Решение по иску прокурора в интересах неопределенного круга лиц.



Дело № 2- 344/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Шуйское 21 декабря 2011 года.

Междуреченский районный суд Вологодской области в составе:

судьи Решетова В.Н.,

с участием помощника прокурора Междуреченского района Соколовой М.В.,

представителя заинтересованного лица от отдела образования <адрес> Ф.О.

при секретаре Трусовой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Междуреченского района Вологодской области в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределённого круга лиц о возложении обязанности на отдел образования <адрес>, МБДОУ провести лицензирование на право ведения образовательной деятельности указанным образовательным учреждением в срок до 01.03.2012 года,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Междуреченского района обратился в суд с указанным заявлением, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения образовательными учреждениями <адрес> и отделом образования <адрес> законодательства об образовании. В ходе проверки установлено, что в МБДОУ нарушаются требования Закона Российской Федерации № 3266-1 от 10.07.1992г. «Об образовании», так как срок действия лицензии МБДОУ на право ведения образовательной деятельности истек в сентябре 2011 года. Новая лицензия на ведение образовательной деятельности не получена в связи с отсутствием положительного заключения Управлением Роспотребнадзора по Вологодской области.

Отсутствие у образовательного учреждения разрешения на право ведения образовательной деятельности нарушает права как несовершеннолетних, так и их родителей, которым предоставлено право выбирать для своих детей образовательное учреждение, путем ознакомления с Уставом учреждения, а также другими документами, регламентирующими деятельность образовательного процесса, в числе которых должна быть и лицензия, устанавливающая соответствие условий осуществления образовательного процесса, предлагаемого образовательным учреждением, государственным и местным требованиям. Учредителем МБДОУ является отдел образования <адрес>.

Таким образом, допущенные отделом образования <адрес> и руководством МБДОУ нарушения лицензионного законодательства повлекли за собой нарушение конституционного права воспитанников на получение образования, закрепленные в ст. 43 Конституции Российской Федерации.

С учётом изложенного, прокурор района просит суд обязать отдел образования <адрес> и МБДОУ провести лицензирование на право ведения образовательной деятельности указанным образовательным учреждением в срок до 01.03.2012 года.

В судебном заседании помощник прокурора района Соколова М.В. поддержала заявленное требование в полном объёме, оставляя вопрос по сроку проведения лицензирования на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица от отдела образования <адрес> Ф.О. частично признал обоснованность заявленного требования, по существу дела показал, что на день рассмотрения дела лицензии на право ведения образовательной деятельности у МБДОУ не имеется (и вероятно не будет получена до конца 2011 года), так как не выдано положительное санитарно-эпидемиологическое заключение Управлением Роспотребнадзора по Вологодской области о соответствии государственным санитарным правилам и нормам по помещениям детского сада.

Выполнить в настоящее время предписание Роспотребнадзора в тех помещениях, которые на сегодняшний день занимает детский сад, не представляется возможным по причине ограниченности имеющихся площадей. Каких - либо вспомогательных площадей детский сад не имеет. Выполнение предписания возможно при реорганизации дошкольного учреждения и переводе его в здание школы. Данное мероприятие запланировано на будущие годы.

Работа отдела образования, руководства детского сада ведется, направляются в Управление Роспотребнадзора по Вологодской области соответствующие запросы, информация, ведутся переговоры. Заключен договор с фельдшерско-акушерским пунктом <адрес> о принятии, в случае необходимости, заболевших детей, поскольку в детском саде нет свободного помещения под изолятор для заболевших детей, заключен договор со школой, где будут предоставляться помещения для проведения музыкальных, спортивных занятий с детьми. Выполнен частично ремонт - заделана имевшаяся щель между потолком и стеной.

В соответствии с имеющейся целевой областной программой на 2014-2020 годы возможно будет полностью снять вопрос с помещениями для детского сада.

Представитель заинтересованного лица также просит увеличить срок для лицензирования до 01.06.2012 года, в виду длительности процедур при его оформлении.

