Дело № 2-49/2012 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с. Шуйское 24 января 2012 года. Междуреченский районный суд Вологодской области в составе: судьи Решетова В.Н., с участием помощника прокурора Междуреченского района Соколовой М.В., представителя ответчика от администрации <адрес> П.А. представителя третьего лица от органа опеки и попечительства <адрес> Б.Н. при секретаре Трусовой В.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Междуреченского района Вологодской области в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах С.С., оставшегося без попечения родителей, к администрации <адрес>, к Департаменту развития муниципальных образований <адрес> о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, УСТАНОВИЛ : Прокурор Междуреченского района обратился в суд с указанным иском к ответчикам, мотивируя свои требования тем, что по результатам проведенной прокуратурой района проверки по жалобе С.С. являющегося лицом из числа детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей, были установлены нарушения органами местного самоуправления жилищных прав указанного лица. <данные изъяты> Распоряжением Главы поселения <адрес> № «О жилищных вопросах» С.С. принят на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении на территории <адрес> (учетное дело №). Пунктом 4 приказа отдела образования <адрес> № «Об установлении попечительства над несовершеннолетними С.А. и С.С. за С.А. и С.С. закреплена жилая площадь <адрес> Решением Междуреченского районного суда ДД.ММ.ГГГГ данный пункт приказа признан недействительным и не порождающим правовых последствий. ДД.ММ.ГГГГ С.С. обучался <данные изъяты>, где находился на полном государственном обеспечении. Учитывая, что С.С. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, состоит в списке граждан на получение жилья, жилая площадь ему должна быть предоставлена во внеочередном порядке, в связи с чем, прокурор района, в интересах С.С. просит суд обязать администрацию <адрес> и Департамент развития муниципальных образований <адрес> в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу предоставить С.С. жилое помещение на территории <адрес>, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В судебном заседании помощник прокурора Междуреченского района Соколова М.В. изменила заявленные требования в сторону уменьшения, отказавшись от требования о возложении обязанности на администрацию <адрес> обязанности по предоставлению жилого помещения С.С. остальные требования поддерживает в полном объеме. Ответчик - Департамент развития муниципальных образований <адрес> ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, оставляет решение вопроса о предоставлении жилого помещения С.С. на усмотрение суда. Представитель ответчика от администрации <адрес> П.А. не возражает по поводу удовлетворения, измененных в судебном заседании помощником прокурора района требований, поскольку обеспечение жилыми помещениями граждан по договору социального найма в соответствии со ст. 15 ФЗ от 06.11.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не относится к вопросам местного значения муниципальных районов. В соответствии п. 1 ст. 8 Федерального Закона РФ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав названных категорий граждан на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Представитель третьего лица от органа опеки и попечительства <адрес> Б.Н. полностью разделила позицию прокуратуры района, пояснив, что и С.С. и С.А. состоят на учете, как нуждающиеся в предоставлении жилья, проживают у бабушки в квартире последней. Суд, выяснив позицию помощника прокурора района, представителей ответчика, представителя третьего лица от органа опеки и попечительства, заключение помощника прокурора района, полагавшего, измененные в судебном заседании исковые требования удовлетворить, исследовав все материалы дела, приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что С.С. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, <данные изъяты> Распоряжением Главы поселения <адрес> № «О жилищных вопросах» С.С. был принят на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении на территории <адрес> (учетное дело №). Пунктом 4 приказа отдела образования <адрес> № «Об установлении попечительства над несовершеннолетними С.А. и С.С. за С.А. и С.С. закреплена жилая площадь <адрес> Решением Междуреченского районного суда ДД.ММ.ГГГГ указанный пункт приказа признан недействительным и не порождающим правовых последствий. Указанное решение суда вступило в законную силу. ДД.ММ.ГГГГ С.С. обучался <данные изъяты>, где находился на полном государственном обеспечении. Приказом отдела образования <адрес> № «Об установлении попечительства над несовершеннолетними С.А. и С.С.», попечителем несовершеннолетних была назначена их бабушка - С.Г. с выплатой денежных средств ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из исследованных в судебном заседании документов, а именно справки № филиала ГП ВО «Вологдатехинвентаризация» по состоянию ДД.