Решение по иску прокурора в интересах лица о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения.



Дело № 2-244/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Шуйское 16 сентября 2011 года.

Междуреченский районный суд Вологодской области в составе:

судьи Решетова В.Н.,

с участием помощника прокурора Междуреченского района Соколовой М.В.,

представителя ответчика от администрации Междуреченского муниципального района Паличева А.К.,

представителя третьего лица отдела образования Междуреченского муниципального района, органа опеки и попечительства Фефеловой Е.А.,

при секретаре Копениной О.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Междуреченского района Вологодской области в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Л.Ю., оставшегося без попечения родителей, к администрации Междуреченского муниципального района Вологодской области, к Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,

УСТАНОВИЛ :

Прокурор Междуреченского района обратился в суд с указанным иском к ответчикам, мотивируя свои требования тем, что по результатам проведенной прокуратурой района проверки по жалобе Л.Ю. были установлены нарушения органами местного самоуправления жилищных прав Л.Ю. По результатам проверки установлено, что Л.Ю. является лицом из числа детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Л.Г. лишена родительских прав решением Междуреченского районного суда Вологодской области ДД.ММ.ГГГГ, отец Л.А. умер ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением администрации поселения <адрес> Л.Ю. поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ Л.Ю. проходил военную службу в рядах Вооруженных сил РФ.

В соответствии с п.2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их службы в Вооруженных Силах РФ.

В связи с изложенным, прокурор района в интересах Л.Ю. просит суд обязать администрацию Междуреченского муниципального района и Департамент развития муниципальных образований Вологодской области в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Л.Ю. жилое помещение на территории Междуреченского муниципального района, не ниже установленных норм и отвечающее санитарно-техническим нормам и правилам и взыскать госпошлину в доход государства.

В судебном заседании помощник прокурора Междуреченского района Соколова М.В. поддержала заявленные требования в полном объеме.

Л.Ю. полностью разделил позицию помощника прокурора района.

Представитель ответчика от администрации Междуреченского муниципального района Паличев А.К., заявленные прокурором района требования не признал, пояснив, что администрация Междуреченского муниципального района лишь осуществляет учет лиц из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. В соответствии п. 1 ст. 8 Федерального Закона РФ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав названных категорий граждан на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Обеспечение жилыми помещениями граждан по договору социального найма в соответствии со ст. 15 ФЗ от 06.11.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не относится к вопросам местного значения муниципальных районов.

И.о. начальника Департамента развития муниципальных образований Вологодской области в своих возражениях, направленных в суд, ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие представителя Департамента; вопрос о предоставлении Л.Ю. жилого помещения следует решить с учетом выяснения всех заслуживающих внимания обстоятельств, а именно: имеется или нет в собственности у Л.Ю. какое-либо жилое помещение, имеется или нет закрепленное за истцом жилое помещение, состоит ли истец в настоящее время на учете по месту жительства в органе местного самоуправления в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не обучается ли Л.Ю. в настоящее время в образовательных учреждениях.

Представитель третьего лица от отдела образования Междуреченского муниципального района, органа опеки и попечительства Фефелова Е.А., полностью разделила позицию прокурора района, считает, что имеются все основания для удовлетворения заявленного прокурором района требования, пояснив, что Л.Ю. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения в списке В настоящее время зарегистрирован в квартире тети, своего жилья не имеет, отслужил в рядах ВС, не учится, имеет профессию. Все данные по Л.Ю. ранее направлялись в Департамент развития муниципальных образований области.

Суд, выяснив позицию помощника прокурора района, позицию представителей ответчика и третьего лица, выслушав Л.Ю. исследовав все материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Л.Ю. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Л.Г. лишена родительских прав решением Междуреченского районного суда Вологодской области ДД.ММ.ГГГГ, отец Л.А. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой ДД.ММ.ГГГГ отдела образования Междуреченского муниципального района. Постановлением Главы самоуправления «О назначении попечительства над несовершеннолетними Л.В. и Л.Ю..» попечителем несовершеннолетнего Л.Ю. был назначен его дед Л.К. с выплатой денежных средств ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из исследованных в судебном заседании документов, а именно уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений в отношении Л.Ю. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества, отсутствуют.

