По иску К. к ГУ КРОФСС о возмещении расходов



Дело Номер обезличен Номер обезличен

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Междуреченский городской суд

Кемеровской области

В составе председательствующего судьи Евтифеевой О.Э.

при секретаре Комлевой Н.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Междуреченске 26.04.2010 года дело по исковому заявлению К. к Государственному учреждению Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о взыскании ежемесячных страховых выплат

УСТАНОВИЛ:

К. обратился с требованием к ГУ КРОФСС РФ о взыскании расходов на оплату лекарств. Требования мотивированы тем, что при обращении в Фонд социального страхования 17 марта 2009 года для оплаты расходов на приобретение лекарственных препаратов на сумму 5770,50 руб., была оплачена только часть этой суммы - 3 117,89 руб., полагает, что оплата расходов должна быть произведена в полном объеме. Просит взыскать с ответчика недоплату расходов за приобретенные лекарственные препараты в сумме 2652,61 руб., компенсацию морального вреда

Истец К. в судебном заседании на удовлетворении требований настаивал в полном объеме. Пояснил, что является инвалидом второй группы, лечащим врачом ему были выписаны лекарственные препараты для прохождения планового лечения. 17.03.2009 года он предоставил в Фонд рецепты, товарные и кассовые чеки для оплаты расходов на приобретение лекарств, но ему была выплачена только часть суммы. Обращался в Фонд с заявлением о нарушении законности при возмещении расходов за лекарственные препараты. Считает, что Фонд своими действиями причинил ему материальный и моральный ущерб, который обосновывает тем, что вынужден был со сломанной спиной неоднократно приходить к ответчику и доказывать свою правоту. Терпеть унижения и нравственные страдания, что неблагоприятно сказалось на его здоровье. Просил требования удовлетворить в полном объеме. Настаивал на доводах, изложенных в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГУ КРОФСС РФ С., действующая на основании доверенности № 75 от 22.10.2009 года в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, о чем представила заявление л.д.28) и письменные возражения, приобщенные к материалам дела л.д.30-34).

Прокурор в судебное заседание не явился. О дате и времени судебного разбирательства извещен в надлежащей форме л.д.27), в соответствии с п. 3 ст. 45 ГПК РФ неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд полагает возможным провести судебное заседание в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований частично по следующим основаниям.

На основании акта о несчастном случае на производстве № 126 от 14.08.1989 года л.д.44-45), акта о несчастном случае на производстве № 129 от 27.12.1995 года л.д.42-43) установлено, что 10.08.1989 года и 24.12.1995 года с К. во время работы в ЗАО ХХХ» произошли несчастные случаи, в результате которых он получил производственные травмы при обстоятельствах, изложенных в п.п.11 указанных актов.

В связи с производственной травмой от 10.08.1989 года на основании акта № 126 от 14.08.1989 года К. установлена утрата трудоспособности 40% на период с 04.04.2007 года бессрочно (справка № 0144217 -л.д.46); в связи с производственной травмой от 24.12.1995 года на основании акта № 129 от 27.12.1995 года установлена утрата трудоспособности 50% на период с 04.04.2007 года бессрочно (справка № 0144218 -л.д.47). К. установлена вторая группа инвалидности в связи с трудовым увечьем бессрочно (справка № 0002563824 -л.д.15).

Заключением врачебной комиссии № 548 от 02.03.2009 года л.д.9) К. назначены необходимые лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

Согласно Программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания от 03.03.2009 года л.д.8) установлено, что К. является получателем страхового обеспечения в результате производственных травм, имевших место в 1995 и 1989 годах, установлена нуждаемость в лечении, приобретении лекарственных средств, согласно перечню и количеству, указанному в ПРП до 03.03.2011 года.

Для приобретения необходимых лекарств 17.03.2009 года К. были выписаны рецепты л.д.4,5,6), на основании которых он приобрел в аптеке медикаменты на общую сумму 5770,50 руб., что подтверждается товарным и кассовым чеками л.д. 7). При обращении в ГУ КРОФСС РФ с заявлением о выплате денежных средств, потраченных на приобретение лекарств в соответствии с ПРП К. предоставил товарные чеки и рецепты на приобретенные медикаменты л.д. 36-40).

Приказом ГУ КРОФСС РФ № Номер обезличен от 25.03.2009 года л.д.35) на основании заявления пострадавшего, товарного и кассового чеков, рецептов К. произведена оплата дополнительных расходов на приобретение лекарств в сумме 3117,89 руб., расчет нал.д. 41.

