Решение по заявлению прокурора в интересах гражданина о признании незаконным постановления администрации сельского поселения.



Дело № 2-262/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Шуйское 13 октября 2011 года.

Междуреченский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Решетова В.Н.,

с участием помощника прокурора Междуреченского района Соколовой М.В.,

представителя заинтересованного лица от Управления труда и социальной защиты населения <адрес> Мурановой О.А.,

при секретаре Копениной О.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Междуреченского района в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Р.Е. о признании незаконным постановления администрации поселения <адрес> от 13.10.2010 года № 26-а «Об утверждении протокола жилищной комиссии» о предоставлении Р.Е. квартиры <адрес>, и снятии его с учёта, а также о возложении на Главу сельского поселения <адрес> обязанности по устранению в полном объёме нарушения прав Р.Е.,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Междуреченского района обратился в суд с указанным заявлением, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района проведена проверка по заявлению начальника Управления труда и социальной защиты населения <адрес> Тарасовой Е.А., о нарушении прав инвалида <данные изъяты> Р.Е., в связи с предоставлением непригодного для проживания инвалида жилого помещения, и снятии, в связи с этим, Р.Е. с учета, как нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В ходе проверки был подтвержден факт нарушения органами местного самоуправления сельского поселения жилищных прав указанного гражданина, поскольку Р.Е., ДД.ММ.ГГГГ рождения является инвалидом <данные изъяты>; 04.11.2002 года администрацией поселения <адрес> был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен в очередь на получение жилья . Данная информация ежегодно подтверждалась администрацией поселения при запросе Управления труда и социальной защиты населения для составления сводных списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 01.01.2005 года, имеющих право на получение жилищной субсидии.

Постановлением администрации поселения <адрес> № 26-а от 13.10.2010 года «Об утверждении протокола жилищной комиссии» Р.Е. была предоставлена квартира <адрес> в связи с чем, он был снят с учёта, с ним ДД.ММ.ГГГГ администрацией поселения был заключен договор социального найма на указанную квартиру.

Однако, по мнению прокурора, фактически жилищные условия Р.Е. улучшены не были, поскольку предоставленное ему жилое помещение не отвечало установленным для предоставления инвалидам <данные изъяты> санитарным и техническим требованиям: дом имеет значительный износ, отсутствует водоснабжение, в связи с чем, инвалиду <данные изъяты> необходимо за водой ходить на колонку.

Более того, снятие Р.Е. с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий повлекло за собой его исключение из списка инвалидов, имеющих право на получение субсидии на приобретение жилья, и отказ в выдаче указанной субсидии, в связи с чем, прокурор района в интересах Р.Е. просит признать указанное в заявлении постановления администрации поселения <адрес>, и обязать Главу сельского поселения <адрес> устранить в полном объеме нарушение прав Р.Е.

В судебном заседании помощник прокурора Междуреченского района Соколова М.В. поддержала заявленные требования в полном объеме, уточнив второе требование: обязать Главу сельского поселения <адрес> устранить в полном объеме нарушение прав Р.Е., путем восстановления его в очереди на улучшение жилищных условий.

Р.Е. в судебное заседание не явился.

Заинтересованное лицо от администрации сельского поселения <адрес> в своем отзыве , направленном в суд, указало, что на территории поселения <адрес> зарегистрированы 103 инвалида, в том числе 15 инвалидов <данные изъяты>. Полностью благоустроенного жилья на территории поселения не имеется, частично благоустроенное жилье - это квартиры с водопроводом.

На обслуживании социальных работников КЦСО района <адрес> находится 20 пенсионеров, в том числе 14 инвалидов. Дополнительно <адрес> по уходуза 4 инвалидами <данные изъяты> оформлены родственники, в том числе и за Р.Е.

В 2002 году Р.Е., как следует из указанного отзыва, был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как у него была регистрация по дому, который на момент передачи жилфонда <адрес> сельскому совету в списках отсутствовал, так как был снесен. Р.Е. в то время имел инвалидность <данные изъяты>, периодически выезжал за пределы <адрес>, в поисках работы, и, когда в очередной раз вернулся в 2005 году в квартиру <адрес> (которую ранее специально освободили для него, выселив из нее жильцов), то указанная квартира оказалась практически разобранной. Р.Е. заявил, что он ответственности за квартиру не несет, так как в ней не прописан (действительно не была оформлена регистрация работниками администрации <адрес>). При этом Р.Е. настойчиво претендовал на получение очередного жилья.

Спустя некоторое время Р.Е. была предоставлена квартира <адрес>, в которую Р.Е. был зарегистрирован, но переселяться от сожительницы не спешил, продолжал проживать в квартире сожительницы.

Р.Е. без ведома администрации поселения разрешил переселиться в предоставленную ему квартиру <адрес> дочери сожительницы с супругом, которые сделали ремонт в указанной квартире, а затем, когда Р.Е. потребовал у дочери сожительницы с супругом освободить указанную квартиру, то последние привели квартиру в непригодное для проживания состояние.

Заинтересованное лицо, со ссылкой на сложное положение с жильем на территории поселения, просит учесть указанные факты при принятии решения по делу.

Представитель заинтересованного лица от Управления труда и социальной защиты населения <адрес> Муранова О.А. разделила позицию прокурора района, изложенную в заявлении и позицию помощника прокурора в судебном заседании, просит постановление администрации поселения признать незаконным, восстановить Р.Е. в списке лиц, имеющих право на льготное получение жилья, поскольку предоставленное жилое помещение инвалиду <данные изъяты> не является благоустроенным, отсутствует водоснабжение (указанному инвалиду необходимо за водой ходить на колонку), дом имеет износ 70%, требует капитального ремонта, что подтверждено в пунктах 2, 5 Акта обследования материально-бытового положения семьи от 01 сентября 2011 года, проведенного и составленного специалистом по социальной работе Х.В.

