ЗАТО Межгорье, Кутлиахметов А. С. имеет стаж работы на предприятиях ЗАТО Межгорье более 10 лет. В течение шести лет администрация не исполняет обязанность по обеспечению их семьи жильём за пределами ЗАТО Межгорье по выбранному ими месту жительства, в связи с ограничением в трудоустройстве в г. Межгорье вынужденно всей семьёй выехали из города в ..., где проживают в съёмном жилье, бремя содержания жилья несут за обе квартиры. Истцы просят обязать администрацию ЗАТО Межгорье обеспечить их жильём в ... из расчёта социальной нормы жилой площади на каждого члена семьи, а также установить срок, в течение которого ответчик обязан исполнить обязанность по их отселению в .... Представитель истцов Тукмаметов Т. Г. также поддержал исковые требования, пояснил, что Кутлиахметов А. С. на законных основаниях был поставлен на учёт в качестве желающих переселиться из ЗАТО Межгорье, однако, их не извещают ни о номере их очереди, ни о движении очереди вообще, чем нарушаются их права, установленные постановлением Правительства № 23. Также просил удовлетворить исковые требования. Представитель ответчика Кокушкина Н. В. исковые требования не признала и в суде пояснила, что в соответствии с законом Российской Федерации “О закрытом административно-территориальном образовании” от 14.07.1992 г. № 3297-1 и постановления Правительства РФ “Об обеспечении жильём граждан, переезжающих из ЗАТО на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам” от 11.01.2001 г. № 23 право на первоочередное переселение у гражданина возникает в случае принятия решения о его переселении из ЗАТО Межгорье при соблюдении всех условий, установленных данными нормативно-правовыми актами. Такими условиями являются: утрата связи с производством, согласование с гражданином вопроса его переселения, принятие решения о переселении на новое место жительства и обеспечение жильём этого гражданина соответствующими организацией или федеральным органом исполнительной власти совместно с органом местного самоуправления. Таким образом, только утрата связи с производством и стаж работы на территории ЗАТО более 10 лет не дают права на переселение за пределы ЗАТО. Инициатором переселения гражданина является только конкретная организация, принимающая решение о переселении, но не сам гражданин, у которого право требовать исполнения гарантий в виде обеспечения жильём за пределами ЗАТО возникает только с момента поступления ему предложения о переселении. Условия для переселения граждан из ЗАТО Межгорье регулируется главой 4 Положения “О порядке обеспечения жильём граждан, переезжающих из ЗАТО Межгорье РБ на новое место жительства, или выплате компенсации этим гражданам” № 598, принятым в соответствии с п. 8 постановления Правительства № 23 “Об обеспечении жильём граждан, переезжающих из ЗАТО на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам”, согласно которой основанием для переселения граждан, желающих выехать на новое место жительства из ЗАТО Межгорье является: ограничение по каким-либо причинам проживания граждан, утративших производственную и служебную связь с государственными, муниципальными организациями (объектами), расположенными в ЗАТО Межгорье и потребность отселяющей организации в жилой площади отселяемой семьи. Проживание истцов в ЗАТО Межгорье не ограничено, семья Кутлиахметовых обеспечена благоустроенным жильём по договору социального найма, у истцов нет права требовать социальных компенсаций, предусмотренных ст. 7 Закона РФ от 14.07.1992 г. № 3297-1 “О закрытом административно-территориальном образовании”. Утрата производственной связи и наличие стажа более 10 лет работы на предприятиях ЗАТО Межгорье дают лишь право на постановку на учёт граждан, желающих переехать на новое место жительства, в первоочередном порядке, но не право на само первоочередное отселение, поэтому в исковых требованиях следует отказать. Кроме того, по мнению представителя ответчика, истцам следует отказать в иске и в связи с тем, что в нарушение ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, исковое заявление имущественного характера, подлежащего оценке, не оплачен государственной пошлиной. Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. Из содержания п. 2 ст. 7 Закона РФ от 14.07.1992 г. № 3297-1 “О закрытом административно-территориальном образовании” следует, что если проживание на территории ЗАТО ограничивается условиями особого режима безопасного функционирования, то вопросы переселения и обеспечения жильём граждан, не имеющих жилья за пределами этого ЗАТО, решаются соответствующими предприятием, объектом, министерством или ведомством, в том числе, за счёт средств, выделяемых Правительством Российской Федерации на эти цели, с последующей передачей этих средств в порядке долевого участия на строительство органам местного самоуправления в местах предполагаемого расселения. Этим законом Правительство РФ фактически наделено полномочиями по установлению порядка обеспечения жильём граждан, переезжающих из ЗАТО на новое место жительства. 11.01.2001 г. Правительство Российской Федерации приняло постановление № 23 “Об обеспечении жильём граждан, переезжающих из ЗАТО на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам”. При этом пунктами 8 и 9 Постановления Правительство РФ рекомендовало органам местного самоуправления ЗАТО принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию самого постановления Правительства РФ. Такой нормативно-правовой акт был принят с учётом особенностей функционирования объекта, утверждён постановлением главы администрации ЗАТО Межгорье от 21.10.2008 г. № 598 по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится объект, в связи с деятельностью которого создано это административно-территориальное образование, т.е. Министерством обороны Российской Федерации, т.к. г. Межгорье административно подчиняется Министерству обороны РФ. Данное Положение было предметом судебного обжалования по иску К. С. и К. Н., решением суда от 09.03.2011 г., оставленным в силе Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РБ от 17.05.2011 г., Положение № 598 в оспариваемой части, касающейся процедуры переселения граждан из ЗАТО Межгорье или выплаты им компенсации, признано не противоречащим Конституции РФ и иным нормативно-правовым актам большей юридической силы. В соответствии с п. 5 постановления Правительства РФ от 11.01.2001 г. № 23 Комиссия при постановке на учёт граждан, желающих выехать на новое место жительства, должна руководствоваться именно Положением, утверждённым руководителем органа местного самоуправления ЗАТО. Данное Положение регламентирует не только порядок постановки на учёт, но содержит в себе иные нормы, обеспечивающие реализацию постановления Правительства. Комиссия по переселению граждан, желающих выехать из ЗАТО Межгорье, была создана при администрации ЗАТО Межгорье на основании пункта 1.5 положение “О порядке обеспечения жильём граждан, переезжающих из закрытого административно-территориального образования Межгорье Республики Башкортостан на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам”, юридическим лицом не является. Суду представлена выписка из протокола № 14 заседания Комиссии по переселению граждан за пределы ЗАТО Межгорье от 21.09.2005 г., на котором Кутлиахметов А. С. с семьёй, состоящей из пяти человек, поставлен на учёт граждан, желающих выехать на новое место жительства. Основанием для постановки их на учёт послужило соответствующее заявление, утрата служебной связи с организациями, расположенными в ЗАТО Межгорье, и стаж работы на этих предприятиях более 10 лет. Данные обстоятельства дают им право на первоочередное обеспечение жильём в случае переселения. Стаж работы на предприятиях ЗАТО Межгорье и факт утраты истцами служебной связи с объектами в ЗАТО Межгорье подтверждён соответствующими документами, в частности, трудовой книжкой Кутлиахметова А. С. В соответствии с п. 4.2 положения “О порядке обеспечения жильём граждан, переезжающих из закрытого административно-территориального образования Межгорье Республики Башкортостан на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам” основанием для переселения граждан, желающих выехать на новое место жительства являются: 1) ограничение по каким-либо причинам дальнейшего проживания на территории ЗАТО Межгорье граждан, утративших служебную связь с организациями (объектами), расположенными в ЗАТО Межгорье; 2) потребность отселяющей организации в жилой площади отселяемой семьи. В судебном заседании истцы не представили доказательств, что с момента увольнения и до настоящего времени дальнейшее их проживание кем-то ограничивалось по каким-либо основаниям, нарушались