Решение по заявлению лица о признании незаконными действий органа местного самоуправления.



Дело № 2-178/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Шуйское 07 июня 2011 года.

Междуреченский районный суд Вологодской области в составе судьи Решетова В.Н., с участием:

заявителя Богатовой В.А.,

представителя заинтересованного лица от администрации Междуреченского муниципального района ПаличеваА.К.,

представителя заинтересованного лица от администрации сельского поселения Сухонское Междуреченского муниципального района Дядечкиной С.Н.,

представителя заинтересованного лица от Управления труда и социальной защиты населения администрации Междуреченского муниципального района Мелетеевой Я.А.,

при секретаре Копениной О.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Богатовой В.А. о признании незаконным действия администрации Междуреченского муниципального района Вологодской области, отказавшей в предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилых помещений,

УСТАНОВИЛ:

Заявительница обратилась в суд с указанным требованием, мотивируя его тем, что, обратившись в администрацию Междуреченского района за предоставлением жилищной субсидии, на которую она, как полагает, имеет право, являясь инвалидом 2 группы с 2000 года, состоящий с 1994 года на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как проживающую в аварийном жилье.

Расценив ответ Главы Междуреченского муниципального района от 20.04.2011 г. № 921/21-Б, как отказ в предоставлении субсидии, заявительница считает его (отказ), противоречащим закону, нарушающим её права и законные интересы.

В заявлении Богатова В.А. ссылается на то, что она является инвалидом 2 группы <данные изъяты>, проживает вместе с мужем в доме <данные изъяты>

Глава администрации поселения Сухонское - правопреемника Враговского сельсовета уведомил заявительницу о том, что она состоит на учете как нуждающаяся в улучшении жилищных условий с 16.01.1997 года, что, по мнению заявительницы, подтверждает факт принятия ее на учет с указанной даты.

Вместе с тем, заявительница не была уведомлена письменно о принятии ее на учет, но ей было известно, что она состоит в очереди на получение жилья. С очереди она снята не была, так как основания для этого отсутствуют, продолжает проживать все в том же старом доме, и имеет, по ее мнению, право на жилищную субсидию.

Учетом граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях ведают органы местного самоуправления, составление сводных списков инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, также является обязанностью органов местного самоуправления.

Таким образом, на день вступления в силу закона Вологодской области от 12.04.2010 г. № 2263-03 и постановления Правительства Вологодской области от 22.06.2009 г. № 945 Богатова В.А., как указывается в заявлении, имела статус нуждающейся в жилых помещениях и была признана инвалидом, поэтому на нее должно распространяться действие Закона Вологодской области «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в РФ», согласно которому инвалидам, имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предоставляется жилищная субсидия, исходя из общей площади жилья 18 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по Вологодской области, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.

В связи с изложенным, заявительница просит признать действия администрации Междуреченского муниципального района, отказавшей ей в предоставлении жилищной субсидии на приобретение или строительство жилых помещений, незаконными, и обязать администрацию Междуреченского муниципального района предоставить ей жилищную субсидии на приобретение или строительство жилых помещений.

В судебном заседании Богатова В.А. поддержала заявленные требования в полном объеме, по существу дела пояснила, что в 1994 году, в связи с тем, что дом, в котором она проживала с мужем <данные изъяты> (и продолжает проживать в настоящее время, сделав своими силами ремонт) старый, требовал капитального ремонта, она обратилась с заявлением в администрацию Враговского сельсовета, чтобы ее поставили на очередь. На сколько ей известно, ее поставили на очередь в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Шло время, квартиры предоставляли другим очередникам, в частности, вдовам участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, другим категориям очередников, а ей жилье не предоставлялось. Ей было предложено жилье, от которого она отказалась, так как его состояние было не лучше, чем дом, в котором она проживает.

С ДД.ММ.ГГГГ она является инвалидом 2 группы по общему заболеванию. Специалисты сельсовета ее, вероятно, не поставили в другую очередь - как инвалида, а сама она с соответствующим заявлением также не обращалась.

Когда ее пригласили весной 2011 года в районную комиссию по жилищным вопросам, то выяснилось, что отсутствуют распоряжения жилищной комиссии сельсовета о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении; справка из архива, полученная по запросу из администрации поселения Сухонское Междуреченского муниципального района также не прояснила до конца ситуации, поскольку в справке указано, что в акте проверки жилищных условий от 13.01.1997 года вообще отсутствуют подписи членов комиссии.

Заявительница просит удовлетворить заявленные ею требования.

Представитель заинтересованного лица от администрации Междуреченского муниципального района Паличев А.К., не согласившись с позицией и требованиями заявительницы, по существу показал, что в соответствии со ст. 2 Закона Вологодской области от 06.04.2009 года № 1985-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления муниципальных районов области наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных вопросов, вставших на учет до 01.01.2005 года. В администрации района ведется составленный по данным сельских поселений района список очередников-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Заявительница значится в указанном списке как инвалид 2 группы, состоящая на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 12.07.1994 года.

