2-16/2011
решение
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 марта 2011 года
Межгорьевский городской суд в составе:
председательствующего судьи Палаевой А. Ф.
с участием прокурора Папышевой Е. С.
при секретаре Безруковой В. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Коваленко С. Г., Коваленко Н. В. об оспаривании в части нормативного правового акта органа местного самоуправления - положения "О порядке обеспечения жильём граждан, переезжающих из ЗАТО Межгорье РБ на новое место жительства, или выплате компенсации этим гражданам", утверждённого постановлением главы администрации ЗАТО Межгорье № 598 от 21.10.2008 г. с изменениями, внесёнными постановлением и.о. главы администрации № 277 от 22.04.2010 г.,
установил:
Заявители Коваленко С. Г. и Коваленко Н. В. обратились в суд с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению п.п. 3.7.1, 4.2.1, 4.2.2, 4.3.1 нормативного правового акта органа местного самоуправления ЗАТО Межгорье - положения “О порядке обеспечения жильём граждан, переезжающих из ЗАТО Межгорье РБ на новое место жительства, или выплате компенсации этим гражданам”, утверждённого постановлением главы администрации ЗАТО Межгорье № 598 от 21.10.2008 г. По мнению заявителей, в оспариваемом Положении указаны основания для переселения граждан, желающих выехать на новое место жительства из ЗАТО Межгорье либо получить компенсацию за сдаваемое в муниципальную собственность жильё, не предусмотренные постановлением Правительства РФ № 23 от 11.01.2001 г. Оспариваемый акт органа местного самоуправления, затрагивающий их права, нарушает их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В судебном заседании заявители поддержали заявленные требования, утверждали, что пункты 3.7.1, 4.3.1, 4.2.2, 4.2.1 Положения, утверждённого постановлением главы администрации ЗАТО Межгорье № 598 от 21.10.2008 г., противоречат федеральному законодательству, постановлению Правительства Российской Федерации от 11.01.2001 г. № 23 с одноимённым названием.
В обоснование заявленных требований Коваленко С. Г. указал, что пункт 3.7.1 оспариваемого Положения устанавливает, что в случае трудоустройства в государственных и муниципальных организациях (на объектах), расположенных на территории ЗАТО Межгорье, гражданина или одного из членов семьи граждане снимаются с учёта лиц, желающих отселиться. В постановлении Правительства РФ от 11.01.2001 г. № 23 аналогичной нормы нет. Пункт 3.7.1 Положения противоречит п. 3 ст. 37 Конституции РФ, гарантирующей каждому право на труд и защиту от безработицы, в связи с чем он с супругой вынужден работать в течение многих лет в другом городе. Кроме того, данный пункт Положения противоречит и ст. 40 Конституции РФ, гарантирующей право на жилище, так как в течение семи лет он с супругой лишены права свободно пользоваться своей квартирой, расположенной в ЗАТО Межгорье, управлять и распоряжаться своим жилищем, так как вынуждены из-за ограничения права на труд в ЗАТО Межгорье проживать и работать в другом городе.
Пункт 4.3.1 Положения № 598, согласно которому при переселении граждан из ЗАТО Межгорье учитывается стаж работы в государственных, муниципальных организациях (на объёктах), расположенных в ЗАТО Межгорье, противоречит пункту 5 постановления Правительства РФ № 23 от 11.01.2001 г. “Об обеспечении жильём граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций таким гражданам”, так как указанное постановление Правительства РФ содержит лишь положение о том, что правом на первоочередное обеспечение жильём за пределами ЗАТО имеют: лица, проработавшие 10 и более лет в организациях (на объекте), расположенном в ЗАТО, и утратившие с ними производственную связь; лица, уволенные с военной или приравненной к ней службы, общая продолжительность службы которых составляет 10 и более лет; безработные граждане, признанные особо нуждающимися в социальной защите и испытывающие трудности в поисках работы, в соответствии с пунктом 2 статьи 5 закона РФ “О занятости населения в Российской Федерации”. Оспариваемый пункт Положения № 598 искажает смысл пункта 5 постановления Правительства РФ № 23, что приводит к утрате гражданами, утратившими производственную связь с организациями (объектами) в ЗАТО Межгорье, конкурентоспособности при отселении, так как прерванный стаж не увеличивается, в результате заявитель и его супруга, имеющие стаж работы в ЗАТО более 10 лет, а точнее: Коваленко С. Г. - почти 18 лет, Коваленко Н. В. - более 21 года не обеспечены жильём за пределами ЗАТО Межгорье, а другие граждане, имеющие хотя и больший стаж работы в ЗАТО Межгорье, но вставшие на учёт позже них, жильё на отселение получают.