ММ.ГГГГ, по сведениям государственного технического учета в отношении С.С. права собственности на недвижимое имущество <адрес> не регистрировалось. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ответ № нет сведений о правах С.С. на объекты недвижимости. Из имеющегося в материалах дела заявления С.С. следует, что в добровольном порядке органами государственной власти Вологодской области жилье не предоставляется, в связи с чем, он вынужден обратиться в прокуратуру района с целью решения вопроса о предоставлении жилого помещения как сироте. Установлено также, что Департамент развития муниципальных образований <адрес> в своем ответе № сообщает С.С. что средства областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из их числа, выделяются ежегодно, но данных средств недостаточно для обеспечения жильем всех нуждающихся. Указанный ответ, по мнению суда, служит подтверждением обоснованности заявленных прокурором района требований. В соответствии с пунктом 2, части 2, статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности, по окончании их пребывания в образовательных или иных учреждениях. Согласно ст. 8 ФЗ РФ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания обучения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. На основании ст. 22 Закона Вологодской области от 29.12.2003 года № 982-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей указанных категорий, не имеющие закрепленного жилого помещения или жилого помещения, принадлежащего им на праве собственности, имеют право на предоставление органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим управление жилищным фондом области, жилого помещения по договорам социального найма вне очереди общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления в соответствии с действующим жилищным законодательством. В соответствии с Положением о Департаменте развития муниципальных образований Вологодской области (утверждено постановлением Правительства Вологодской области от 23.12.2008 года № 2498), указанный Департамент обеспечивает реализацию полномочий органов исполнительной государственной власти области в сфере жилищных отношений, а также осуществляет полномочия по управлению и распоряжению жилищным фондом области. В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что обязанность по предоставлению жилья С.С. должна быть возложена на Департамент развития муниципальных образований <адрес>. Оснований для возложения такой обязанности на администрацию <адрес> не имеется. В соответствии со ст. 23 указанного Закона Вологодской области регистрационный учет детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства и месту закрепления за ними жилой площади, либо по месту временного пребывания (учреждения для детей указанных категорий, общежития, семьи опекунов (попечителей), приемные семьи. В судебном заседании установлено, что С.С. относится к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоит в списке граждан, состоящих на учете на получение жилья, не имеет в собственности жилья, проживает в настоящее время в квартире бабушки, в связи с чем, С.С. должно быть предоставлено вне очереди благоустроенное жилое помещение на территории <адрес> за счет средств областного бюджета по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям по норме предоставления жилой площади на семью из одного человека. В соответствии со ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина; решение (ч. 3 ст. 258 ГПК РФ) исполняется по правилам, указанным в части 2 ст. 206 ГПК РФ, то есть, судом устанавливается срок в решении, в течение которого решение суда должно быть исполнено. С учетом значимости решаемого вопроса для С.С. - предоставления жилья оставшемуся без попечения родителей, нуждающемуся в жилом помещении, суд считает разумным, указанный в иске прокурором района срок предоставления жилья - в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу. В соответствии с п.19, ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции освобождаются, в частности, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков. Руководствуясь ст.ст. 194-198, 206, 209, 254-258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск прокурора Междуреченского района Вологодской области, измененный в судебном заседании, в интересах С.С. удовлетворить. Обязать Департамент развития муниципальных образований <адрес> в двухмесячный срок со дня вступления указанного решения суда в законную силу предоставить С.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение на территории <адрес> по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по норме предоставления жилой площади на семью из одного человека в соответствии с действующим жилищным законодательством. Администрацию <адрес> от ответственности по иску прокурора Междуреченского района Вологодской области в интересах С.С. освободить. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Междуреченский районный суд в течение 30 дней. Судья Решетов В.Н.