В связи с этим, Богатовой В.А., для получения субсидии из средств областного бюджета, было предложено представить документы, подтверждающие ее право на улучшение жилищных условий как инвалиду 2 группы, вставшему на учет до 01.01.2005 года. Заявителем каких-либо документов, подтверждающих ее нахождение в списке нуждающихся на улучшение жилищных условий с 12.07.1994 года, представлено не было.

Отсутствует решение администрации Враговского сельсовета в форме распоряжения (постановления) о принятии Богатовой В.А. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также иные документы, являющиеся основанием признания Богатовой В.А., нуждающейся в улучшении жилищных условий, указанных в п. 7 постановления Администрации Вологодской области и Президиума областного Совета Федерации профсоюзов от 11.02.1991 года № 92 «Об утверждении правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений на территории Вологодской области». Установлено, что по состоянию на 12.07.1994 года семья Богатовой В.А. была обеспечена жилой площадью, согласно действующим нормам (не менее 9 кв.м. жилой площади на одного члена семьи), не являлась инвалидом 2 группы, жилой дом в установленном порядке не был признан не отвечающим санитарным нормам или техническим требованиям (согласно техническому паспорту, выданному ГП ВО «Вологдатехинвентаризация» по состоянию на 12.02.2007 года, указанный жилой дом заявительницы признан пригодным для проживания). Отсутствует и акт общественной жилищной комиссии о проверке достоверности, представленных Богатовой В.А. документов и условий проживания.

Представитель также показал, что распоряжение Главы поселения Сухонское от 19.03.2010 года № 10-р «О жилищных вопросах», в части признания Богатовой В.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий с 17.07.1994 года принято без соответствующего документального подтверждения в нарушение ст.ст. 14, 53 Жилищного кодекса РФ, статей 2-4 закона Вологодской области от 29.06.2005 года № 1307-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и об определении общей площади предоставляемого жилого помещения отдельным категориям граждан».

Ссылка Богатовой В.А. на то, что она состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 16.01.1997 года, также не подтверждается документально, как и отсутствует решение администрации Враговского сельсовета о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий. В акте проверки жилищных условий, хранящемся в архивном фонде, отсутствуют подписи членов комиссии, подписи самой Богатовой В.А.

Более того, признание Богатовой В.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий по основанию «жилье требует капитального ремонта» противоречит действовавшему на тот момент времени жилищному законодательству, как и включение ее в число очередников решением общественной комиссии по жилищным вопросам, к полномочиям которого отнесена только функция общественного контроля.

В связи с изложенным, отсутствуют доказательства, подтверждающие факт того, что Богатова В.А. состояла на учете нуждающейся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года, в связи с чем, не может претендовать на получение жилищной субсидии, а соответственно. В удовлетворении заявленных ею требований следует отказать.

Представитель заинтересованного лица от администрации поселения Сухонское Междуреченского муниципального района Дядечкина С.Н. по существу дела показала, что после обращения весной 2011 года Богатовой В.А. в сельское поселение за выпиской из распоряжения о постановке на очередь по жилищным вопросам (распоряжения в учетном деле нет), был направлен соответствующий запрос в архивный отдел администрации Междуреческого муниципального района. Из представленного ответа следует, что сведений по жилищной комиссии и распределению жилья гражданам, нуждающимся в жилых помещениях в документах Враговского сельсовета Междуреченского района за 1994-1995 годы в отношении Богатовой В.А. не имеется. Следовало также, что в протоколе № 1 от 16.01.1997 года Богатова В.А. поставлена на очередь по улучшению жилищных условий, проживающих в аварийном жилье, в акте проверки жилищных условий от 13.01.1997 года имеется ссылка на то, что дом Богатовой В.А. требует капитального ремонта, но подписи членов комиссии и самой заявительницы в указанном документе не имеются.

В поселении ведется учет граждан, состоящих а учете, нуждающихся в жилом помещении, и в общей очереди под № 1 в записях за 2005 год значится Богатова В.А.

Представитель заинтересованного лица от Управления труда и социальной защиты населения Междуреченского муниципального района Мелетеева Я.А., пояснил, что Богатова В.А., не обращалась в Управление труда и социальной защиты населения администрации Междуреченского муниципального района по поводу каких-либо вопросов, связанных с жильем, с получением субсидий. Все необходимые ответы на запросы служб и учреждений по инвалидам Управление предоставляет в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Суд, выслушав заявительницу, представителей заинтересованных лиц, изучив все материалы дела, считает, что в удовлетворении заявленных Богатовой В.А. требований следует отказать.

Судом установлено, что Богатова В.А., проживает в собственном доме <данные изъяты>, является пенсионером, согласно имеющейся в деле справки <данные изъяты> признана нетрудоспособным инвалидом 2 группы по общему заболеванию.