Пункт 4.2.2 Положения № 598, предусматривающий одним из условий переселения граждан за пределы ЗАТО Межгорье потребность отселяющей организации в жилой площади отселяемой семьи, является незаконными, поскольку постановление Правительства РФ № 23 не содержит такого условия. Данный пункт даёт администрации ЗАТО Межгорье право не отселять граждан, в частности, заявителей Коваленко, в чьих жилых помещениях не нуждается, и неоднократно отселять граждан даже в случае наличия у них жилья за пределами ЗАТО Межгорье.
Пункт 4.2.1 Положения № 598, согласно которому условием переселения является ограничение по каким-либо причинам проживания граждан, утратившим производственную и служебную связь с государственными, муниципальными организациями (объектами), расположенными в ЗАТО Межгорье, также противоречит постановлению Правительства РФ № 23. По мнению заявителя Коваленко С. Г., утрата производственной или служебной связи с организациями (объектами), расположенными в ЗАТО Межгорье, уже является ограничением проживания в ЗАТО Межгорье, поэтому пункт 4.2.1 из Положения № 598 должен быть исключён.
Положение № 598 противоречит также федеральному закону № 131-ФЗ от 23.10.2003 г. “Об общих принципах организации местного самоуправления”, так как при его принятии не было принято во внимание мнение депутатов ЗАТО Межгорье и общего собрания жителей г. Межгорье, принявших решение о создании очерёдности на отселение с учётом стажа работы и проживания в г. Межгорье. В Положении № 598 отсутствуют нормы, запрещающие обеспечение жильём граждан и их семей за пределами ЗАТО Межгорье более одного раза, а также нормы, обязывающие публиковать списки лиц, желающих отселиться из ЗАТО Межгорье, и лиц, получивших жильё на отселение.
Заявитель Коваленко С. Г. просил суд признать пункты 3.7.1, 4.3.1, 4.2.2, 4.2.1 Положения № 598 “О порядке обеспечения жильём граждан, переезжающих из ЗАТО Межгорье на новое место жительства, или выплате компенсации таким гражданам”, противоречащими постановлению Правительства Российской Федерации от 11.01.2001 г., федеральному закону № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. “Об общих принципах организации местного самоуправления”, а значит, недействующими и не подлежащими применению со дня принятия; обязать администрацию ЗАТО Межгорье ввести в оспариваемое Положение № 598 нормы, регулирующие однократность отселение, прозрачность и гласность процесса отселения, гарантирующие исполнение Конституции РФ и федеральных законов.
Заявитель Коваленко Н. В. поддержала заявленные требования по основаниям, приведённым заявителем Коваленко С. Г.
Представитель органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, - администрации ЗАТО Межгорье Ростовщиков Л. А., действующий на основании доверенности от 11.01.20011 г., подписанной главой администрации ЗАТО Межгорье Казеевым Б. М., заявленные требования не признал. В суде пояснил, что положение “О порядке обеспечения жильём граждан, переезжающих из ЗАТО Межгорье РБ на новое место жительства, или выплате компенсации таким гражданам, утверждённое постановлением главы администрации ЗАТО Межгорье от 21.10.2008 г. № 598 и согласованное врио начальника расквартирования и обустройства МО РФ 24.12.2008 г. (с изменениями от 22.04.2010 г.) принято в пределах компетенции и в соответствии с пунктом 5 постановления Правительства РФ от 11.01.2001 г. № 23, опубликовано в еженедельной городской газете “Наше время - Межгорье” № 1-2 от 15.01.2009 г. Оспариваемые заявителями пункты Положения № 598 не противоречат ни Конституции РФ, ни федеральным законам, в частности, закону от 14.07.1992 г. № 3297-1 “О закрытом административно-территориальном образовании”, ни одноимённому постановлению Правительства РФ от 11.01.2001 г. № 23.
