Дело №2-293/11Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Междуреченский городской суд
Кемеровской области
В составе: председательствующего Червячковой Г.В.,
при секретаре Алексеевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Междуреченске 16.02.2011 г. гражданское дело по иску Кемеровского межрайонного прокурора по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли к ОАО «Южный Кузбасс» об обязании провести экспертизу промышленной безопасности комбайнов проходческих КСП-33, под инвентарными номерами № и утверждении в Южно-Сибирском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору,
У С Т А Н О В И Л:
Кемеровский межрайонный прокурор по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «Южный Кузбасс» об обязании прекратить эксплуатацию комбайнов проходческих КСП-33, под инвентарными номерами № до получения утвержденных Южно-Сибирским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору заключений экспертизы промышленной безопасности.
Свои требования мотивирует тем, что Кемеровской межрайонной прокуратурой по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли проведена проверка исполнения законодательства по вопросам промышленной безопасности филиала ОАО «Южный Кузбасс» - Управление по подземной добыче угля «Шахта «Ольжерасская-Новая», по результатам которой установлено, что в филиале ОАО «Южный Кузбасс» - Управление по подземной добыче угля «Шахта «Ольжерасская-Новая» с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время эксплуатируются проходческие комбайны КСП-33 инвентарные номера №, которые были введены в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, срок эксплуатации комбайнов составляет пять лет, по истечении которого на указанные комбайны в срок до ДД.ММ.ГГГГ необходимо было организовать проведение экспертизы промышленной безопасности. Незаконная эксплуатация комбайнов ведет к нарушению конституционного права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В порядке ст.39 ГПК РФ истец уточнил заявленные требования и просил обязать ОАО «Южный Кузбасс» провести экспертизу промышленной безопасности комбайнов проходческих КСП-33, под инвентарными номерами № и утвердить в Южно-Сибирском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание и.о прокурора Шарафутдинов Е.А. не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
В судебном заседании представитель ответчика ОАО «Южный Кузбасс» - Новичкова В.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ уточненные исковые требования признала в полном объеме.
Представитель третьего лица Южно-Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - главный государственный инспектор Междуреченского территориального отдела горного
надзора Родионов В.Г., действующий на основании доверенности, не возражал против удовлетворения уточненных исковых требований.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, опросив свидетеля, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении уточненных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с ч.3 ст.37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В соответствии с ч.5 ст.7, ст.13 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в процессе эксплуатации подлежат экспертизе промышленной безопасности в установленном порядке.
Согласно п.79 Правил безопасности в угольных шахтах ПБ 05-618-03, технические устройства, подлежащие экспертизе промышленной безопасности, могут быть введены в эксплуатацию после капитального ремонта или реконструкции только после приемки их комиссией с участием представителей территориальных органов Госгортехнадзора России.
В соответствии с п.п. 4, 19 Порядка продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах, утвержденного Приказом Минприроды России от 30.06.2009 г. № 195, по достижении срока эксплуатации, установленного в технических регламентах, нормативной, проектной и эксплуатационной документации, стандартах, правилах безопасности, дальнейшая эксплуатация технических устройств, оборудования и сооружения без продления срока безопасной эксплуатации не допускается, по окончании работ по определению возможности продления срока безопасной эксплуатации экспертная организация составляет заключение экспертизы промышленной безопасности, в котором содержится вывод о возможности продления срока безопасной эксплуатации технического устройства, оборудования и сооружения.
В соответствии с п.п. 4.3.3.Правил проведения экспертизы промышленной безопасности ПБ 03-246-98, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 06.11.1998 г. № 64, проведение экспертизы заключается в установлении полноты, достоверности и правильности представленной информации, соответствия ее стандартам, нормам и правилам промышленной безопасности.
Согласно п.п.4.4.2 настоящих Правил, решение о выдаче положительного или отрицательного заключения экспертизы принимается на основании рассмотрения и анализа документов, полученных при экспертизе, проверке состояния объекта или проведения необходимых испытаний.
На основании п.п.5.3 Правил заказчик передает заключение экспертизы в центральный аппарат или территориальные органы Госгортехнадзора России для рассмотрения и утверждения в установленном порядке.
В соответствии с п.п.5.4. Правил требования к утверждению заключения экспертизы устанавливаются Госгортехнадзором России как специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности с учетом Правил.
Пунктом 2.1 Положения о порядке утверждения заключений экспертизы промышленной безопасности, утвержденного постановлением Госгортехнадзора России от 14.07.1999 г. № 51 определено, что заключение экспертизы представляется на утверждение в Госгортехнадзор России или его территориальный орган организацией-заказчиком с сопроводительным письмом не позднее одного месяца с
момента его подписания руководителем экспертной организации.
