Дело № 2-6/2012. Решение об отказе в удовлетворении иска Нарбековой Н. Н. о назначении досрочной трудовой пенсии



2-6/2012

решение ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 января 2012 года

Межгорьевский городской суд в составе:

председательствующего судья Палаевой А. Ф.

при секретаре Мочаловой Н. И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Нарбековой Н. Н. к Управлению пенсионного фонда РФ в г. Межгорье РБ о досрочном назначении трудовой пенсии по старости,

установил:

25.08.2011 г. решением Управления пенсионного фонда РФ в г. Межгорье РБ Нарбековой Н. Н. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 2, 6 пункта 1 ст. 28 федерального № 173-ФЗ от 17.12.2011 г. “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”.

Не согласившись с данным решением, Нарбекова Н. Н. обратилась в суд с иском, просит признать данное решение незаконным и обязать Управление пенсионного фонда РФ по г. Межгорье РБ назначить ей досрочно пенсию по старости на основании п.п. 2, 6 п. 1 ст. 28 Закона “О трудовых пенсиях в РФ” с момента подачи заявления в УПФ.

В судебном заседании истец Нарбекова Н. Н. поддержала исковые требования, пояснила, что она имеет троих детей, более 17 лет отработала на предприятиях, расположенных в ЗАТО Межгорье, на работников которых распространяются льготы в области пенсионного обеспечения, установленные постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19.06.1978 г. № 487-152, в частности, снижение пенсионного возраста при наличии определённого стажа работы на предприятиях г. Межгорье. 23.08.2011 г. ей исполнилось 50 лет, в установленный законом срок она подала заявление в УПФ г. Межгорье о назначении ей пенсии в соответствии с подпунктом 2 ч. 1 статьи 28 ФЗ-173 “О трудовых пенсиях РФ”, но в назначении пенсии ей было отказано на том основании, что ЗАТО Межгорье не относится в местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. Однако, по мнению истицы, этот вывод УПФ г. Межгорье неверный, так как ЗАТО Межгорье отнесено к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера указанным выше постановлением ЦК КПСС и СМ СССР, кроме того, льготы, установленные данным постановлением, Указом Президента РФ от 08.07.1995 г. № 687 сохранены, в частности, указано, что за лицами, проживающими и работающими в ЗАТО Межгорье РБ, сохраняются ранее предусмотренные льготы. В этой связи истец Нарбекова Н. Н. просит удовлетворить заявленные исковые требования в полном объёме.

Представитель истца Кочетков Д. Н. поддержал требования своего доверителя по указанным в иске основаниям, пояснил, что Нарбекова Н. Н. работает на предприятиях, расположенных в ЗАТО Межгорье с 1993 г., т.е. она отработала в ЗАТО Межгорье более 17 лет, у неё трое детей, а согласно подпункту 2 ч. 1 ст. 28 ФЗ-173 “О трудовых пенсиях в РФ” женщинам, родившим двух и более детей, пенсия назначается по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 17 календарных лет в приравненных к районам Крайнего Севера местностях. У Нарбековой Н. Н. есть все условия для назначения её досрочной пенсии, поэтому отказ УПФ г. Межгорье в назначении пенсии является незаконным.

Ответчик - Управление пенсионного фонда РФ по г. Межгорье РБ своего представителя в судебное заседание не направил, ранее исковые требования не признал по тем основаниям, что постановлениями ЦК КПСС и СМ СССР, а также Указанном Президента РФ, на которые ссылается истица, установлены и сохранены конкретные льготы в области пенсионного обеспечения для лиц, работающих на предприятиях, расположенных в ЗАТО Межгорье: снижение пенсионного возраста на 5 лет при наличии страхового стажа - для женщин - не менее 20 лет и имеющих стаж работы на предприятиях ЗАТО Межгорье - также не менее 20 лет. Нарбекова Н. Н. отработала на предприятиях ЗАТО Межгорье 17 лет 8 месяцев. Дополнительные льготы, в том числе, и право на пенсию в соответствии с подпунктом 2 части 1 ст. 29 ФЗ-173 “О трудовых пенсиях в РФ” указанными выше правовыми актами не предусмотрены. Поскольку г. Межгорье (ранее г. Белорецк-15, Белорецк-16) не включён в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, к ним приравненных, утверждённых постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 г. № 1029, оснований расширительно толковать и применять льготы, установленные постановлениями ЦК КПСС и СМ СССР от 08.07.1974 г. № 561 и № 487-152 от 19.06.1978 г. и сохранённые Указом Президента РФ от 08.07.1995 г. № 687, не имеется, поэтому решение УПФ г. Межгорье от ... является законным, а исковые требования Нарбековой Н. Н. - не подлежащие удовлетворению.