Пункт 3.7.1 Положения № 598, по мнению представителя заинтересованного лица, не противоречит постановлению Правительства РФ № 23, конституционное право граждан на жилище не нарушает. Право семьи Коваленко на проживание в квартире, расположенной в ЗАТО Межгорье и находящейся в их собственности, на доступ к ней и распоряжение по своему усмотрению чем-либо не ограничено, за исключением права на совершение сделок с недвижимым имуществом только с гражданами, постоянно проживающими в ЗАТО, данное ограничение установлено пунктом 3 статьи 8 закона РФ “О закрытом административно-территориальном образовании”, но не оспариваемым Положением № 598.
Пункт 2.1.1 Положения № 598, установивший, что основанием для постановки на учёт граждан, желающих выехать из ЗАТО Межгорье, является утрата производственной и служебной связи с государственными, муниципальными организациями (объёктами), расположенными в ЗАТО Межгорье, не противоречат федеральному законодательству, не ограничивает право на труд, так как указанное положение прямо вытекает из пункта 2 статьи 7 закона РФ “О закрытом административно-территориальном образовании”: если согласно условиям особого режима закрытого административно-территориального образования в нем ограничено дальнейшее проживание граждан, утративших производственную, служебную связь с предприятиями и (или) объектами… Таким образом, утрата производственной или служебной связи с государственными и муниципальными организациями является требованием закона Российской Федерации, а не исключительно оспариваемого Положения.
Пункт 4.3.1 Положения № 598 об учёте стажа работы при решении вопроса о переселении также не противоречит постановлению Правительства № 23. Более того, пункт 1.6 оспариваемого Положения повторяет пункт 5 постановления Правительства № 23 в части перечисления категорий граждан, имеющих право на первоочередное переселение. Определяющим фактором для обеспечения жильём за пределами ЗАТО является наличие “…случая переселения”, как прямо сказано в пункте 5 постановления Правительства РФ № 23. Из статьи 7 закона РФ “О закрытом административно-территориальном образовании” следует, что обязательным условием для переселения из ЗАТО является ограничение гражданина на проживание в ЗАТО. Анализ положений пункта 5 постановления Правительства № 23 и статьи 7 закона “О ЗАТО” свидетельствует, что обеспечение граждан жильём за пределами ЗАТО является мерой дополнительной социальной гарантии за ограничение на проживание в ЗАТО, а не мерой по обеспечению граждан, обеспеченных жильём в ЗАТО, жилыми помещениями или улучшению их жилищных условий за пределами ЗАТО. Поскольку заявители Коваленко обеспечены жильём в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ, их конституционное право на жилище уже реализовано. В связи с тем, что отселение граждан из ЗАТО регулируется не нормами жилищного законодательства, а специальными нормативными правовыми актами, невозможно и составление списков очерёдности на отселение, поскольку отселение из ЗАТО связано с ограничением прав граждан, в том числе, и конституционных прав на жилище, установление очерёдности в данном случае приведёт к установлению очереди на ограничение конституционных прав. С указанными выше нормами согласуется и пункт 4.2.2 Положения № 598 о потребности отселяющей организации в жилой площади отселяющей семьи, так как именно потребность в жилой площади является основанием для принятия решения об отселении, а, значит, на ограничение на проживание в ЗАТО, то есть указанный пункт также не противоречит Конституции РФ и иным нормативным правовым актам федерального значения.
