Дело № 2-234/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с. Шуйское 07 сентября 2011 года. Междуреченский районный суд Вологодской области в составе: судьи Решетова В.Н., с участием помощника прокурора Междуреченского района Соколовой М.В., представителей заинтересованных лиц: от органа местного самоуправления, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт - Представительного Собрания <адрес> И.В. от Муниципального унитарного предприятия сельского поселения <адрес> О.В. при секретаре Копениной О.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Междуреченского района Вологодской области о признании нормативного правового акта противоречащим закону, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Междуреченского района обратился в суд с указанным заявлением, мотивируя свои требования тем, что решением Представительного Собрания <адрес> от 20.12.2006 года № 265 (в редакции от 25.12.2008 года) «О нормативах потребления коммунальных услуг для населения», официально опубликованном в районной газете «Междуречье» № 97 от 26.12.2006 года, утверждены нормативы потребления коммунальных услуг для населения. Пунктом № 3 «Расход воды на личное подсобное хозяйство» раздела № 1 «Водоснабжение и водоотведение» данного правового акта определен норматив расхода воды на полив приусадебного участка в размере 5 куб.м. холодной воды в месяц с 1 сотки (100 кв.м.). Указанное решение Представительного Собрания, в части определения норматива на полив приусадебного участка противоречит нормам федерального законодательства. Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, а также изменениями, которые будут внесены в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306, будет определено право уполномоченных органов устанавливать норматив потребления коммунальной услуги холодного водоснабжения предусматривающий, в том числе, использование земельных участков и домовладений. Однако, в настоящий момент, указанные нормативные правовые акты в силу не вступили, в связи с чем, основания для взимания с граждан платы за водоснабжение с целью полива приусадебных участков отсутствуют, в связи с чем, прокурор района просит суд признать решение Представительного Собрания <адрес> от 20.12.2006 года № 265 (в редакции от 25.12.2008 года) «О нормативах потребления коммунальных услуг для населения», в части установления им норматива расхода воды на полив приусадебного участка нарушает права неопределенного круга лиц - потребителей коммунальных услуг <адрес> противоречащим закону и недействующим со дня его принятия и обязать председателя Представительного Собрания <адрес> опубликовать сообщение о решении после вступления его в законную силу в районной газете «Междуречье». В судебном заседании помощник прокурора Междуреченского района Соколова М.В., поддержала заявленные требования в полном объёме, указав в обоснование то, что обжалуемое решение Представительного Собрания <адрес> от 20.12.2006 года № 265 (в редакции от 25.12.2008 года) «О нормативах потребления коммунальных услуг для населения», в части установления им норматива расхода воды на полив приусадебного участка не может являться законным, поскольку в Постановлении Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306, утвердившем Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, отсутствует ссылка на установление и определение норматива потребления такой коммунальной услуги, как полив приусадебного участка. Более того, нормативы потребления устанавливаются по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг (в частности холодное и горячее водоснабжение, отопление, электроснабжение и др.), которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома. Отдельной услуги на полив приусадебного участка не предусмотрено, более того, полив приусадебного участка (его площадь) не может соотноситься с благоустроенностью многоквартирного дома или жилого дома. Представитель заинтересованного лица от органа местного самоуправления, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт - представитель Представительного Собрания <адрес> И.В. с заявленными прокурором района требованиями не согласился и пояснил, что принятый Представительным Собранием <адрес> норматив потребления коммунальных услуг для населения района в виде расхода воды на личное подсобное хозяйство, в который включен полив приусадебного участка, сам по себе, не несет правовых последствий, не нарушает прав граждан. Просто при применении указанного норматива на практике, МУП <адрес> были допущены ошибки. Имели место факты начисления платежей за полив приусадебного участка и гражданам, используемым индивидуальные счетчики учета потребляемой холодной воды, что вызвало, конечно же, недовольство среди населения. В данном случае с гражданином необходимо было заключить договор, в котором отразить все существенные его условия. Более того, принятый Представительным Собранием района норматив по расходу воды на личное подсобное хозяйство, в частности - на полив приусадебного участка, ранее не обжаловался, действует в соответствии с постановлением Правительства Вологодской области от 15.11.2010 года № 1314 «О применении нормативов потребления коммунальных услуг при отсутствии приборов учета и тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, принятых органами местного самоуправления области». Представитель полагает, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных прокурором района требований. Представитель заинтересованного лица от МУП сельского поселения <адрес> О.В. разделил позицию прокурора района, пояснив, что действительно принятый норматив не отражает всех важных моментов, в частности, не указан период времени, в течение которого действует данный норматив по поливу приусадебного участка, не учтено то, что некоторые владельцы участков поливают свои участки водой из реки, из пруда, из колодцев. Представитель согласился с тем, что не может быть признано законным и обоснованным начисление платы за полив приусадебного участка лицам, использующим холодную воду, имея установленные счетчики учета воды, поскольку происходит двойное взимание платы за воду с применением норматива. Суд, выяснив позицию помощника прокурора района и его заключение по существу заявленных требований, выслушав мнение представителей заинтересованных лиц, исследовав все материалы дела, считает, что заявленные прокурором района требования подлежат удовлетворению. Установлено, что решением Представительного Собрания <адрес> от 20.12.2006 года № 265 (в редакции от 25.12.2008 года) «О нормативах потребления коммунальных услуг для населения», официально опубликованном в печатном издании – районной газете «Междуречье» № 97 от 26.12.2006 года, утверждены нормативы потребления коммунальных услуг для населения. Пунктом № 3 «Расход воды на личное подсобное хозяйство», раздела № 1 «Водоснабжение и водоотведение» определен норматив расхода воды на полив приусадебного участка в размере 5 куб.