Решение по иску прокурора в интересах неопределенного круга лиц о создании сооружений к объектам для маломобильных групп населения.



Дело № 2-257/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Шуйское 19 октября 2011 года.

Междуреченский районный суд Вологодской области в составе:

судьи Решетова В.Н.,

с участием помощника прокурора Междуреченского района Соколовой М.В.,

представителя ответчика от администрации <адрес> П.А.

представителя третьего лица от Управления труда и социальной защиты населения <адрес> Л.И.,

при секретаре Копениной О.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Междуреченского района Вологодской области в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределённого круга лиц о возложении обязанности на администрацию Междуреченского муниципального района в срок до 01 июля 2012 года создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов в здание администрации района, расположенное <адрес>, путём установки на входе пандуса с перилами, соответствующих действующим строительным нормам и правилам,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Междуреченского района обратился в суд с указанным заявлением, мотивируя свои требования тем, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в Междуреченском муниципальном районе, было установлено, что на территории района проживает <данные изъяты> инвалидов, из них <данные изъяты> инвалида пользуются креслами-колясками. Вместе с тем, большинство объектов социальной инфраструктуры района, в том числе, здание администрации района <адрес>, не оборудованы специальными приспособлениями, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов.

Согласно ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов использующих кресла - коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, к которым относится и здание администрации Междуреченского муниципального района.

Строительные нормы СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утверждённые постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 N 73 «О принятии и введении в действие строительных норм и правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», в части общих требований к зданиям, сооружениям, и их участкам так же предусматривают дублирование лестниц пандусами, а при необходимости и другими средствами подъема.

Указанные требования законодательства администрацией района не исполняются, в связи с чем исполняющий обязанности прокурора района просит суд обязать администрацию Междуреченского муниципального района в срок до 01 июля 2012 года создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов в здание администрации района <адрес> путём установки на входе пандуса с перилами, соответствующих действующим строительным нормам и правилам.

В судебном заседании помощник прокурор района Соколова М.В. поддержала заявленные требования в полном объёме.

Представитель ответчика от администрации Междуреченского муниципального района Вологодской области П.А. заявленные прокуратурой района требования не признал и показал, что здание, в котором в настоящее время находится администрация <адрес> было построено ДД.ММ.ГГГГ Действовавшее в то время законодательство не предусматривало обязательных требований по установке на входе в указанное здание пандусов с перилами, то есть приспособлений для беспрепятственного доступа инвалидов, в том числе, и использующих кресла-коляски. В связи с этим представитель считает, что законодательство, принятое уже значительно позже момента постройки указанного здания, на которое имеется ссылка прокуратуры в заявлении, не может быть применено к данному отношению в соответствии с положением ст. 4 ГК РФ.

Более того, в указанном здании не проводился ни капитальный ремонт, ни его реконструкция, а по действующему законодательству в обязательном порядке обустройство входа в здания социальной инфраструктуры пандусами, перилами, дублирующими лестницы, предусматривается лишь при проектировании новых зданий, их строительстве, реконструкции.

В бюджете муниципального района средств на строительство указанных устройств для беспрепятственного доступа инвалидов конкретно в здание администрации района не было запланировано в текущем году.

Представитель также указал, что когда будет решен вопрос с проведением капитального ремонта здания, в котором находится администрация района, либо при реконструкции здания, конечно же будет решен вопрос и с возведением пандуса, установкой перил, заменой (при необходимости) входных дверей для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих коляски в указанное здание.

Представитель третьего лица от Управления труда и социальной защиты населения <адрес> Л.И. полностью разделила позицию прокуратуры района, пояснив, что необходимо создавать условия для беспрепятственного доступа инвалидов в здания социальной инфраструктуры в районе, в том числе и в здание администрации муниципального района.

Суд, выяснив позицию помощника прокурора района, выслушав представителей, изучив все материалы дела, считает, что в удовлетворении заявленных прокуратурой района требований следует отказать.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Несомненно, вопросы по доступности инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, в том числе и использующих кресла-коляски для передвижения, важны, о чем указывается и в ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ (в редакции от 01.07.2011 года), где, в частности, на органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм возлагается обязанность по созданию условий для инвалидов для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. На это нацелена и Программа «Доступная среда», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17.03.2011 года № 175, в которой определены цели, задачи, этапы, сроки ее реализации на период с 2011 по 2015 годы.