Представитель заинтересованного лица заявил, что оспариваемые пункты Положения № 598 не противоречат Конституции РФ, иным нормативным правовым актам федерального значения, в том числе и федеральному закону № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления”, который не регулирует правоотношения, возникающие при переселении из ЗАТО Межгорье. Кроме того, оспариваемое Положение № 598 не относится к числу муниципальных нормативно-правовых актов, подлежащих публичным слушаниям до принятия, в компетенцию представительного органа ЗАТО Межгорье также не входит его принятие. Ростовщиков Л. А. пояснил, что оспариваемые заявителями Коваленко пункты 3.7, 4.2.1, 4.2.2, 4.3.1 Положения № 597 дословно соответствуют аналогичным пунктам предыдущего Положения № 208 от 10.04.2006 г., которое ранее оспаривалось Коваленко С. Г. и другими гражданами. Определением Верховного суда РБ от 21.04.2009 г. они были признаны соответствующими закону Российской Федерации “О закрытом административно-территориальном образовании” и постановлению Правительства № 23.
Представитель заинтересованного лица просил отказать и в удовлетворении требования заявителей о введении в действующее Положение № 598 ряда норм, гарантирующих, по мнению заявителей, исполнение Конституции РФ, поскольку это относится к нормотворчеству, предметом оспаривания нормативно-правового акта могут быть только существующие нормы.
Выслушав заявителей, представителя заинтересованного лица, заключение зам. прокурора Папышевой Е. С., полагавшей необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, так как оспариваемые нормы Положения № 598 являются законными и не противоречат Конституции РФ и федеральному законодательству, изучив материалы дела, суд считает, что оснований для удовлетворения заявленных требований нет.
В силу статуса закрытого административно-территориального образования проживающие и работающие в ЗАТО граждане в случае утраты производственной, служебной связи с предприятиями или объектами, расположенными на территории ЗАТО, должны быть переселены из ЗАТО с предоставлением иных жилых помещений. Нормативными правовыми актами, регламентирующими отношения по переселению из ЗАТО, являются Закон РФ от 14.07.1992 г. № 3297-1 “О закрытом административно-территориальном образовании” и постановление Правительства РФ от 11.01.2001 г. № 23 “ Об обеспечении жильём граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций таким гражданам”. Закон “О ЗАТО”, установивший социальные гарантии и компенсации гражданам, проживающим или работающим в ЗАТО, гласит, что если согласно условиям особого режима ЗАТО в нём ограничено дальнейшее проживание граждан, утратившим производственную, служебную связь с предприятиями и объектами, то вопросы их переселения и обеспечения жильём решаются по согласованию с ними соответствующими предприятиями, объектом, министерством или ведомством, в том числе, и за счёт средств, выделяемых Правительством РФ на эти цели, с последующей передачей этих средств в порядке долевого участия на строительство органам местного самоуправления в местах предполагаемого расселения. Граждане, переезжающие на другое место жительства, получают компенсацию за сданное ими в федеральную или муниципальную собственность жильё либо обеспечиваются жильём на новом месте жительства в порядке, установленном правительством РФ (ст. 7).
Данный порядок предусмотрен постановлением Правительства от 11.01.2001 г. № 23 (в ред. постановления Правительства РФ от 18.04.2005 г. № 232). Согласно указанному Постановлению переселение граждан из ЗАТО на новое место жительства или выплата компенсации этим гражданам осуществляется органом местного самоуправления за счёт средств федерального бюджета с постановкой на учёт граждан, желающих выехать из ЗАТО. Поскольку порядок и условия обеспечения жилыми помещениями переселяемых из ЗАТО граждан с достаточной полнотой не урегулирован действующим федеральным законодательством, п. 8 постановления Правительства № 23 “ Об обеспечении жильём граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций таким гражданам” органам местного самоуправления рекомендовано принять нормативные правовые акты во исполнение указанного Постановления, т.е. им поручено разрешать проблемы в правоприменительной практике.
В целях реализации рекомендаций, изложенных в постановлении Правительства № 23, главой администрации ЗАТО Межгорье 21.10.2008 г. было утверждено положение № 598 “ О порядке обеспечения жильём граждан, переезжающих из ЗАТО Межгорье РБ на новое место жительства, или выплате компенсаций таким гражданам (с изм., внесёнными постановление главы администрации ЗАТО Межгорье от 22.04.2010 г. № 277). Указанным Положением установлен единый порядок включения в список на получение жилья при отселении из ЗАТО, указаны основания для постановки на учёт граждан, желающих выехать из ЗАТО Межгорье, условия и основания переселения, что принимается во внимание при решении вопросов переселения или выплате компенсации гражданам, переезжающим на новое место жительства при передаче квартиры, находящейся у них в собственности, в муниципальную собственность.