07.04.2009 года К. обратился в ГУ КРОФСС РФ с заявлением л.д.10) о доплате денежных средств в сумме 2652,61 руб., понесенных на приобретение лекарств, на которое Фонд ответил отказом, указав в своем письме от 10.04.2009 года № 01-11/08-1059л (11-13), что оплата лекарственных средств произведена с учетом закупочных цен медикаментов, сумма, выплаченная истцу рассчитана в соответствие с действующим законодательством.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 8 ФЗ № 125-ФЗ от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" установлено, что обеспечение по страхованию осуществляется в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая, на приобретение лекарств, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода.

Согласно п. 2 ст. 8 оплата дополнительных расходов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 1 ст. 8 производится страховщиком, если учреждением медико-социальной экспертизы установлено, что застрахованный нуждается в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания в указанных видах помощи, обеспечения или ухода. Условия, размеры и порядок оплаты таких расходов определяются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации требований п. 2 ст. 8 ФЗ № 125-ФЗ от 24.07.1998 года постановлением Правительства РФ от 15 мая 2006 г. N286 утверждено «Положение об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», согласно которому производится оплата расходов на приобретение лекарств.

Согласно п. 22 указанно выше «Положения…» установлено: «Оплата расходов на приобретение лекарств, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода осуществляется страховщиком в соответствии с программой реабилитации пострадавшего путем выплаты соответствующих денежных сумм застрахованному лицу по мере приобретения им лекарств, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода на основании рецептов или копий рецептов, если они подлежат изъятию, товарных и кассовых чеков аптечных учреждений.». С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что приобретение лекарств в соответствии с ПРП и рецептами производится застрахованным в розничной аптечной сети, подтверждением понесенных расходов являются товарные и кассовые чеки. Данные требования были соблюдены застрахованным К., документы, согласно установленному перечню и порядку были предоставлены в ГУ КРОФСС. О том, что лекарственные препараты были приобретены в соответствии с программой реабилитации в количестве и составе, соответствующем ПРП в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.

Согласно п. 23 «Положения» установлено: «Оплата расходов на приобретение лекарств, за исключением лекарств, указанных в абзаце втором настоящего пункта, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода осуществляется по розничным ценам в пределах стоимости лекарств, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода отечественных производителей (при отсутствии отечественных аналогов - по розничным ценам на лекарства зарубежных производителей).

В случае приобретения лекарств из числа включенных в перечень лекарств для лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, указанных в статье 6.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи", оплата расходов на их приобретение осуществляется по ценам на указанные лекарства, но не выше цен, зарегистрированных в установленном порядке, с учетом предельных торговых надбавок к ценам на эти лекарства.».

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оплата расходов осуществляется на основании розничных цен. Понятие розничной торговли установлено в статье 32 Федерального закона от 22 июня 1998 г. N 86-ФЗ "О лекарственных средствах".

Предельные торговые надбавки были установлены в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" на Постановления Правительства РФ от 12 декабря 2004 г. N769 "О мерах по обеспечению лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг" и утверждены Приказом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 22 декабря 2004 г. N660-Пр/04 "Об установлении торговых надбавок к зарегистрированным ценам на лекарственные средства, которыми обеспечиваются отдельные категории граждан" и Распоряжением администрации Кемеровской области от 9 апреля 2002 г. N 234-р "Об упорядочении формирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения".

Государственная регистрация предельных отпускных цен производителей на лекарственные средства (по торговым наименованиям), отпускаемые по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, осуществлялась на основании Приказа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 2 октября 2006 г. N2240-Пр/06., Постановления Правительства РФ от 9 ноября 2001 г. N 782 "О государственном регулировании цен на лекарственные средства".Регулирование указанных вопросов осуществлялось на основании Постановления Правительства РФ от 17 октября 2005 г. N619 "О совершенствовании государственного регулирования цен на лекарственные средства". Однако с 01.01.2008 года на основании Постановления Правительства РФ от 28 декабря 2007 г. N935 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан" были признаны утратившими силупункты 2-8 постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2005 г. N619 "О совершенствовании государственного регулирования цен на лекарственные средства".

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что на момент обращения К. в ГУ КРОФСС РФ с заявлением об оплате лекарств предельные отпускные цены и предельные торговые надбавки не устанавливались, следовательно, принимая во внимание требования п. 23 «Положения об оплате…» расходы должны быть возмещены в соответствии с розничной ценой на основании торговых чеков.