их конституционные права на труд, свободу передвижения и выбор места жительства. Ссылка истцов на то, что они не желают возвращаться в Межгорье для постоянного проживания, так как здесь нет работы, высокая квартплате, что дети их учатся в ..., не может судом быть принята во внимание в данном конкретном случае, так как рассматривается вопрос о законности применения мер социальных гарантий за ограничение проживания в ЗАТО, а не улучшения жилищных условий граждан. Статья 7 закона РФ от 14.07.1992 г. № 3297-1 “О закрытом административно-территориальном образовании”, постановление Правительства РФ от 11.01.2001 г. № 23 “Об обеспечении жильём граждан, переезжающих из ЗАТО на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам”, предусматривает, что вопросы переселения осуществляются по согласованию с гражданами, желающими выехать на новое место жительства, а не имеющими права на переселение. Поэтому инициатором переселения должна являться конкретная организация, а не сам гражданин, который подаёт заявление лишь о намерении переселиться, в том числе, и с учётом стажа - в первоочередном порядке. Соответствующими органами решение о переселении семьи истцов не принималось, соглашения между истцами и администрацией ЗАТО Межгорье о переселении не было, не было и отказа в переселении. Судом также установлено, что ни ответчик, ни иная организация (объект), расположенные на территории ЗАТО Межгорье, не ограничивали проживание истцов в ЗАТО Межгорье, что также говорит об отсутствии у них права требовать переселения из ЗАТО Межгорье. Кроме того, на учёте желающих выехать из ЗАТО Межгорье на новое место жительства состоит более 600 человек, списки граждан, желающих переселиться из ЗАТО Межгорье, неоднократно были предметом проверки судами как первой инстанции, так и кассационной инстанций по аналогичным искам, большая часть граждан поставлены на учёт ранее семьи Кутлиахметова А. С., все они имеет стаж работы на предприятиях ЗАТО Межгорье намного больший, чем Кутлиахметов С. А., и удовлетворение исковых требований Кутлиахметовых нарушит права и законные интересы граждан, имеющих преимущественное право на отселение. На основании изложенного, руководствуясь ст. 7 федерального закона “О закрытом административно-территориальном образовании” от 14.07.1992 г. № 3297-1 (в ред. ФЗ от 07.02.2011 г. № 4-ФЗ), п. 1 постановления Правительства РФ № 23 от 11.01.2001 г. “Об обеспечении жильём граждан, переезжающих на новое место жительства, или выплате компенсации этим гражданам”, Положением “О порядке обеспечения жильём граждан, переезжающих из ЗАТО Межгорье РБ на новое место жительства, или выплате компенсации этим гражданам”, утверждённым постановлением главы администрации ЗАТО Межгорье 21.01.2008 г. № 598 и согласованным с временно исполняющим обязанности начальника расквартирования и обустройства Министерства обороны РФ 24.12.2008 г., ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: В иске Кутлиахметову А. С., Кутлиахметовой З. Ф., Кутлиахметовой А. А., Кутлиахметовой А. А. к Администрации городского округа ЗАТО г. Межгорье о предоставлении в порядке переселения жилья в г. Курске из расчёта социальной нормы жилой площади на каждого члена семьи - отказать. Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Верховный суд РБ через суд, вынесший решение. Председательствующий Б. Е. Помазкин 31.10.2011 г. Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан от 27.12.2011 г. из мотивировочной части решения исключено следующее суждение суда: “Данное Положение было предметом судебного обжалования по иску К. С. и К. Н., решением суда от 09.03.2011 г., оставленным в силе Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РБ от 17.05.2011 г., Положение № 598 в оспариваемой части, касающейся процедуры переселения граждан из ЗАТО Межгорье или выплаты им компенсации, признано не противоречащим Конституции РФ и иным нормативно-правовым актам большей юридической силы”. “Судом также установлено, что ни ответчик, ни иная организация (объект), расположенные на территории ЗАТО Межгорье, не ограничивали проживание истцов в ЗАТО Межгорье, что также говорит у них права требовать переселения из ЗАТО Межгорье”. В остальной части решение Межгорьевского городского суда от 25.10.2011 г. оставлено без изменения. Председатель суда Б. Е. Помазкин