Суд, осуществляя проверку законности обжалуемого Положения, пришёл к выводу, что оспариваемое Положение несёт в себе признак нормативного правового акта: по форме является письменным, официальным документом, утверждённым в рамках компетенции главы администрации ЗАТО Межгорье, направлен на регулирование правоотношений по обеспечению жильём граждан, переезжающих из ЗАТО Межгорье на новое место жительства, или выплате компенсации этим гражданам, содержит нормы, имеющие общеобязательный характер для неопределённого круга лиц, рассчитан на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения.
Суд установил, что Положение № 598 соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно: закону РФ “О закрытом административно-территориальном образовании” от 14.07.1992 г. № 3297-1 и постановлению Правительств РФ от 11.01.2001 г. № 23 “ Об обеспечении жильём граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций таким гражданам”.
Оспариваемый нормативный правовой акт (Положение № 598) в соответствии с п. 5 постановления Правительства № 23 издан правомочным органом, опубликован в установленном законом порядке 16.01.2009 г. в еженедельной городской газете “Наше время”. Вступили в законную силу и изменения, внесённые в Положение № 598 и утверждённые постановлением и.о. главы администрации № 277 от 22.04.2010 г.
Суд установил, что комиссией по переселению граждан из ЗАТО Межгорье учёт желающих переселиться ведётся в специальном журнале с указанием даты постановки на учёт и стажа работы. Именно эти параметры являются основными при принятии комиссией решения о переселении граждан или выплате компенсации за передаваемое ими в муниципальную собственность жильё, находящегося в собственности граждан, желающих переехать из ЗАТО Межгорье. Заявители ошибочно считают, что п. 4.3.1 Положения № 598 искажает смысл п. 5 постановления Правительства РФ № 23, лишает их права на первоочередное получение компенсации. В п. 4.3.1 оспариваемого Положения указано, что при решении вопросов, связанных с переселением граждан, желающих выехать на новое место жительства из ЗАТО Межгорье, учитываются стаж работы (п.п. 4.3.1, п.п. 4.3.3. - срок службы). Это продиктовано тем, что в силу п. 1.6 Положения № 598 установлен (согласно п. 5 постановлению Правительства РФ № 23) перечень лиц, имеющих право на первоочередное обеспечение жильём за пределами ЗАТО или получение денежной компенсации в случае переселения, а это: - лица, проработавшие 10 и более лет в государственных, муниципальных организациях (объектах), расположенных в ЗАТО Межгорье, и утратившие с ними производственную и служебную связь; - лица, уволенные с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на службе или в связи с организационно-штатными мероприятиями, прослужившие 10 и более лет.
Суд не может согласиться с доводами заявителей, что учёт стажа работы граждан нарушает их права. Заявители включены в список на отселение 17.02.2005 г., с даты подачи ими заявления и с учётом стажа их работы имеют право на первоочередное обеспечение жильём за пределами ЗАТО, а т.к. у них в г. Межгорье квартира приватизирована и они согласны передать её в муниципальную собственность, следовательно, имеют первоочередное право на получение денежной компенсации в случае переселения.
