30 августа 2012 года Межгорьевский городской суд РБ в составе: председательствующего судьи Палаевой А. Ф. с участием ст. помощника прокурора прокуратуры ЗАТО г. Межгорье Латыпова А. В. при секретаре Мочаловой Н. И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении Открытого Акционерного Общества «Ремонтно-эксплуатационное управление», В ходе проведенной в период с 30 мая по 04 июня 2012 года прокуратурой ЗАТО г. Межгорье с участием специалиста Центрального управления Ростехнадзора проверки соблюдения законодательства о промышленной безопасности на опасном производственном объекте - котельной № 418 (946-418-1) с паровым и водогрейными котлами (температурой воды выше 115 С) в ЗАТО г. Межгорье, установлено, что ОАО «РЭУ» не соблюдаются требования Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 11.06.2003 г. № 88 (ПБ 10-574-03), Правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды, утверждённых постановлением Госгортехнадзора от 11.06.2003 г. № 90 (ПБ 10-03), Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утверждённых постановлением Госгортехнадзора от 18.03.2003 г. № 9 (ПБ 12-529-03): - в нарушение ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» взрывопожароопасный объект передан в безвозмездное пользование юридическому лицу - ОАО «РЭУ», которое не имеет права осуществлять деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных объектов по месту нахождения объектов в г. Межгорье-1 РБ в связи с тем, что проверяемый взрывопожароопасный производственный объект не включён в перечень эксплуатируемых ОАО «РЭУ» объектов в соответствии с имеющейся лицензией № ВП-01-003760 (КС); - в нарушение ч. 1 ст. 9 Закона договором безвозмездного пользования не предусматривается соблюдение эксплуатирующей организацией требований Федеральных законов и Правил безопасности, соответствующие обязанности не оговорены; - не соблюдено требование ст. 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре; - в нарушение п. 10.1 Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов ПБ 10-03 и п. 5.1 Правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды ПБ 10-573-03, в ходе проверки не представлены паспорта котлов ДБ - 10-14-ГМ - 2 шт. и КВГМ -20-150 - 4 шт., паропровода и другого оборудования, подлежащего регистрации в органах Ростехнадзора; - не соблюдено требование ст. 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» о заключении договоров на обслуживание с профессиональными аварийно - спасательными службами. - в нарушение п. 9.1 «Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов» ПБ 10-574-03 и ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» без необходимого обоснования и расчёта сокращен штат работников ИТР и персонала котельной, с момента заключения договора о безвозмездном пользовании и до настоящего времени не определены должностные обязанности работников опасного производственного объекта; ИТР котельной не аттестованы на знание соответствующих правил безопасности; - в нарушение ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и п. 2.1.15 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления ПБ 12-529-03 ОАО «РЭУ» не проводилась экспертиза промышленной безопасности здания котельной; - в нарушение п. 9.5.1 «Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов» ПБ 10-574-03 и п. 5.9.1 - 5.9.3 «Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления не утвержден и, соответственно, не выполняется график планово-предупредительных ремонтов котельной, котлов, газораспределительных сетей. Указанные нарушения закона создают угрозу жизни и здоровью людей, наступления техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды. Вышеуказанные нарушения отражены в акте проверки проведенной зам. прокурора прокуратуры ЗАТО г. Межгорье Папышевой Е.С. и специалистом - главным государственным инспектором Центрального управления Ростехнадзора П. А. в присутствии представителя ОАО «РЭУ» Литовкина Н.А. и ст. инженера филиала в/ч 71111 ФКУ в/ч 33877 МО РФ. Усмотрев в действиях ОАО «РЭУ» административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, зам. прокурора прокуратуры ЗАТО г. Межгорье Папышева Е.С. возбудила дело об административном правонарушении в отношении юридического лица ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление». Постановление с приложенными материалами было направлено в Центральное управление Федеральной службы по экологическому и атомному надзору. Копия постановления была вручена представителю ОАО «РЭУ» Литовкину Н.А. с разъяснением прав, предусмотренных ст. ст. 25.1, 25.4, 28.2 КоАП РФ, который расписался в получении и разъяснении прав. Центральное управление Ростехнадзора изучив материалы дела об административном правонарушении, и, установив, что выявленные нарушения требований промышленной безопасности представляют непосредственную угрозу жизни и здоровью людей (наступление техногенной катастрофы) и необходимо немедленно пресечь административное правонарушение путём административного приостановления деятельности, передало административное дело в отношении «РЭУ» на рассмотрение в Межгорьевский городской суд. В судебном заседании представитель прокурора прокуратуры ЗАТО г. Межгорье Латыпов А.