В виду того, что инвалиду <данные изъяты> Р.Е. было предоставлено указанное жилое помещение, он был снят с очереди, с учета, в связи с чем, утратил право на получение соответствующей субсидии, что, несомненно, нарушает права указанного инвалида.

Суд, выслушав помощника прокурора района, поддержавшего заявленные требования, заслушав представителя заинтересованного лица от Управления труда и социальной защиты населения муниципального района, выяснив позицию представителя заинтересованного лица от поселения <адрес>, исследовав все материалы дела, считает заявленные прокурором района требования подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что Р.Е. является лицом, имеющим установленную бессрочно инвалидность <данные изъяты> что подтверждается копией справки МСЭ 2004 , то есть является инвалидом <данные изъяты> и на него распространяется ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ (в ред. от 01.07.2011) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Также установлено, что администрацией поселения <адрес> Р.Е. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен в очередь на получение жилья то есть указанный инвалид <данные изъяты> был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по состоянию до 01 января 2005 года.

Постановлением администрации <адрес> сельского совета ДД.ММ.ГГГГ Р.Е. была выделена квартира <адрес>

В 2005 году Р.Е. предоставлялась квартира <адрес>. Р.Е. в квартиру переехал, но регистрация в ней по месту жительства не оформлялась.

В 2006 году Р.Е. вновь был поставлен на учёт , так как ранее выделенная ему квартира пришла в негодность за время его отсутствия (в 2005 году выезжал <адрес> в поисках работы).

Постановлением администрации поселения <адрес> от 13.10.2010 года № 26-а «Об утверждении протокола жилищной комиссии» Р.Е. была предоставлена квартира <адрес> Пунктом 3 названного постановления Р.Е. был снят с учёта, в связи с предоставлением жилья по договору социального найма жилого помещения.

ДД.ММ.ГГГГ между Р.Е. и администрацией поселения <адрес> был заключен договор социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда в отношении указанной квартиры.

При этом, как установлено в судебном заседании, что подтвердил и представитель заинтересованного лица от Управления труда и социальной защиты населения, фактически жилищные условия Р.Е. улучшены не были, поскольку предоставленное ему жилое помещение не отвечало установленным санитарным и техническим требованиям, было неблагоустроенным, с печным отоплением, без водопровода и канализации. Дом, в котором была предоставлена квартира Р.Е., щитовой, 1983 года постройки, имеет значительный износ, требует проведения капитального ремонта, что также подтверждено актом обследования материально-бытового положения семьи Р.Е. ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании также установлено, что в настоящее время Р.Е. зарегистрирован <адрес>

В соответствии с п. 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Согласно ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (в ред. от 01.07.2011) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 2 закона Вологодской области от 12.04.2010 N 2263-ОЗ «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», формой предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов, является предоставление им жилищной субсидии на приобретение или строительство жилых помещений.

Согласно п. 2 порядка предоставления органами местного самоуправления жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений в рамках осуществления отдельных государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», утверждённого постановления Правительства Вологодской области от 22.06.2009 N 945, предоставление субсидий осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области в соответствии с законом области от 12 апреля 2010 года N 2263-ОЗ «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в рамках осуществления отдельных государственных полномочий, переданных законом области от 6 апреля 2009 года N 1985-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем отдельных категорий граждан».

В соответствии с п. 10 обозначенного порядка, при снятии гражданина с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты им оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали ему право на получение жилых помещений по договорам социального найма, гражданин утрачивает право на получение субсидии.

Выделение Р.Е. жилого помещения, не соответствующего по техническим и санитарно - гигиеническим нормам для проживания инвалида <данные изъяты>, и последующее его снятие с учёта, привело к тому, что он утратил право на получение вышеуказанной меры социальной поддержки как инвалида - жилищной субсидии, что нарушает права Р.Е.

Часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, то есть отвечает всем установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» жилые помещения предоставляются инвалидам, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

По смыслу приведенных норм, предоставляемое гражданину, являющемуся инвалидом, жилое помещение должно отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, чтобы жилищные условия вселяемых в него граждан не были ухудшены. Жилое помещение предоставляется с учетом состояния здоровья граждан и других заслуживающих внимания обстоятельств. В нарушение указанных положений законодательства Р.Е. было предоставлено жилое помещение непригодное для проживания, чем были нарушены его жилищные права.

Заинтересованным лицом от поселения <адрес> не заявлено ходатайство о применении положений о сроке обращения в суд в соответствии со ст. 256 ГПК РФ.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что постановление администрации поселения <адрес> Междуреченского муниципального района Вологодской области от 13.10.2010 года № 26-а «Об утверждении протокола жилищной комиссии» о предоставлении Р.Е. квартиры <адрес> и о снятии его с учета, в связи с предоставлением жилья по договору социального найма, является незаконным, поскольку нарушает социальные права Р.Е. в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Указанные выводы суда не опровергнуты в судебном заседании.

В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 209, 254 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора Междуреченского района Вологодской области в интересах Р.Е. удовлетворить.

Признать постановление администрации поселения <адрес> Междуреченского муниципального района Вологодской области от 13.10.2010 года № 26-а «Об утверждении протокола жилищной комиссии» о предоставлении Р.Е. квартиры <адрес> и снятии его с учёта, в связи с предоставлением жилья по договору социального найма, незаконным.

Обязать Главу сельского поселения <адрес> Междуреченского муниципального района Вологодской области устранить в полном объеме нарушение прав Р.Е. путем восстановления его в очереди на улучшение жилищных условий.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Междуреченский районный суд в течение 10 дней.

Судья Решетов В.Н.