Дело № 2-249/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с. Шуйское 09 сентября 2011 года. Междуреченский районный суд Вологодской области в составе: судьи Решетова В.Н., с участием помощника прокурора Междуреченского района Соколовой М.В., представителя заинтересованного лица от администрации <адрес> Паличева А.К., представителя УИИ № 28 ФБУ МРУИИ № 5 УФСИН России по Вологодской области<адрес> Худобина Е.В., при секретаре Трусовой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Междуреченского района Вологодской области в порядке ст. 23 ФЗ «О прокуратуре РФ», ст. 251 ГПК РФ о признании нормативного правового акта противоречащим закону и возложении обязанности по его приведению в соответствие с действующим законодательством, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Междуреченского района обратился в суд с указанным заявлением, мотивируя свои требования тем, что постановлением администрации <адрес> от 03.06.2011 года № 243 «О внесении изменений в постановление от 30.04.2010 года № 147» был изменен перечень мест для отбывания наказания лицами, осужденными к исправительным работам, а именно: в перечень мест для отбывания наказания лицами, осужденными к исправительным работам были включены объекты организаций <адрес> Вышеперечисленные места отбывания наказания не были согласованы с Федеральным бюджетным учреждением «Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области», а также отсутствие соответствующего согласования с руководителями вышеуказанных организаций, так как они не подведомственны администрации района, что является нарушением прав последних. Кроме того, является незаконным включение в перечень мест для отбывания наказания в виде исправительных работ Муниципальное бюджетное учреждение культуры <адрес> поскольку в соответствии с Уставом указанного учреждения культуры, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ его учредителем является администрация поселения <адрес> На основании ст. 2.2 указанного Устава целями деятельности учреждения является культурно-массовая и образовательная деятельность, в связи с чем, выполнение задач по исправлению осужденных к исправительным работам граждан не совместимо с уставными целями деятельности данного учреждения. Таким образом, постановление администрации <адрес> № 243 от 03.06.2011 года «О внесении изменений в постановление от 30.04.2010 года № 147» противоречит требованиям федерального законодательства, а также создает препятствия к реализации ФБУ МРУИИ № 5 УФСИН России по Вологодской области, своих обязанностей по организации исполнения наказания в виде исправительных работ, чем противоречит государственным интересам. Протест прокурора на указанное постановление был отклонен, в связи с чем, прокурор района просит признать постановление администрации <адрес> № 243 от 03.06.2011 года «О внесении изменений в постановление от 30.04.2010 года № 147» недействующим со дня его принятия, и обязать Главу <адрес> привести указное постановление в соответствие с действующим федеральным законодательством. В судебном заседании помощник прокурора района Соколова М.В. поддержала заявленные требования частично, отказавшись от требования в части, признания незаконным включения в перечень мест для отбывания наказания в виде исправительных работ МБУК <адрес> Представитель заинтересованного лица от администрации <адрес> в судебном заседании не согласился с позицией прокурора района и пояснил, что постановлением администрации <адрес> от 03.06.2011 года № 243 «О внесении изменений в постановление от 30.04.2010 года № 147» внесены изменения в основной нормативный правовой акт - постановление администрации района от 30.04.2010 года № 147 «О местах отбытия наказания в виде исправительных работ, содержащий в пункте № 1 ссылку на согласование перечисленного перечня предприятий, учреждений и организаций района с органом, исполняющим наказание в виде исправительных работ. Внесение соответствующих изменений в постановление администрации района от 30.04.2010 года № 147 инициировано УИИ <адрес>, то есть перечень включенных организаций согласован с органом, исполняющим наказание в виде исправительных работ, что подтверждается копией письма ДД.ММ.ГГГГ Согласно ч.1 ст.50 УК РФ, ч. 1 ст.39 Уголовно-исполнительного кодекса РФ органы местного самоуправления определяют места отбывания исправительных работ. Данные нормы не обязывают органы местного самоуправления согласовывать места отбывания наказания в виде исправительных работ с администрациями организаций, где предполагается их отбытие, а также включения в перечень только подведомственных органам местного самоуправления организаций. Осужденные к исправительным работам могут осуществлять свою трудовую деятельность на предприятиях, учреждениях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности. В связи с чем, представитель считает обозначенное выше постановление соответствующим действующему законодательству, и просит в удовлетворении требований прокурора отказать. Представитель заинтересованного лица от УИИ <адрес> пояснил, что на основании п. 3.4 Положения об ГУ «Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области», в обязанности инспекции входит согласование с органами местного самоуправления объектов для отбывания осужденными обязательных и исправительных работ. Представитель подтверждает, что начальником УИИ ДД.ММ.