м. холодной воды в месяц с 1 сотки (100 кв.м.). На основании ч. 1 ст.157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг. В соответствии с пунктом 2 раздела 1 названных Правил, нормативом потребления коммунальных услуг является месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета. В соответствии с пунктом 3 раздела 1 Правил, нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами, которыми являются органы местного самоуправления. На основании пункта 3 действующего в настоящее время Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307: -«коммунальные услуги» - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях; -«потребитель» - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Таким образом, холодное водоснабжение граждан - потребителей, не является отдельной коммунальной услугой. В соответствии со ст. 2 ФЗ от 07.07.2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства. Таким образом, обеспечение граждан водой для полива личного приусадебного участка следует отнести к коммунальной услуге - холодное водоснабжение, то есть круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки (п.6 раздела 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307). Норматив расхода воды для указанных целей определен пунктами 1 и 2 раздела 1 Нормативов потребления коммунальных услуг для населения, утвержденных решением Представительного Собрания <адрес> от 20.12.2006 года № 265. В связи с изложенным, установление в этих целях отдельного норматива для полива личного приусадебного участка не основано на законе. В судебном заседании также установлено, что Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, а также изменениями, которые будут внесены в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306, будет определено право уполномоченных органов устанавливать норматив потребления коммунальной услуги холодного водоснабжения предусматривающий, в том числе, использование земельных участков и домовладений. Но в настоящий момент, указанные нормативные правовые акты в силу не вступили, в связи с чем, основания для взимания с граждан платы за водоснабжение с целью полива приусадебных участков отсутствуют. В соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306 «Об утверждении Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (в редакции от 06.05.2011 года), нормативы потребления определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома. В связи с этим, нельзя соотнести размер приусадебного участка, предназначенный для полива, с той или иной степенью благоустройства дома (индивидуального жилого или многоквартирного). В связи с установленным, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое решение, в части установления им норматива расхода воды на полив приусадебного участка нарушает права неопределенного круга лиц - потребителей коммунальных услуг <адрес>, в связи с чем, указанное решение Представительного Собрания, в части определения норматива на полив приусадебного участка противоречит нормам федерального законодательства. Ссылка представителя заинтересованного лица от органа местного самоуправления, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт на законность и обоснованность принятого решения Представительного Собрания <адрес> от 20.12.2006 года № 265 (в редакции от 25.12.2008 года) «О нормативах потребления коммунальных услуг для населения», несостоятельна, поскольку опровергается всеми исследованными в судебном заседании доказательствами, показаниями участников процесса. Ссылка представителя заинтересованного лица на постановлением Правительства Вологодской области от 15.11.2010 года № 1314 «О применении нормативов потребления коммунальных услуг при отсутствии приборов учета и тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, принятых органами местного самоуправления области», как на основание обоснованности решения, принятого Представительным Собранием муниципального района, и его действие до утверждения в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти нормативов потребления коммунальных услуг, при отсутствии приборов учета, также несостоятельна, поскольку в указанном постановлении Правительства Вологодской области речь идет о предусмотренных законом коммунальных услугах, в перечень которых не входит полив приусадебного участка. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт - решение Представительного Собрания <адрес> от 20.12.2006 года № 265 (в редакции от 25.12.2008 года) «О нормативах потребления коммунальных услуг для населения», в части утверждения нормативов потребления коммунальных услуг для населения, в том числе и расход воды на личное подсобное хозяйство - полив приусадебного участка из расчета 5 куб.м. в месяц с 1 сотки (100 кв.м), противоречит закону, нарушает права граждан - владельцев приусадебных участков муниципального района. В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был опубликован нормативный правовой акт. Руководствуясь ст.ст. 194-198, 209, 252, 253 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л : Заявление прокурора Междуреченского района Вологодской области удовлетворить. Признать пункт 3 «Расход воды на личное подсобное хозяйство» раздела 1 Нормативов потребления коммунальных услуг для населения, утвержденных решением Представительного Собрания <адрес> от 20.12.2006 года № 265 (в редакции от 25.12.2008 года) «О нормативах потребления коммунальных услуг для населения», в части установления норматива расхода воды на полив приусадебного участка незаконным и недействующим со дня его принятия. Обязать председателя Представительного Собрания <адрес> опубликовать сообщение о решении в 10-дневный срок после вступления указанного решения в законную силу в печатном издании - районной газете «Междуречье». Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Междуреченский районный суд в течение десяти дней. Судья Решетов В.Н.