Дело 12-38/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с. Шуйское 12 декабря 2011 года. Судья Междуреченского районного суда Вологодской области Решетов В.Н., при секретаре Трусовой В.А., рассмотрев жалобу главного специалиста-эксперта отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Вологодской области Погожева М.А. на постановление мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 51 от 11.10.2011 года по делу № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - главного специалиста отдела по мобилизационной работе, делам гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций администрации Междуреченского муниципального района Вологодской области Накрошаева Н.Н. УСТАНОВИЛ: Постановлением мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 51 от 11.10.2011 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ в отношении должностного лица - главного специалиста отдела по мобилизационной работе, делам гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций администрации Междуреченского муниципального района Вологодской области, уполномоченного на решение вопросов гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Междуреченского муниципального района Накрошаева Н.А. (далее главный специалист ОМР, делам ГО, предупреждению и ликвидации ЧС администрации района) было прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Оспаривая постановление, главный специалист-эксперт отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Вологодской области Погожев М.А. (далее заявитель), в жалобе указал на незаконность вынесенного постановления, поскольку проведение мероприятия по государственному контролю (надзору) с целью осуществления государственного надзора в области защиты населения и территории от ЧС, согласно ежегодному плану проверок на территории Вологодской области на 2011 год, в отношении администрации Междуреченского муниципального района, было осуществлено на основании распоряжения № исполняющего обязанности начальника УНД ГУ МЧС России по Вологодской области Накрошаева Н.Н. Правовым основанием для проведения данного мероприятия является ФЗ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановление Правительства РФ от 01.12.2005 года № 712 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (Далее Постановления № 712), Приказа МЧС России от 09.08.2010 года № 382 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Указанное мероприятие было проведено ДД.ММ.ГГГГ. На момент проверки Накрошаев Н.А., являющийся главным специалистом ОМР, делам ГО, предупреждению и ликвидации ЧС администрации района и уполномоченным на решение вопросов ГО, предупреждения и ликвидации ЧС Междуреченского муниципального района, не выполнил в полной мере требования норм и правил по предупреждению и ликвидации ЧС, а именно: не в полной мере принял меры по обучению населения способам защиты и действиям в этих ситуациях, не в полной мере принял меры по созданию резерва материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации ЧС, не принял меры по корректировке и согласованию плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС с ГУ МЧС России по Вологодской области, не принял меры по разработке и согласованию с ГУ МЧС России по Вологодской области плана комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности администрации Междуреченского муниципального района по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, не принял меры по созданию Единой дежурно-диспетчерской службы Междуреченского муниципального района, то есть не выполнил на момент проверки установленных обязательных требований законодательства РФ в области защиты населения и территорий от ЧС. В связи с этим заявитель не согласен с выводами мирового судьи в постановлении о грубом нарушении требований пп.4 ч. 2 ст. 20 ФЗ № 294-ФЗ ФЗ от 26.12.2008 года (редакция от 18.07.2011 г.) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» к организации и проведению проверок (проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного надзора). С учетом того, что администрация Междуреченского муниципального района одновременно является как юридическим лицом, так и органом местного самоуправления, заявитель считает, что проверка была проведена в соответствии с действующим законодательством. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля планов, в соответствии с их полномочиями. В соответствии с разъяснениями прокуратуры Вологодской области о порядке применения основных положений ФЗ № 294-ФЗ (письмо прокуратуры Вологодской области №), органы местного самоуправления не являются хозяйствующими субъектами. В связи с изложенным, заявитель просит суд отменить обжалуемое постановление мирового судьи и возвратить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение мировому судье. В судебном заседании доверенный представитель заявителя от отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Вологодской области Погожев М.А. поддержал заявленные в жалобе требования. Должностное лицо - главный специалист ОМР, делам ГО, предупреждению и ликвидации ЧС администрации Междуреченского муниципального района Накрошаев Н.А., не согласившись с доводами заявителя, считает вынесенное мировым судьей постановление законным и обоснованным, просит обжалуемое постановление оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения, поскольку проверка осуществлялась в отношении администрации района как юридического лица на основании ст. 14 ФЗ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а не как органа местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС, поскольку в распоряжении нет ссылки на ст. 11 указанного ФЗ. Судья, выслушав доверенного представителя заявителя, обратившегося с жалобой, выяснив позицию должностного лица, в отношении которого рассматривается дело об административном правонарушении, исследовав все материалы дела, считает жалобу подлежащей удовлетворению. В судебном заседании установлено, что в результате проведения мероприятия, осуществленного на основании распоряжения № исполняющего обязанности начальника УНД ГУ МЧС России по Вологодской области, по государственному контролю (надзору), с целью осуществления государственного надзора в области защиты населения и территории от ЧС, согласно ежегодному плану проверок на территории Вологодской области на 2011 год, в отношении администрации Междуреченского муниципального района, было, как следует из протокола № об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что должностное лицо - главный специалист отдела по мобилизационной работе, делам ГО, предупреждению и ликвидации ЧС администрации Междуреченского муниципального района Накрошаев Н.А., ДД.ММ.