Решение по иску прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия органов местного самоуправления незаконным.



Дело № 2- 342/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Шуйское 20 декабря 2011 года.

Междуреченский районный суд Вологодской области в составе:

судьи Решетова В.Н.,

с участием помощника прокурора Междуреченского района Соколовой М.В.,

представителей заинтересованных лиц от администрации сельского поселения <адрес> И.В. К.А.

представителя заинтересованного лица от ветеринарной службы<адрес> И.И.

представителя заинтересованного лица от отделения полиции <адрес> Д.С.

при секретаре Копениной О.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Междуреченского района Вологодской области в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия и возложении обязанности на администрацию поселения <адрес> организовать работу по отлову бродячих собак на территории <адрес> в срок до 01.01.2012 года,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Междуреченского района обратился в суд с указанным заявлением, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района по коллективному обращению жителей <адрес> была проведена проверка, в ходе которой было установлено, что в осенне-зимний период <адрес> из-за увеличения численности бродячих собак участились случаи их нападения на людей. При этом органами местного самоуправления сельского поселения <адрес> необходимые меры по отлову бродячих собак не принимаются, что противоречит требованиям ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с Уставом муниципального образования сельское поселение <адрес> администрация поселения осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по вопросам местного значения, в том числе организует благоустройство территории поселения.

На основании п. 3.7 раздела 14. «Требования к содержанию собак и иных животных» решения Совета поселения <адрес> от 26.04.2011 г. «О правилах благоустройства на территории сельского поселения <адрес>», собаки, находящиеся в общественных местах без сопровождающих лиц, за исключением собак, оставленных привязанными на коротком поводке возле организации торговли, считаются безнадзорными, независимо от наличия у собаки ошейника, и подлежат отлову по заявкам заинтересованных лиц.

Своим бездействием по организации работы по отлову бродячих собак администрация поселения <адрес> ставит под угрозу безопасность жителей <адрес>, то есть неопределённого круга лиц, тем самым, нарушая их права, в связи с чем, прокурор района просит суд признать бездействие администрация указанного поселения незаконным, возложить обязанность на администрацию поселения <адрес> организовать работу по отлову бродячих собак <адрес> в срок до 01.01.2012 года.

В судебном заседании помощник прокурора района Соколова М.В. поддержала заявленные требования в полном объёме, пояснив, что статьей 3 Устава сельского поселения <адрес>, ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся, в частности, и вопросы по организации благоустройства территории поселения, а также органы местного самоуправления поселения вправе решать и иные вопросы (часть 2 ст.3.1 Устава сельского поселения <адрес>) за счет доходов бюджета поселения.

Администрация поселения <адрес>, в случае возникновения такой необходимости, имеет возможность направлять средства на организацию работ по отлову безнадзорных собак из средств на благоустройство территории поселения, указанная практика существует в ряде районов области, где имеется проблема с безнадзорными собаками, и данные вопросы решаются на благо комфортного, безопасного проживания жителей на территории тех или иных поселений.

Между тем, из-за бездействия органов местного самоуправления, местные жители вынуждены были обратиться в прокуратуру района с коллективным заявлением, в котором просят, опасаясь за свою жизнь и здоровье из-за бегающих стаями безнадзорных собак <адрес> принять соответствующие меры реагирования.

Помощник прокурора просит суд удовлетворить заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица от администрации поселения <адрес> И.В. не согласился с доводами, изложенными в заявлении прокурора района, показал, что администрация поселения <адрес> не наделена полномочиями по отлову бродячих собак, появляющихся на улицах <адрес> (признав, что периодически по улицам <адрес> бегают по одной, а иногда и стаями собаки без привязи, без сопровождающих лиц, но, по мнению представителя, указанные собаки имеют владельцев <адрес>).

В статьях 230, 231, 232 ГК РФ дано понятие безнадзорных животных, порядок действий лица, задержавших таких животных, возмещение расходов по содержанию таких животных.

Как пояснил представитель, в городах <адрес> имеются специализированные организации, имеющие лицензии на вид деятельности, занимающиеся отловом безнадзорных собак, их содержанием, но все работы выполняются, конечно же, на платной основе.

В виду того, что к полномочиям поселения не отнесена работа по отлову безнадзорных собак, то нельзя, по мнению представителя, и обязать поселение заниматься указанной работой.