Как установлено в судебном заседании, из архивных записей (архивная справка архивного отдела администрации Междуреченского муниципального района от 04.04.2011 г. № 95) следует, что имеется запись о том, что в протоколе заседания жилищной комиссии при администрации Враговского сельсовета от 16.01.1997 года № 1 в списке лиц, поставленных на очередь в 1997 году по улучшению жилищных условий, проживающих в аварийном жилье, значиться Богатова В.А.

Вместе с тем указанный факт ставиться под сомнение дальнейшей записью, из которой следует, что в акте проверки жилищных условий заявителя Богатовой В.А. от 13.01.1997 года и в заключении к акту о необходимости капитального ремонта дома, постановке на очередь по улучшению условий, отсутствуют вообще подписи членов комиссии и самой заявительницы (то есть основание постановки на очередь ставиться под сомнение, поскольку документ-акт не подписан лицами, его составившими).

По указанному основанию ставиться под сомнение и распоряжение Главы поселения Сухонское «О жилищных вопросах» № 10-р от 19.03.2010 года (О праве преемственности) в части восстановления Богатовой В.А. на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях.

Иных доказательств, подтверждающих бы тот факт, что Богатова В.А. состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года суду не представлено.

Сама заявительница в судебном заседании показала, что она, примерно в 1997 году (точной даты не помнит) видела в сельсовете лишь простую общую тетрадь, в которую заносились все очередники на жилье (в том числе и она), без разграничения категорий очередников.

Заявительница также признает, что когда ДД.ММ.ГГГГ ей была установлена 2 группа инвалидности по общему заболеванию, то после этого она не обращалась в жилищную комиссию сельсовета или поселения Сухонское с заявлением о принятии ее на учет, уже в качестве инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Вместе с тем, учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и принятие их на учет в 1997 году осуществлялся на основании действовавшего Жилищного кодекса РСФСР, от 24.06.1983 года. Учёт, согласно ст. 30, 31 указанного кодекса, осуществлялся, как правило, по месту жительства в исполкоме местного Совета народных депутатов (в данном случае сельского Совета народных депутатов). Порядок учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, регламентировался действовавшими «Примерными правилами учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР», утверждёнными постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07. 1984 года № 335. Статья 30 обозначенного выше Жилищного кодекса, в части учета граждан, содержала отсылочную норму к данным Правилам.

Согласно п. 12 указанных выше Примерных правил, для принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, гражданином подаётся заявление, к которому прилагаются указанные в пункте документы. Согласно п. 13 того же нормативного акта поступившее заявление тщательно проверяется, рассматривается, и согласно п. 14 принимается решение о принятии гражданина на учёт.

Принятие гражданина на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, осуществлялось, как следует из указанных выше нормативно - правовых актов, по инициативе самого гражданина (то есть носит заявительный характер), в установленном порядке. И праву гражданина быть принятым на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий корреспондировала его обязанность совершить необходимые для того действия, представить установленные документы, что, как установлено, заявительницей сделано не было.

Как установлено в судебном заседании, Богатова В.А. более в жилищную комиссию администрации Враговского сельсовета (поселения), или Сухонского поселения, не обращалась.

Требование представить заявление и установленные документы для предоставления субсидии на приобретение или строительство жилья содержится так же и в постановлении Правительства Вологодской области от 22.06.2009 года № 945 "О порядке предоставления органами местного самоуправления жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений в рамках осуществления отдельных государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которым утвержден "Порядок предоставления органами местного самоуправления жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений в рамках осуществления отдельных государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", (пункт 10 указанного нормативного акта).

Кроме того, для получения субсидии по указанному выше постановлению № 945 требуется, чтобы инвалид состоял в очереди по улучшению жилищных условий по состоянию до 01.01.2005 года. <данные изъяты>

Установлено также, что весной 2011 года Богатова В.А. обратилась в администрацию Междуреченского муниципального района, как инвалид, за получением субсидии на строительство или приобретение жилого помещения, но не представила в полном объеме необходимые документы, в связи с чем, ей было разъяснено ее право на обращение с соответствующим заявлением о постановке на учет в установленном порядке в администрацию поселения Сухонское Междуреченского муниципального района.

Исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств, суд считает действия органа местного самоуправления, отказавшего Богатовой В.А. в предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, правомерными, поскольку Богатова В.А. не представила всех требуемых необходимых документов (доказательств), подтверждающих бы факт того, что она состояла на учете в органе местного самоуправления как инвалид, нуждающийся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года.

В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, и права и свободы гражданина не были нарушены.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 209, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных Богатовой В.А. требований о признании незаконными действий администрации Междуреченского муниципального района Вологодской области, отказавшей в предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилых помещений, отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Вологодский областной суд через Междуреченский районный суд в течение 10 дней.

Судья Решетов В.Н.