Согласно п.3.2 Положения, заключение экспертизы рассматривается в соответствии со спецификой объекта экспертизы на предмет: его соответствия требованиям к оформлению заключения экспертизы; соответствия требования к оформлению заключения экспертизы; соответствия проведения экспертизы условиям лицензии, выданной экспертной организации Госгортехнадзором России; участия в проведении экспертизы экспертов, прошедших аттестацию в установленном порядке; соблюдения требований, предъявляемых к проведению экспертизы промышленной безопасности; использования при проведении экспертизы нормативных документов, методик и других документов, утвержденных или согласованных Госгортехнадзором России; использования необходимых и допущенных для проведения экспертизы контрольного, испытательного и диагностического оборудования и средств измерений.
Пунктом 3.3 Положения установлено, что в ходе рассмотрения заключения экспертизы может запрашиваться дополнительная информация по сути проведенной экспертизы, как от заказчика, так и от экспертной организации, подготовившей заключение.
В соответствии с пунктами 3.4 и 3.5 Положения по результатам рассмотрения подготавливается предложение о возможности утверждения или отказа в утверждении заключения экспертизы и проект соответствующего письма в организацию, представившую заключение экспертизы. В случае отказа в утверждении заключения экспертизы, отказ необходимо аргументировано обосновать в соответствии с ПБ 03-246-98. Окончательное решение об утверждении или об отказе в утверждении заключения экспертизы принимает руководитель или заместитель руководителя территориального органа.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Кемеровской межрайонной прокуратурой по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли проведена проверка исполнения законодательства по вопросам промышленной безопасности филиала ОАО «Южный Кузбасс» - Управление по подземной добыче угля «Шахта «Ольжерасская-Новая», по результатам которой установлено, что в филиале ОАО «Южный Кузбасс» - Управление по подземной добыче угля «Шахта «Ольжерасская-Новая» с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время эксплуатируются проходческие комбайны КСП-33 инвентарные номера №, которые были введены в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, срок эксплуатации комбайнов составляет пять лет, по истечении которого на указанные комбайны в срок до ДД.ММ.ГГГГ необходимо было организовать проведение экспертизы промышленной безопасности. Южно-Сибирским управлением Ростехнадзора выдано предписание проверки соблюдения требований промышленной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.33), акт-предписание проверки соблюдения требований промышленной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.36-38), организацией предоставлено уведомление об устранении нарушений требований промышленной безопасности, изложенных в предписании(л.д.34), на основании распоряжения руководителя шахты «Ольжерасская-Новая»(л.д.35,39). ОАО «НЦ ВостНИИ» провело первый этап экспертного обследования комбайнов проходческих КСП-33 зав. № и №, находящихся в промышленной эксплуатации в условиях шахты «Ольжерасская-Новая» в соответствии с «Типовой программой работ по определению возможности продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, эксплуатируемых на опасных производственных объектах горной промышленности», согласованной с Южно-Сибирским управлением Ростехнадзора и
утвержденной на заседании Консультативного совета по экспертизе промышленной безопасности при Южно-Сибирском управлении Ростехнадзора. В результате экспертного обследования были выявлены замечания, которые необходимо устранить до начала проведения второго этапа экспертизы промышленной безопасности комбайнов проходческих КСП-33 зав. № и №. Проведение второго этапа экспертизы промышленной безопасности с оформлением заключения будет выполнено после запуска комбайнов в промышленную эксплуатацию(л.д27-28).
Как следует из показаний свидетеля И.А.Ш.., работающего старшим механиком в филиале ОАО «Южный Кузбасс» - Управление по подземной добыче угля «Шахта «Ольжерасская-Новая», экспертиза проходческих комбайнов была запланирована в августе 2010 г., но не могла быть проведена, потому что была нарушена техника безопасности, с середины августа 2010 г. доступ в шахту был запрещен. В октябре этот запрет был снят, и был проведен первый этап экспертизы. В настоящее время получено заключение по первому этапу, в соответствии с которым им разрешена эксплуатация этих комбайнов, опасности для работающих нет, но необходимо пройти второй этап экспертизы, сделать необходимые замеры. После проведения всех необходимых действий предприятию и в Ростехнадзор на регистрацию выдадут экспертное заключение, и они будут иметь право пользоваться этими комбайнами.
В настоящее время комбайны проходческие КСП-33, под инвентарными номерами 2190 и 2191 не эксплуатируются.
Таким образом, суд полагает необходимым обязать ОАО «Южный Кузбасс» провести экспертизу промышленной безопасности комбайнов проходческих КСП-33, под инвентарными номерами 2190 и 2191 и утвердить в Южно-Сибирском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать ОАО «Южный Кузбасс» провести экспертизу промышленной безопасности комбайнов проходческих КСП-33, под инвентарными номерами № и утвердить в Южно-Сибирском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ОАО «Южный Кузбасс» в доход государства госпошлину в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.
Мотивированное решение изготовлено 21.02.2011 г.
Судья:Г.В. Червячкова