Заместитель Главы поселения <адрес> К.А. полностью разделил позицию представителя заинтересованного лица И.В. пояснив, что в 2011 году были несколько человек привлечены к административной ответственности за нарушение правил содержания собак на территории сельского поселения, жалоб о том, чтобы собаки покусали жителей, в администрацию поселения не поступало. Считает, что администрация поселения не должна заниматься организацией работы по отлову безнадзорных собак.

Представитель заинтересованного лица от ветеринарной службы района И.И. показала, что в районе ведется работа по учету домашних животных у населения, в том числе и собак, собаки прививаются, выдаются соответствующие паспорта. За год, по имеющейся у представителя информации, были покусаны <данные изъяты> человека, но это в основном собаками не безнадзорными, а имеющими хозяев. По мнению представителя, отсутствует проблема безнадзорных собак.

Представитель затруднился назвать цифры зарегистрированных собак на территории поселения, и в целом по району.

Представитель заинтересованного лица от отделения полиции <адрес> Д.С. показал, что за 2011 год, по информации отделения полиции, <данные изъяты> человек в районе обратилось с заявлениями, что были покусаны собаками <адрес> Учет ведется лишь по факту укуса собаками людей, причинения имущественного вреда.

Суд, выяснив позицию помощника прокурора района, мнение представителей заинтересованных лиц, изучив все материалы дела, считает заявленные прокурором района требования подлежащими удовлетворению.

Установлено, что в прокуратуру района поступило коллективное заявление от жителей <адрес> поводом для обращения послужила ситуация с нахождением большого количества безнадзорных собак <адрес> которые ведут себя агрессивно по отношению к людям, тем самым ставится под угрозу безопасность, находящихся на улице людей. При этом представителями заинтересованного лица от поселения <адрес> не представлено доказательств, опровергающих изложенное в коллективном заявлении жителей <адрес>.

Более того, сами представители согласились с тем, что периодически собаки, как по одной, так и стаей бегают по улицам <адрес>, указав, что это собаки, имеющие владельцев, но также не опровергнув, что в данной ситуации указанные собаки, могут быть отнесены к безнадзорным (то есть бегающим без надзора их владельцев).

В судебном заседании также установлено, что данная ситуация объективно существует, проблема безнадзорных собак <адрес> имеется. Подтверждены случаи (не единичные), когда собаки, в том числе и на территории поселения <адрес> бросались на людей, кусали их, в связи с чем, пострадавшие были вынуждены обращаться за медицинской помощью, а также в правоохранительные органы.

Причинами данной проблемы, как установлено в судебном заседании, является недостаточный уровень правосознания, ответственности владельцев собак, недостаточная профилактическая работа (публикации в районной газете заметок профилактического характера, призывающих владельцев собак соблюдать Правила содержания домашних питомцев; привлечение к административной ответственности владельцев собак лишь по факту, когда собака уже покусает человека, несмотря на то, что предусмотрена ответственность и за нарушение правил содержания собак и кошек, в частности, ч. 1 ст. 1.4 Закона Вологодской области от 08.12.2010 г. № 4229-ОЗ «Об административных правонарушениях в Вологодской области») заинтересованных служб, направленная на недопущение со стороны владельцев собак беспривязного их содержания, отсутствие вообще фактов отлова когда-либо безнадзорных собак <адрес>.

Согласно абз. 14 ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», наряду с организационными, административными, инженерно-техническими, медико-санитарными, ветеринарными мерами к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям относятся и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых инфекционньгх заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.

При этом под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (санитарными правилами) понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно- эпидемиологические требования, в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов обитания для человека, гигиенические и иные нормативы, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Как следует из п. 1 ст. 29 того же Федерального закона, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых инфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами, и иными нормативными правовыми актами РФ, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории РФ.

Статья 3 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает основные принципы охраны окружающей среды в РФ, в том числе, соблюдение прав человека на благополучную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Пункт 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относит организацию благоустройства территории поселения.

Пункт 11 ст. 35 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.

В соответствии с Уставом муниципального образования сельское поселение <адрес> администрация сельского поселения осуществляет исполнительно- распорядительные полномочия по вопросам местного значения, в том числе организует благоустройство территории поселения.