Заслушав сторону истца, изучив материалы дела, суд считает исковые требование не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Правоотношения в области пенсионного обеспечения в Российской Федерации регулируются федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”. Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан.

В соответствии со ст. 7 ФЗ-173 право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет при наличии страхового стажа не менее 5 лет. Сохранение права на досрочное назначение пенсии отдельным категориям граждан установлено статьёй 28 данного закона, в частности, подпункт 6 части 1 ст. 28 предусматривает возможность назначения пенсии по старости женщинам - по достижению возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 20 лет, а подпункт 2 части первой этой же статьи установил право на досрочное назначение пенсии женщинам, родившим двух и более детей, по достижению возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях. Районы Крайнего Севера и местности, приравненные к таким районам, утверждены Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 (с последующими изменениями и дополнениями). В Перечне районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера ни городов Белорецк-15 и Белорецк-16, ни ЗАТО Межгорье нет, поэтому нормы пенсионного законодательства - в частности, нормы, регламентирующие досрочное назначение пенсии, - в отношении граждан, проживающих и работающих на предприятиях, расположенных в ЗАТО Межгорье, применяться не могут.

В отношении лиц, проживающих на территории и работающих на предприятиях ЗАТО Межгорье, действуют специальные нормы, а именно: постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19.06.1978 г. № 487-152, которым установлено, что на всех работников, занятых на строительстве и обслуживании в районах строительства объекта, расположенного в г. Белорецк-15, г. Белорецк-16 (ныне - ЗАТО Межгорье), выполняющих госзаказ, независимо от ведомственной принадлежности распространяются условия оплаты труда и льготы, предусмотренные постановлением ЦК КПСС и СМ ССР от 08.07.1974 г. № 561 “О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали”, т.е. районный коэффициент к заработной плате и льготы, установленные для лиц, работающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. В период действия указанных правовых актов условия назначения и выплаты государственных пенсий регулировались постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. № 590 “Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий”, а именно: пунктами 16 и 91, согласно которым на льготных условиях имели право на пенсию по старости …рабочие и служащие, проработавшие не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера: женщины - по достижению 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет. Указ Президента РФ от 08.07.1995 г. № 687“О преобразовании строящегося на территории Республики Башкортостан специального объекта в ЗАТО Межгорье”, на который сторона истца ссылается, как на одно из оснований своих требований, также не расширил перечень льгот дл лиц, проживающих и работающих на предприятиях ЗАТО Межгорье, а лишь сохранил те льготы, которые были установлены указанными выше нормативными правовыми актами.

Таким образом, единственным основанием для назначения пенсии по старости ранее возраста, указанного статьёй 7 ФЗ-173 “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” лицам, проживающим и работающим в ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан, является: для женщин - достижение возраста 50 лет, наличие страхового стажа не менее 20 лет и работа на предприятиях ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан не менее 20 лет - в соответствии с подпунктом 6 ч. 1 ст. 28 ФЗ-173, независимо от иных оснований для досрочного назначения пенсии по старости, в том числе, установленных подпунктом 2 части 1 статьи 28 ФЗ-173.

В суде установлено, не оспаривается сторонами и подтверждается материалами дела: справками о стаже работы Нарбековой Н. Н. на предприятиях ЗАТО Межгорье РБ (л.д. 17-19), записями в её трудовой книжке, трудовыми договорами, копии которых приобщены к материалам дела, (л.д. 21-43), что Нарбекова Н. Н. по достижении 50 лет имеет страховой стаж более 27 лет и отработала на предприятиях ЗАТО Межгорье РБ 17 лет 8 месяцев, т.е. обязательное условие для досрочного назначения пенсии - работа на предприятиях ЗАТО Межгорье не менее 20 лет - у Нарбековой Н. Н. отсутствует, а поэтому отсутствуют и правовые основания для удовлетворения её исковых требований.

Руководствуясь федеральным законом от 17.12.2011 г. № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Нарбековой Н. Н. в удовлетворении исковых требований к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Межгорье Республики Башкортостан о досрочном назначении трудовой пенсии по старости - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РБ в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Межгорьевский городской суд.

Председательствующий судья       А. Ф. Палаева

26.01.2012 г.