Суд критически оценивает ссылку ответчика на то, что оплата указанных препаратов должна с 01.01.2008 года производиться на основании цен, установленных в Областном справочнике медикаментов для льготной категории граждан л.д. 42-44). Указанный «Справочник…», не может быть использован при реализации правоотношений по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве поскольку, указанный справочник формируется на основании результатов аукционов (торгов) проводимых в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". При этом не представлено доказательств, что ГУ КРОФСС РФ выступает в данном случае (при оплате приобретенных лекарств) субъектом правоотношений по государственному заказу, осуществляет закупки для государственных нужд. Тем более отсутствует основание утверждать, что застрахованные лица, в том числе истец К., могут выступать в качестве субъекта правоотношений по государственному заказу и имеют возможность приобрести лекарственные средства, по ценам, установленным по итогам аукционов по размещению заказов для государственных нужд. Применение данного нормативного документа и порядка, установленного в соответствии с ФЗ № 94-ФЗ для определения цен не соответствует предмету и целям регулирования указанного закона, установленным в ст. 1 ФЗ № 94-ФЗ.

Ответчик в качестве основания для применения данного «Справочника…» ссылается нормативные документы, указанные в возражениях на исковое заявление. При этом, отсутствуют доводы, обосновывающие применение указанных нормативных документов к спорным правоотношениям. Указывают, что поскольку отменен порядок регистрации цен и торговых надбавок, необходимо применить нормативные документы, регулирующие порядок установления цен при размещении гос. заказа. Как указано выше, оплата расходов производится в соответствии с ФЗ № 125-ФЗ «Об обязательством социальном страховании…» в порядке, установленном на основании постановления Правительства РФ от 15 мая 2006 г. N286 утверждено «Положение об оплате дополнительных расходов…», которые не были изменены, в том числе в связи с принятием и изменением нормативных актов, указанных ответчиком. Следовательно, при наличии самостоятельного регулирования порядка оплаты расходов, связанных с обязательным социальным страхованием от несчастных случаев на производстве отсутствуют основания для применения по аналогии нормативных актов, регулирующих правоотношения, связанные с гос. заказом, либо с реализацией прав другими (в том числе льготными) категориями граждан. Кроме того, применяемая согласно Справочнику … цена, не является зарегистрированной ценой и не включает предельные надбавки, т.е. не подходит для применения даже по определению абз. 2 п. 23 «Положения об оплате…».

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что согласно п. 22, 23 «Положения….» оплата расходов должна быть произведена по розничным ценам на основании представленных платежных документов, в противном случае будут нарушены права застрахованного на полное возмещение вреда, установленное в ст. 1064, 1085 ГК РФ. Требование истца о взыскании расходов по оплате лекарственных в средств в размере 2652,61 руб., согласно расчету, который сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривался, подлежит удовлетворению.

В части требований о взыскании компенсации морального вреда в размере 5000 руб. суд полагает необходимым отказать по следующим основаниям.

В части требований о компенсации морального вреда в размере 50 000 руб. суд полагает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку не установлено правовых оснований для взыскания компенсации морального вреда. Истец указывает, что требование о компенсации морального вреда связано с тем, что в связи с частичной оплатой понесенных расходов вынужден был неоднократно обращаться в ГУ КРОФСС РФ по вопросу оплаты понесенных расходов, вынужден был доказывать свою правоту, в связи с чем причинены физические и нравственные страдания. Однако данный довод суд оценивает критически, поскольку, наличие споров о порядке расчета выплат, размерах произведенных компенсаций, т.е. о порядке исполнения обязательств по страхованию, не может являться основанием для возмещения морального вреда по основаниям, указанным истцом, а именно, по основаниям ст. 151 ГК РФ, иных оснований истцом не указано. Кроме того, истцом не представлено доказательств причинения физических и нравственных страданий. С учетом изложенного суд полагает данное требование не подлежащим удовлетворению.

На основании ст. 333.36 НК РФ истец освобожден от уплаты госпошлины, с ответчика подлежит взысканию госпошлина на основании ст 103 ГП КРФ, 333.19 НКРФ.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Государственного учреждения Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу К. доплату по оплате лекарственных средств в размере 2652,61 руб.

В удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда в размере 5000 руб. отказать.

Взыскать с ГУ КРОФСС в доход бюджета расходы по оплате гос. пошлины в размере 400 руб.

Мотивированное решение изготовлено 04.05.2010 года.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме.

Судья Евтифеева О.Э.