В соответствии с информацией ДД.ММ.ГГГГ Федерального Бюро технической инвентаризации ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по результатам проведенной текущей инвентаризации (обследования) ДД.ММ.ГГГГ жилого дома, расположенного <адрес> установлено: процент износа жилого дома – 81%, дом не пригоден для проживания.

Постановлением администрации поселения <адрес> Л.Ю. поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении впоследствии был зарегистрирован по месту жительства и проживает у деда (опекуна) Л.К.(умершего ДД.ММ.ГГГГ) вместе с братом Л.В. в квартире, расположенной <адрес>. Данная квартира являлась собственностью деда, в настоящее время унаследована тетей Л.Ю.

Установлено, что в соответствии с информацией отдела образования Междуреченского муниципального района постановлением администрации Междуреченского муниципального района Л.Ю. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относящийся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, действительно состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях

ДД.ММ.ГГГГ Л.Ю. проходил военную службу в рядах Вооруженных Сил РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их службы в Вооруженных Силах РФ.

В соответствии с информацией Департамента развития муниципальных образований Вологодской области, установлено, что Л.Ю. по данным БУ ЖКХ ВО «Вологдаоблжилкомхоз» в сводном районном списке детей-сирот числится Вопрос обеспечения жилым помещением детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, находится на постоянном контроле в Департаменте развития муниципальных образований области.

В соответствии с пунктом 2, части 2, статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их службы в Вооруженных Силах РФ.

Согласно ст. 8 Федерального Закона РФ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания службы в рядах Вооруженных сил РФ обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

На основании ст. 22 Закона Вологодской области от 29.12.2003 года № 982-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей указанных категорий, не имеющие закрепленного жилого помещения или жилого помещения, принадлежащего им на праве собственности, имеют право на предоставление органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим управление жилищным фондом области, жилого помещения по договорам социального найма вне очереди общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления в соответствии с действующим жилищным законодательством. В соответствии с Положением о Департаменте развития муниципальных образований Вологодской области (утверждено постановлением Правительства области от 23.12.2008 года № 2498), данный Департамент обеспечивает реализацию полномочий органов исполнительной государственной власти области в сфере жилищных отношений, а также осуществляет полномочия по управлению и распоряжению жилищным фондом области.

В соответствии со ст.23 указанного Закона Вологодской области регистрационный учет детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства и месту закрепления за ними жилой площади, либо по месту временного пребывания (учреждения для детей указанных категорий, общежития, семьи опекунов (попечителей), приемные семьи.

В судебном заседании установлено, что Л.Ю. относится к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоит в списке граждан, состоящих на учете на получение жилья, не имеет в собственности жилья, закончил обучение, и ему должно быть предоставлено вне очереди благоустроенное жилое помещение на территории Междуреченского муниципального района за счет средств областного бюджета по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по норме предоставления жилой площади на семью из одного человека.

Суд, в соответствии со ст. 258 ГПК РФ, признав заявление обоснованным принимает решение о возложении обязанностей на соответствующий орган государственной власти, местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина.

В связи с указанным, обязанность по предоставлению жилья Л.Ю. должна быть возложена на Департамент развития муниципальных образований Вологодской области.

Оснований для возложения такой обязанности на администрацию Междуреченского муниципального района не имеется.

В соответствии с п.19, ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции освобождаются, в частности, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 206, 209, 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора Междуреченского района Вологодской области в интересах Л.Ю. удовлетворить частично.

Обязать Департамент развития муниципальных образований Вологодской области в двухмесячный срок со дня вступления указанного решения суда в законную силу предоставить Л.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение на территории Междуреченского муниципального района Вологодской области по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям по норме предоставления жилой площади на семью из одного человека, за счет средств областного бюджета.

Администрацию Междуреченского муниципального района Вологодской области от ответственности по иску прокурора Междуреченского района Вологодской области в интересах Л.Ю. освободить.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Междуреченский районный суд в течение 10 дней.

Судья Решетов В.Н.