Решение по иску прокурора о бездействии органа местного самоуправления.



Дело № 2-165/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Шуйское 20 мая 2011 года.

Междуреченский районный суд Вологодской области в составе:

судьи Решетова В.Н.,

с участием прокурора Междуреченского района Вологодской области Кузнецова С.А.,

представителя заинтересованного лица от администрации Междуреченского муниципального района Паличева А.К.,

при секретаре Копытовой Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Междуреченского района в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределённого круга лиц о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Междуреченского района обратился в суд с указанным заявлением, мотивируя свои требования тем, что по результатам проведенной прокуратурой района проверки, в связи с обращением начальника ГУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Вологодской области» было установлено, что органами местного самоуправления Междуреченского муниципального района нарушаются требования законодательства о защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, так как на территории района до настоящего времени не создана и не действует единая дежурно - диспетчерская служба Междуреченского муниципального района (далее ЕДДС района), отсутствует нормативно - правовой акт органов местного самоуправления, определяющий порядок организации, компетенцию и полномочия данной службы.

Бюджет района на 2011 год и плановый период 2012 года не предусматривает финансирование расходов, связанных с организацией и деятельностью ЕДДС района. Вместе с тем, действующим законодательством, к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (далее ЧС) на территории муниципального района, а также организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от ЧС природного и техногенного характера.

В связи с наступлением летнего пожароопасного периода, отсутствие ЕДДС района понижает уровень защищенности территории и населения района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Органом местного самоуправления, в компетенцию которого входит непосредственная реализация мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций, является администрация Междуреченского муниципального района. В результате бездействия данного органа местного самоуправления нарушаются права неопределённого круга лиц, жизнь и здоровье которых, в свою очередь, ставятся под угрозу.

Исходя из вышеуказанного, прокурор района просит признать незаконным бездействие органа местного самоуправления - администрации Междуреченского муниципального района, не принимающей мер по организации и обеспечению деятельности ЕДДС района, и обязать администрацию муниципального района в срок до 01.07.2011 года создать и обеспечить функционирование ЕДДС района в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В судебном заседании прокурор Междуреченского района Кузнецов С.А. поддержал заявленное требование в части признания незаконным бездействия органа местного самоуправления - администрации Междуреченского муниципального района, не принимающей мер по организации и обеспечению деятельности ЕДДС района, изменив второе из заявленных требований, а именно, просит обязать администрацию Междуреченского муниципального района в срок до 01.07.2011 года разработать и утвердить нормативный правовой акт органа местного самоуправления, определяющий порядок создания и функционирования ЕДДС Междуреченского муниципального района в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Представитель заинтересованного лица от администрации Междуреченского муниципального района Паличев А.К., признав обоснованность измененных в судебном заседании заявленных прокурором района требований, указал, что в настоящее время отсутствует реальная возможность обеспечить функционирование ЕДДС муниципального района, поскольку на указанные цели не запланированы в бюджете района средства. Срок - до 01.07.2011 года, определенный прокурором района для разработки и утверждения нормативного правового акта, определяющего порядок создания и функционирования ЕДДС Междуреченского муниципального района, является реальным.

Суд, выяснив позицию прокурора района, выслушав представителя заинтересованного лица, признавшего обоснованность заявленных требований, исследовав все материалы дела, считает требования прокурора района, измененные в судебном заседании, подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что в соответствии п. п. 7, 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий ЧС на территории муниципального района, а также организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от ЧС природного и техногенного характера.

В соответствии с п. «з» ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы местного самоуправления создают постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС. Данные органы управления, как установлено п. 10 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», являются постоянно действующими органами управления единой системой на муниципальном уровне.

Как следует из п. 11 Положения, органами повседневного управления единой системы предупреждения и ликвидации ЧС на муниципальном уровне являются ЕДДС муниципальных образований. Компетенция и полномочия органов повседневного управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.

Постановлением Правительства Вологодской области от 31.01.2011 N 65 «О территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций области» утверждено Положение о Вологодской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС. Пунктом 4 указанного постановления Правительства области Главам муниципальных образований следует привести положения о звеньях территориальной подсистемы, составе сил и средств звеньев в соответствие с выше указанным Положением, а также организовать создание и обеспечить готовность органов управления, сил и средств, резервов материальных и финансовых ресурсов, системы связи и оповещения звеньев территориальной подсистемы.

Указанным выше Положением также предусмотрена организация ЕДДС по территориальному принципу, в пределах территорий муниципальных образований области, которыми, в соответствии с абзацем 2 п. 1.3 Положения, является муниципальный район или городской округ. ЕДДС муниципального уровня входит в Вологодскую территориальную подсистему единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС и является, в соответствии с п. 2.5 Положения органом повседневного управления системы предупреждения и ликвидации ЧС на территории района.

Технические требования к организации деятельности ЕДДС регламентированы ГОСТом Р 22.7.01-99 «Безопасность в ЧС. ЕДДС. Основные положения».

Таким образом, действующее законодательство в области ГО и ЧС возлагает обязанность на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по созданию и обеспечению деятельности ЕДДС, которые являются составными частями единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС. Данная обязанность распространяется также и на органы местного самоуправления Междуреченского муниципального района.

Установлено также, что к вопросам местного значения Междуреченского муниципального района относится, в частности, участие в предупреждении и ликвидации последствий ЧС на территории муниципального района, организация и осуществление мероприятий по ГО, защите населения и территории муниципального района от ЧС природного и техногенного характера (ст. 4 Устава муниципального района).

К полномочиям администрации Междуреченского муниципального района относится, в частности, исполнение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Междуреченского муниципального района федеральными законами и законами Вологодской области (ст. 31 Устава муниципального района).

В судебном заседании установлено, с чем согласился и представитель заинтересованного лица, что в Междуреченском муниципальном районе ЕДДС не создана; бездействие органа местного самоуправления по данному вопросу, с учетом наступления летнего пожароопасного периода, понижает уровень защищенности населения и территории района от ЧС природного и техногенного характера, нарушает права неопределённого круга лиц, чья жизнь и здоровье могут пострадать в результате возникновения ЧС на территории района.

При таких обстоятельствах, суд считает, что имеются все основания для признания бездействия органа местного самоуправления - администрации Междуреченского муниципального района по непринятию мер к организации и обеспечению деятельности ЕДДС района, не соответствующим закону.

В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа, в данном случае, органа местного самоуправления, устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Суд, с учетом мнения сторон, считает реальным срок - до 01.07.2011 года, необходимый для выполнения второго из заявленных прокурором района (измененного в судебном заседании) требования.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 3 ст. 173, ст.ст. 194-198, 209, 254-258 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора Междуреченского района Вологодской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления - администрации Междуреченского муниципального района Вологодской области по непринятию мер к организации и обеспечению деятельности единой дежурно-диспетчерской службы Междуреченского муниципального района.

Обязать администрацию Междуреченского муниципального района Вологодской области в срок до 01.07.2011 года разработать и утвердить нормативный правой акт органа местного самоуправления, определяющий порядок создания и функционирования единой дежурно-диспетчерской службы Междуреченского муниципального района Вологодской области в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 года N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», ГОСТ Р 22.7.01-99 «Безопасность в ЧС. ЕДДС. Основные положения», постановлением Правительства Вологодской области от 31.01.2011 года № 65 «О территориальной подсистеме единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций области».

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Междуреченский районный суд в течение 10 дней.

Судья Решетов В.Н.