По мнению суда, заявители также необоснованно утверждают, что п. 3.7.1 Положения № 598 противоречит постановлению Правительства РФ № 23, закону “О ЗАТО”, нарушает их конституционное право на труд, т.к. они вынуждены работать в другом городе и лишены возможности пользоваться своей квартирой в г. Межгорье. Пункт 3.7.1 Положения № 598 гласит, что в случае трудоустройства в государственных, муниципальных организациях (на объектах), расположенных на территории ЗАТО Межгорье, гражданина или одного из членов его семьи, совместно с ним проживающих, граждане снимаются с учёта граждан, желающих выехать на новое место жительства. Вместе с тем, в п. 2 ст. 7 закона РФ “О закрытом административно-территориальном образовании” сказано, что отселение возможно только при утрате гражданином производственной или служебной связи с предприятиями, объектами, расположенными на территории ЗАТО. Постановление Правительства РФ № 23 обязательным условием отселения указывает утрату связи с предприятиями (объектами), расположенными в ЗАТО. Кроме того, принимается во внимание утрата служебной связи с предприятиями и объектами ЗАТО. На других работать можно
Суд считает, что п. 4.2.1 и 4.2.2 Положения № 598, которые оспариваются заявителями также не нарушают их прав, не противоречат законодательству, регулирующему вопросы переселения из ЗАТО. Ввиду того, что закон РФ “О ЗАТО” и постановление Правительства № 23 от 11.01.2001 г., регулирующие отношения по переселению из ЗАТО, освещают лишь небольшой круг вопросов и органам местного самоуправления п. 5 постановления Правительства РФ № 23 поручено более подробно, т.е. детально регламентировать порядок переселения из ЗАТО, разработанное в г. Межгорье и утверждённое постановлением главы администрации ЗАТО Межгорье 21.10.2008 г. № 598 (согласованное врио начальника расквартирования и обустройства Министерства обороны РФ 24.12.2008 г.) Положение “О порядке обеспечения жильём граждан, переезжающих из ЗАТО Межгорье РБ на новое место жительства, или выплате компенсации этим гражданам” содержит ряд норм, детализирующих процесс отселения с учётом местных условий, а именно: того, что в ЗАТО Межгорье жилищного строительства не ведётся и более чем 400 семей, работающих и нуждающихся в получении жилья, жилищные проблемы могут решить исключительно за счёт переселения из ЗАТО лиц, утративших связь с предприятиями и организациями, расположенными в ЗАТО, в Положение № 598 внесены п. 4.2.1 и п. 4.2.2, устанавливающие: п. 4.2.1 - возможность по согласованию с соответствующими предприятиями, объектом, министерством или ведомством, в том числе, и за их счёт ограничить по каким-либо причинам проживание ряда граждан в ЗАТО, предложив им переселение.; п. 4.2.2 - учёт потребности отселяющей организации в жилой площади отселяемой семьи. Это, по мнению суда, не противоречит выше приведённым нормативным правовым актам, обладающим высшей юридической силой, не ущемляет права граждан.
При таких обстоятельства доводы заявителей суд считает не убедительными, требование о признании недействующим и не подлежащим применению п.п. 3.7.1, 4.3.1, 4.2.1, 4.2.2 Положения “О порядке обеспечения жильём граждан, переезжающих из ЗАТО Межгорье РБ на новое место жительства, или выплате компенсации этим гражданам”, утверждённого постановлением главы администрации ЗАТО Межгорье № 598 от 21.10.2008 г., - не подлежащими удовлетворению, так как оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному законодательству и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Требование заявителей о необходимости включения в выше названное Положение пунктов, предусматривающих одноразовость отселения, гласность и прозрачность процедуры отселения, не может быть предметом рассмотрения в суде, т.к. вопросы нормотворчества не входят в компетенцию суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 252-253 ГПК РФ, суд
решил:
Коваленко С. Г., Коваленко Н. В, в удовлетворении заявления о признании недействующими и не подлежащими применению п.п. 3.7.1, 4.2.1, 4.2.2, 4.3.1 нормативного правового акта органа местного самоуправления ЗАТО Межгорье - Положения “О порядке обеспечения жильём граждан, переезжающих из ЗАТО Межгорье РБ на новое место жительства, или выплате компенсации этим гражданам”, утверждённого постановлением главы администрации ЗАТО Межгорье № 598 от 21.10.2008 г., с изменениями, внесёнными постановлением и.о. главы администрации ЗАТО Межгорье № 277 от 22.04.2010 г., - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РФ через Межгорьевский городской суд в течение 10 дней с момента принятия его в окончательной форме.
Председательствующий -
федеральный судья А. Ф. Палаева
24.03.2011 г.
Решение в законную силу не вступил