В соответствии с п. 3.7, раздела 14 Правил благоустройства на территории сельского поселения <адрес> утвержденных решением Совета поселения <адрес> собаки, находящиеся в общественных местах без сопровождающих лиц, за исключением собак, оставленных привязанными на коротком поводке возле организации торговли, считаются безнадзорными, независимо от наличия у собаки ошейника, и подлежат отлову по заявкам заинтересованных лиц.

Вместе тем, указанный пункт Правил не может в полной мере, по мнению суда, решить проблему с безнадзорными собаками, бегающими без сопровождающих их лиц периодически, как по одной, так и стаями <адрес>, поскольку, в названных Правилах не прописан четкий порядок, в части заключения договоров со специализированными организациями, занимающимися отловом безнадзорных животных, дальнейшим содержанием отловленных животных.

Указные собаки, в соответствии с п. 3.7 раздела 14 указанных Правил, признаются безнадзорными, как находящиеся в общественных местах без сопровождающих лиц, независимо от наличия у собаки ошейника, и подлежащими отлову.

Пунктом 9.5. Санитарно - эпидемиологических правил СП 3.1.7.2627-10 «Профилактика бешенства среди людей», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.05.2010 N 54 «Об утверждении СП 3.1.7.2627-10», регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках.

Как установлено в судебном заседании, администрацией поселения <адрес> мероприятий по регулированию численности безнадзорных животных на территории поселения, в том числе <адрес>, не проводилось и не проводится, хотя, как следует из положений указанных выше нормативных актов, проведение мероприятий по регулированию численности безнадзорных животных также отнесено и к полномочиям поселений. Нормативная база для проведения данных мероприятий у поселения <адрес> имеется.

При этом суд учитывает, что представителем администрации поселения <адрес> в судебном заседании не было представлено доказательств, указывающих бы на то, что администрация указанного поселения не должна заниматься вопросами по организации мероприятий по отлову безнадзорных собак на территории поселения, в случае возникновения такой ситуации.

По мнению суда, бездействие администрации поселения <адрес> выражается в том, что в поселении не разработан детальный порядок (механизм) в сфере работ по отлову безнадзорных домашних животных, не проводится надлежащая профилактическая работа, направленная на соблюдение владельцами собак (кошек) правил содержания указанных домашних животных, не заключаются со специализированными организациями договоры по отлову, в случае возникновения такой необходимости, безнадзорных собак (животных), в связи с чем, жители <адрес>, в целях комфортного, безопасного нахождения в общественных местах села, вынуждены с коллективным заявлением обращаться в прокуратуру района с просьбой принять меры реагирования в отношении сложившейся ситуации - бегающие <адрес> без намордников стаями безнадзорные собаки, представляющие реальную угрозу, как для детей, так и для взрослых.

Суд, с учетом отсутствия <адрес> специализированных организаций, занимающихся отловом безнадзорных собак, времени необходимого для решения вопросов с заключением договора по отлову безнадзорных собак, сложностью с финансированием в конце финансового года, считает целесообразным и разумным установить срок для организации работы по отлову безнадзорных собак <адрес> - до 01.02.2012 года, поскольку срок до 01.01.2012 года является недостаточным, с учетом изложенного выше.

Бездействие администрации поселения <адрес> по исполнению отнесенных к её компетенции полномочий, в данном случае, организации работ по отлову безнадзорных собак, нарушает права жителей, гостей <адрес> на безопасное нахождение в местах общего пользования.

Согласно ст. 255 ГПК РФ, к действиям (бездействию) органов местного самоуправления, нарушающим права граждан, относятся, в частности решения, их действия (бездействие), в результате которых нарушаются права и свободы граждан, в данном конкретном случае - право жителей, гостей <адрес> на безопасное, комфортное нахождение на улице, в общественных местах (улицы, стадион, площадь села и т.д.), без бродячих собак, бегающих, как по одной, так и стаями по улицам населенного пункта.

В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина.

На основании вышеустановленного и руководствуясь ст. 194-199, 209, 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора Междуреченского района Вологодской области удовлетворить.

Признать бездействие органа местного самоуправления - администрации поселения <адрес> в сфере организации отлова безнадзорных собак <адрес> незаконным.

Обязать администрацию поселения <адрес> организовать работу по отлову безнадзорных собак <адрес> в срок до 01.02.2012 года.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Междуреченский районный суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Решетов В.Н

Мотивированное решение суда изготовлено 21.12.2011 года.