ГГГГ нарушил требования п.11 подпунктов 2а, 2д Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», пунктов 6, 11, 12, 16, 23 Постановления Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 года, пункта 4 подпункта А Постановления Правительства РФ № 547 от 04.09.2003 года, требования п. 9 приказа МЧС России от 28.12.2004 года № 621 (зарегистрирован в Минюсте РФ 14.04.2005 г., регистрационный № 6514), а именно: 1. Не в полной мере принял меры по обучению населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; 2. Не в полной мере принял меры по созданию резерва материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации ЧС; 3. Не принял меры по корректировке и согласованию плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС с ГУ МЧС России по Вологодской области; 4. Не принял меры по разработке и согласованию с ГУ МЧС России по Вологодской области Плана Комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности администрации Междуреченского муниципального района по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов; 5. Не принял меры по созданию Единой дежурно-диспетчерской службы Междуреченского муниципального района. То есть, как следует из протокола, должностное лицо не выполнило на момент проверки установленных обязательных требований законодательства РФ в области защиты населения и территорий от ЧС. Должностное лицо Накрошаев Н.А с указанным проколом не согласился, материалы проверки с протоколом по делу об административном правонарушении были направлены для рассмотрения мировому судье. Постановлением мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 51 от 11.10.2011 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ в отношении должностного лица - главного специалиста ОМР, делам ГО, предупреждению и ликвидации ЧС администрации района Накрошаева Н.А. было прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, со ссылкой на то, что УНД ГУ МЧС России по Вологодской области по государственному контролю (надзору), с целью осуществления государственного надзора в области защиты населения и территории от ЧС, были допущены грубые нарушения требований ФЗ от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ (редакция от 18.07.2011 г.) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которые выразились в том, что надзорным органом фактически проведена проверка на предмет соблюдения администрацией Междуреченского муниципального района, как органа исполнительной власти, требований ст. 11 ФЗ от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», что не предусматривалось распоряжением руководителя Управления о проведении плановой выездной проверки юридического лица от 22.07.2011 г. № 597, а соответственно, в силу ст. 20 ФЗ от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ, результаты проверки, как следует из обжалуемого постановления, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований. По указанному основанию мировым судьей доказательства вины (акт проверки администрации района №, протокол об административном правонарушении) должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ были признаны недопустимыми доказательствами, и с учетом отсутствия иных доказательств, бесспорно свидетельствующих о виновности указанного должностного лица, было принято обжалуемое постановление о прекращении производства по делу, в связи с отсутствием состава указанного административного правонарушения. Вместе с тем, по мнению судьи, указанные выводы мирового судьи являются спорными, не позволяющими лишь на их основе принять законное и обоснованное решение (постановление), поскольку администрация Междуреченского муниципального района, являясь в соответствии с Уставом Междуреченского муниципального района Вологодской области, принятым ДД.ММ.ГГГГ местным референдумом, с изменениями и дополнениями, внесенными решениями Комитета районного самоуправления № и Представительного Собрания района №, исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Междуреченского муниципального района (а не исполнительным органом власти), наделенным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочий для осуществления отдельных государственных полномочий, переданным органам местного самоуправления федеральными законами и законами Вологодской области, не является хозяйствующим субъектом, проведение проверок которого регламентировано ФЗ от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ (редакция от 18.07.2011 г.) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Распоряжение № о проведении плановой, выездной проверки было принято в отношении администрации Междуреченского муниципального района с целью осуществления надзора за выполнением органами местного самоуправления и организациями комплекса мероприятий в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с ФЗ № 68-ФЗ от 21.12.1994 года « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». При этом ответственным за указанное направление работы в районе является Накрошаев А.А., (и являлся на момент проверки) как должностное лицо, наделенное соответствующими полномочиями. Данным фактам не была дана надлежащая правовая оценка мировым судьей при принятии обжалуемого постановления, то есть, не были надлежащим образом исследованы все, имеющее значение по делу обстоятельства. В соответствии с п. 4 ст. 26.1 КоАП РФ). Мировым судьей не были исследованы нарушения, изложенные в протоколе об административном правонарушении №, не была дана им юридическая оценка, ошибочно имеется ссылка на администрацию Междуреченского муниципального района, как на орган исполнительной власти, что не соответствует положению ст. 29 Устава Междуреченского муниципального района, не исследованы обстоятельства, и не дана юридическая оценка того, что администрация Междуреченского муниципального района рассматривается и как юридическое лицо, и как орган местного самоуправления, что имеет существенное значение по делу. В связи с изложенным, принятое постановление мирового судьи не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение, во время проведения которого необходимо учесть изложенное и принять соответствующее решение. На основании изложенного, руководствуясь, ст. 26.1, п. 4 ч.1.ст. 30.7, ст. 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Р Е Ш И Л : Жалобу главного специалиста-эксперта отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Вологодской области Погожева М.А.удовлетворить. Постановление мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 51 от 11 октября 2011 года по делу № об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - главного специалиста отдела по мобилизационной работе, делам гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций администрации Междуреченского муниципального района Вологодской области Накрошаева Н.Н. отменить, а дело об административном правонарушении возвратить мировому судье Вологодской области по судебному участку № 51 на новое рассмотрение. Судья Решетов В.Н.