ГГГГ направлялось в администрацию района письмо с просьбой внести предлагаемые инспекцией дополнения и изменения в постановление от 30.04.2010 года № 147 «О местах отбывания наказания в виде исправительных работ», <данные изъяты> Необходимость направления в администрацию района указанного письма с указанной просьбой, была продиктована, по мнению представителя, тем, что изменились названия ряда предприятий, организаций, появились новые, <адрес> Суд, выяснив позицию представителя прокурора района, изменившего частично свои требования, и его заключение по существу заявленных требований, выслушав мнение представителей заинтересованных лиц, считает, что заявленные прокурором района требования подлежат удовлетворению. Установлено, что постановлением администрации <адрес> от 03.06.2011 года № 243 «О внесении изменений в постановление от 30.04.2010 года № 147» изменен перечень мест для отбывания наказания лицами, осужденными к исправительным работам. В данный перечень мест для отбывания наказания лицами, осужденными к исправительным работам, включены объекты организаций <адрес> Инициатором внесения дополнений и изменений в указанный перечень, как установлено в судебном заседании, является УИИ <адрес> Между тем, в соответствии п. 3.4 Положения об ГУ «Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области», утвержденных Приказом УФСИН России по Вологодской области от 27.03.2007 года № 105, в обязанности инспекции входит, в частности, согласование с органами местного самоуправления объектов для отбывания осужденными обязательных и исправительных работ, а не инициирование включения в перечень мест для отбывания наказания осужденными тех или иных предприятий, организаций, в том числе, в ранее утвержденном, согласованном перечне не указанных, таких как, вновь созданные предприятия: <адрес> Указанная обязанность о согласовании предлагаемых органами местного самоуправления мест для отбывания наказания предусмотрена и п. 64 Приказа Минюста РФ от 20.05.2009 года № 142 (в редакции от 27.12.2010 года) «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества» (зарегистрировано в Минюсте РФ 25.06.2009 года № 14140). Даже, если в случае трудоустройства осужденного до постановки на учет инспекции в организацию, не определенную органом местного самоуправления, инспекция согласовывает с органом местного самоуправления данную организацию в качестве места для отбывания исправительных работ (п. 75 названного Приказа Минюста РФ). Как следует из представленных документов, на основании п. 1 ст.50 УК РФ, ст. 39 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», органы местного самоуправления определяют места отбывания исправительных работ, назначаемые осужденным, не имеющим основного места работы, по согласованию с органом, исполняющим наказания в виде исправительных работ. Вышеперечисленные места отбывания наказания не были согласованы с ФБУ МРУИИ № 5 УФСИН России по Вологодской области. Само по себе письмо из УИИ <адрес> адресованное в администрацию <адрес> с просьбой внести изменения и дополнения в действующее постановление о местах отбывания наказания в виде исправительных работ, не может является согласованием, поскольку в данном случае, не орган местного самоуправления, а инспекция предлагает указанному органу места для отбывания исправительных работ, что не входит в компетенцию УИИ. Суд считает, что отсутствует в действующем законодательстве запрет на отбывание наказания в виде исправительных работ осужденным к исправительным работам в учреждении культуры, в частности в МБУК <адрес> поскольку ссылка на цели и виды деятельности указанного учреждения в Уставе учреждения, не может служить основанием для запрета отбывать наказания в культурном центре, например на имеющихся вакантных должностях сторожа, разнорабочих. В связи с установленным, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление противоречит вышеуказанным требованиям федерального законодательства, а также создает препятствия к реализации ФБУ МРУИИ № 5 УФСИН России по Вологодской области своих обязанностей по организации исполнения наказания в виде исправительных работ, чем противоречит государственным интересам. Ссылка представителя заинтересованного лица от администрации <адрес> на законность и обоснованность принятого постановления, которым был изменен перечень мест для отбывания наказания лицами, осужденными к исправительным работам, несостоятельна, поскольку опровергается всеми исследованными в судебном заседании доказательствами, показаниями участников процесса. Более того, представитель сам признает (в том числе и в письменных возражениях ДД.ММ.ГГГГ), что внесение дополнений и изменений в действующее постановление в перечень мест отбытия наказания в виде исправительных работ было инициировано УИИ, хотя в данном случае, как установлено выше, орган местного самоуправления предлагает инспекции для согласования места для отбывания наказания, не связанные с лишением свободы. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт - постановление администрации <адрес> от 03.06.2011 года № 243 «О внесении изменений в постановление от 30.04.2010 года № 147» противоречит федеральному закону. В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был опубликован нормативный правовой акт. Руководствуясь ст.ст. 194-198,209, 252, 253 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявление прокурора Междуреченского района Вологодской области удовлетворить. Признать постановление администрации <адрес> от 03.06.2011 года № 243 «О внесении изменений в постановление от 30.04.2010 года № 147», которым изменен перечень мест для отбывания наказания лицами, осужденными к исправительным работам, недействующим со дня его принятия. Обязать Главу <адрес> привести постановление администрации <адрес> от 03.06.2011 года № 243 «О внесении изменений в постановление от 30.04.2010 года № 147» в соответствие с пунктом 1 статьи 50 Уголовного кодекса Российской Федерации, ст. 39 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (в ред. от 25.07.2011г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Междуреченский районный суд в течение десяти дней. Судья Решетов В.Н.