В судебном заседании установлено, что администрация Междуреченского муниципального района использует для своих нужд административное здание ДД.ММ.ГГГГ постройки, расположенное <адрес> Здание принадлежит на праве собственности РФ, имеет реестровый , что подтверждается свидетельством о внесении в реестр федерального имущества , выданным Комитетом по управлению имуществом Вологодской области. Здание закреплено за администрацией Междуреченского муниципального района на праве пользования, что подтверждается договором , заключенным Комитетом по управлению имуществом области и администрацией <адрес>.

Также установлено, что на территории Междуреченского муниципального района проживает <данные изъяты> инвалидов, из которых <данные изъяты> человека пользуются креслами - колясками.

Большинство объектов социальной инфраструктуры района (в основном здания, которые построены несколько десятков лет назад) не оборудованы приспособлениями и устройствами, обеспечивающими беспрепятственный доступ в них инвалидов, особенно из числа пользующихся креслами - колясками.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Как следует из указанной выше нормы закона, к объектам социальной инфраструктуры относятся жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения. Здание администрации района, являясь зданием, открытым для публичного доступа, так же относится в данном случае к объектам социальной инфраструктуры.

Установлено, что пандуса, перил на входе в здание администрации района или иного устройства, обеспечивающее доступ лицам, использующим кресла - коляски, не имеется, поскольку действовавшие на момент проектирования и строительства здания СНиПы и иное законодательство не предусматривали в обязательном порядке наличие данных устройств.

В связи с этим ссылка представителя прокуратуры района на применение требований СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утверждённые постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 N 73 «О принятии и введении в действие строительных норм и правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в части общих требований к зданиям, сооружениям, и их участкам так же предусматривают дублирование лестниц пандусами, а при необходимости и другими средствами подъема, как на основание возложения обязанности на администрацию района по установке в определенный срок пандуса с перилами на входе в здание администрации, не состоятельна, поскольку указанные строительные правила и нормы стали действовать значительно позже, чем было возведено здание ДД.ММ.ГГГГ администрации района.

В соответствии с положением ст. 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие; действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Как было установлено в судебном заседании, представителем прокуратуры не представлено доказательств, наличие которых бы явилось законным основанием для применения указанного выше СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» к отношениям, возникшим ДД.ММ.ГГГГ.

Более того, абзац 3 ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ предусматривает, что государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры осуществляется в пределах ассигнований ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней (в том числе и в бюджете муниципального района).

Каких-либо доказательств в судебном заседании представителем прокуратуры на наличие указанных расходов (запланированных ранее в бюджете района средств на возведение пандуса с перилами на входе в здание администрации района), представлено не было. При этом представитель администрации района пояснил в судебном заседании, что в текущем году указанных целенаправленных расходов запланировано не было. Также установлено, что граждане, в том числе инвалиды, использующие для передвижения кресла-коляски, с жалобами на отсутствие доступности в здание администрации района, не обращались.

В связи с этим своевременна, насущна Программа «Доступная среда», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17.03.2011 года № 175, целью реализации которой является формирование условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

В первом этапе Программы (2011-2012 годы) предполагается подготовить соответствующие нормативные правовые акты и методические документы, обследовать и паспортизировать объекты социальной инфраструктуры, чтобы в следующий этап (2013-2015 годы) провести необходимую работы для обеспечения доступности инвалидов к среде жизнедеятельности.

Также установлено, что граждане, в том числе инвалиды, использующие для передвижения кресла-коляски, с жалобами на отсутствие доступности в здание администрации района, не обращались.

На основании изложенного, суд считает, что оснований (на настоящий момент) для удовлетворения заявленных прокуратурой района требований судом не установлено, в связи с чем, в удовлетворении заявления исполняющего обязанности прокурора района следует отказать.

На основании вышеустановленного и руководствуясь ст. 194-198, 209 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленного исполняющим обязанности прокурора Междуреченского района Вологодской области требования о возложении на администрацию Междуреченского муниципального района Вологодской области в срок до 01 июля 2012 года обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов в здание администрации Междуреченского муниципального района, расположенного <адрес>, путём установки на входе пандуса с перилами, соответствующих строительным нормам и правилам, отказать.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Междуреченский районный суд в течение десяти дней.

Судья Решетов В.Н.

Мотивированное решение изготовлено 19 октября 2011 года.