В., ссылаясь на выявленные нарушения, просил привлечь ОАО «РЭУ» к административной ответственности, назначить наказание в виде административного приостановления деятельности его производственного объекта на срок до 90 суток. Представитель «РЭУ» в судебном заседании не присутствовал, направил в суд свои возражения, просит прекратить производство по делу, мотивируя тем, что прокурором при производстве по делу нарушены процессуальные требования КоАП РФ, т.к. постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено в отсутствие законного представителя «РЭУ», а присутствовавший при вынесении Литовкин Н.А. таковым не является, т.к. действовал на основании общей доверенности и не был уполномочен участвовать в конкретном административном деле. Законный представитель «РЭУ» не был надлежаще извещён о времени и месте рассмотрения дела. Кроме того, по мнению представителя ОАО «РЭУ» нет состава административного правонарушения: отсутствие у ОАО «РЭУ» лицензии на проверяемый взрывопожарный объект предшествовали объективные причины - вины ответчика в этом нет; отсутствует событие административного правонарушения, паспорта на промышленно опасные объекты имеются - необходимости в заключении договора на проведение аварийно-спасательных работ нет, т.к. Специальное Управление ФПС № 103 МЧС России оказывает эту услугу безвозмездно; должностные обязанности персонала котельной отражены в их должностных инструкциях; график планово-предупредительных ремонтов котельной, котлов, газораспределительных сетей утверждён. По мнению представителя ОАО «РЭУ», результаты проверки недействительны, т.к. она проведена с грубым нарушением правил, установленных Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Трёхлетний срок со дня регистрации ОАО «РЭУ» в качестве юридического лица истекал 19.06.2012 г., плановая проверка проведена с 30 мая по 04 июня 2012 г., уведомлений о начале проверки ответчик не получал, документы, подтверждающие соблюдение требований закона, от ОАО «РЭУ» не запрашивались, представитель ОАО «РЭУ» с актом проверки ознакомлен не был. Выслушав представителя прокуратуры ЗАТО г. Межгорье, исследовав представленные документы, суд считает, что имеет место нарушение ОАО «РЭУ» требований по промышленной безопасности опасных производственных объектов, что создаёт угрозу жизни и здоровью людей. В силу ст. 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ, производственный объект - котельная № 418, эксплуатируемый ОАО « Ремонтно-эксплуатационное управление», относится к опасным производственным объектам. Как установлено, на основании распоряжения Правительства РФ № 1074р от 29.06.2011 г. и приказа МО РФ от 31.08.2011 г. № 1510 «О предоставлении недвижимого и движимого имущества в безвозмездное пользование открытому акционерному обществу «Ремонтно-эксплуатационное управление» договором № 119 от 01.12.2011 г., филиалом - войсковая часть 71111 ФБУ войсковая часть 33877 передано в безвозмездное пользование ОАО «РЭУ» недвижимое и движимое имущество, в том числе (в соответствии с Приложением № 1): котельная № 418 (946-418-1) с паровыми и водогрейными котлами КВГМ-20-150 - 4 шт. и ДЕ-10-14-ГМ - 2 шт.; экономайзер ЭП-236 - 2 шт.; дымовая труба - 1 шт.; тепловая сеть и тепловые пункты. В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ, эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов является видом деятельности, на который требуется лицензия. Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.08.2008 г. № 599, установлены лицензионные требования и условия при эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, в частности, соблюдение лицензиатом требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, установленных ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», к требованиям промышленной безопасности относятся условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в федеральных законах или нормативных правовых актах РФ, а также в нормативных технических документах, соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность. Вина ОАО «РЭУ» подтверждается актом проверки проведенной с 30 мая по 04 июня 2012 г. зам. прокурора ЗАТО г. Межгорье, с участием специалиста - главного государственного инспектора Центрального управления Ростехнадзора, материалами административного дела об административном правонарушении от 04.06.2012 г., определением Центрального управления Ростехнадзора от 26.06.2012 г. о передаче административного дела в отношении ОАО «РЭУ» для рассмотрения в Межгорьевский городской суд. Утверждения ОАО «РЭУ» о нарушении административным органом процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности проверены судом и не нашли подтверждения, о месте и времени проведения проверки извещался директор филиала «Казанский ОАО «РЭУ» Маврин С.М. письмом от 29.05.2012 г. (л.д. 48), директор ОАО «РЭУ» письмом от 01.06.2012 г. (л.д. 52), в котором прокуратура предлагала направить представителя с соответствующей доверенностью в прокуратуру и сообщалось, что 04.06.2012 г. будет вынесено постановление об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ. Распоряжением № 0-62/12 от 01.06.2012 г. директор филиала «Казанский ОАО «РЭУ» направил начальника теплового хозяйства Литовкина Н.