Своевременно извещенное и дате, времени и месте рассмотрения дела заинтересованное лиц от МБДОУ в судебное заседание своего представителя не направило.

Суд, выяснив позицию помощника прокурора района, мнение представителя заинтересованного лица, изучив все материалы дела, считает заявленное прокурором района требование подлежащим удовлетворению.

Как следует из п. 3 ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», образовательная деятельность подлежит лицензированию с учётом особенностей, установленных специальным законодательством, регулирующим образовательную деятельность.

Согласно п.1 ч. 4 ст. 12 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 г. «Об образовании», дошкольные учреждения являются типом образовательного учреждения.

В соответствии с ч. 2 ст. 33.1 обозначенного Закона, лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам.

В судебном заседании установлено, что срок действия лицензии на право ведения образовательной деятельности МБДОУ истёк в сентябре 2011 года, новая лицензия на право ведения образовательной деятельности учреждением не получена по причине отсутствия положительного заключения Управления Роспотребнадзора по Вологодской области о соответствии государственным санитарным правилам и нормам по помещениям детского сада. Положительное заключение не выдано детскому саду по причине неисполнения МБДОУ предписания контролирующего органа от 01.09.2011 года.

Также установлено, что МБДОУ не имеет возможности предоставить в лицензирующий орган, в соответствии с п. 8 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 года № 174, копии документов, подтверждающих наличие у него на законном основании оснащённых помещений, соответствующих установленным лицензионным нормативам обеспечения образовательной деятельности. Данное обстоятельство, в соответствии с п. 17 того же нормативного акта, является основанием для отказа соискателю в выдаче лицензии.

Между тем, в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Отсутствие положительного заключения Роспотребнадзора обозначает, что учреждением не соблюдены обязательные требования действующих санитарно - эпидемиологических правил и норм. Таким образом, может быть поставлена под угрозу жизнь и здоровье работников, воспитанников данного образовательного учреждения и неограниченного круга лиц, имеющих возможность посещать данное учреждение.

Кроме того, отсутствие у образовательного учреждения лицензии (разрешения) на право ведения образовательной деятельности, нарушает права, как несовершеннолетних, так и их родителей, которым предоставлено право выбирать для своих детей образовательное учреждение, путем ознакомления с Уставом учреждения, а также другими документами, регламентирующими деятельность образовательного учреждения и организацию образовательного процесса, в числе которых и лицензия, устанавливающая соответствие условий осуществления образовательного процесса, предлагаемого образовательным учреждением, предъявляемым к тому государственным и местным требованиям.

Как установлено в судебном заседании органом местного самоуправления, осуществляющим организационно - распорядительные полномочия в сфере образования на территории <адрес>, является отдел образования <адрес>, который является учредителем МБДОУ

В соответствии с п. 2 ч.1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании», Уставом <адрес>, к вопросам местного значения относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории района.

Допущенные, таким образом, отделом образования <адрес> и руководством МБДОУ нарушения положений действующего законодательства о лицензировании образовательной деятельности, также повлекли за собой нарушение конституционного права воспитанников на получение образования, закрепленные в ст. 43 Конституции Российской Федерации.

Согласно ст. 255 ГПК РФ действия (бездействие) органов местного самоуправления, должностных лиц, нарушающие права граждан либо создающие препятствия к осуществлению гражданами их прав и свобод, могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства.

Суд считает целесообразным установить срок для проведения лицензирования на право ведения образовательной деятельности МБДОУ до 01.06.2012 года, с учетом мнения заинтересованного лица, длительностью проведения указанной процедуры, сложностью с финансированием.

На основании вышеустановленного и руководствуясь ст. 194-199, 209, 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора Междуреченского района Вологодской области удовлетворить.

Обязать отдел образования <адрес> и МБДОУ провести работу, направленную на получение лицензии на право ведения образовательной деятельности данным образовательным учреждением в срок до 01.06.2012 года.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Междуреченский районный суд в течение десяти дней.

Судья Решетов В.Н