А. для дальнейшего представления интересов ОАО «РЭУ» в прокуратуре в 10 час. 04.06.2012 г. Присутствовавший при проверке и впоследствии при составлении протокола об административном правонарушении Литовкин Н.А. имел нотариально удостоверенную доверенность, выданную директором филиала «Казанский ОАО «РЭУ» Мавриным С.М., представлять интересы ОАО «РЭУ» во всех судебных органах и административных, подавать от имени ОАО «РЭУ» любые заявления (л.д. 56-57). Согласно направленной по запросу суда нотариально удостоверенной доверенности, выданной и.о. ген. директора ОАО «РЭУ» Олениным Г.Л. 20.01.2012 г., директор филиала «Казанский» ОАО «РЭУ» Маврин С.М. был уполномочен представлять интересы и действовать от имени ОАО «РЭУ» в государственных органах и органах местного самоуправления, во всех судах, в службе судебных приставов и т.д. с правом передоверия полномочий. Следовательно, Литовкин Н.А. правомерно представлял интересы ОАО « РЭУ» при проводившейся проверке и при составлении протокола об административном правонарушении. Доводы ОАО «РЭУ» о нарушении административным органом процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности опровергаются имеющимися в материалах дела документами, отчётами о доставке факсимильной связью и реестрами почтовых отправлений соответствующих уведомлений. Утверждения ОАО «РЭУ» об отсутствии события административного правонарушения, отсутствии состава административного правонарушения суд считает не убедительными, они опровергаются материалами административного дела. То, что ОАО «РЭУ» не имело права осуществлять деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных объектов по месту нахождения котельной № 418, подтверждается материалами дела, т.к. данный взрывоопасный производственный объект не включён в перечень эксплуатируемых ОАО «РЭУ» объектов в соответствии с имеющейся лицензией. Нарушение требований промышленной безопасности и условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, а именно: отсутствие обязательств соблюдения требований федеральных законов и правил безопасности при передаче в безвозмездное пользование взрывопожароопасного производственного объекта, отсутствие регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре, отсутствие договорных отношений с профессиональными аварийно-спасательными службами (ФГКУ «Специальное управление ФПС № 103 МЧС России» осуществляет функции пожаротушения), не проведение экспертизы промышленной безопасности здания котельной, отсутствие графика планово-предупредительных ремонтов котельной, котлов и газораспределительных сетей (за исключением незначительных малярных работ на котельной), а также, как следует из объяснения начальника теплового хозяйства котельной № 418 филиала ОАО «РЭУ» «Казанский» Литовкина Н.А., недостаточное для нормального и безопасного функционирования количество работников ИТР и персонала котельной, не доведение до работников их функциональных обязанностей и должностных инструкций, не проведение аттестации ИТР на знание соответствующих правил безопасности, было установлено в ходе проверки и подтверждается материалами дела, что является достаточным поводом и основанием для привлечения ОАО «РЭУ» к административной ответственности. Своими действиями юридическое лицо совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, - нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов. На момент рассмотрения дела об административном правонарушении ОАО «РЭУ» не представило доказательств об устранении выявленных нарушений. При назначении наказания суд учитывает характер совершенного правонарушения, действия юридического лица по устранению их, принимает во внимание и срок, необходимый для их устранения. В соответствии со ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается судьёй только в случаях, предусмотренных статьями особенной части КоАП РФ, если менее строгое наказание не может обеспечить достижение цели административного наказания. Суд считает, что, исходя из характера допущенных нарушений, учитывая, что выявленные нарушения требований промышленной безопасности не устранены на момент рассмотрения дела об административном правонарушении, что может привести к реальной угрозе безопасности жизни и здоровья людей, а менее строгое наказание в виде штрафа не сможет обеспечить цели административного наказания, поскольку выявленные нарушения угрожают жизни и здоровью людей, устранены могут быть только при прекращении ведения указанной деятельности. Наказание должно быть назначено в виде административного приостановления деятельности производственного объекта ОАО «РЭУ» котельной № 418 (946-418-1) с паровыми и водогрейными котлами (с температурой воды выше 115 С) в ЗАТО г. Межгорье. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд Установить вину юридического лица Открытого акционерного общества «Ремонтно-эксплуатационное управление» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности его производственного объекта: котельной № 418 (946-418-1) с паровыми и водогрейными котлами (с температурой выше 115С) в ЗАТО г. Межгорье сроком 60 суток. Постановление может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 суток с момента получения копии настоящего постановления через Межгорьевский городской суд. Председательствующий - федеральный судья А.Ф. Палаева