Дело № 2-1367/11
Решение
Именем Российской Федерации
Междуреченский городской суд
Кемеровской области
В составе председательствующего судьи Виноградовой О.В., при секретаре судебного заседания Кукабако С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Междуреченске 29.04.2011 г. гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции РФ по <адрес> к Благотворительному фонду защиты животных «ВИТА-М», третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по <адрес> о ликвидации некоммерческой организации в качестве юридического лица с исключением ее из Единого государственного реестра юридических лиц
У С Т А Н О В И Л:
Управление Министерства юстиции РФ по <адрес> обратилось в Междуреченский городской суд с иском о ликвидации Благотворительному фонду защиты животных «ВИТА-М» с исключением его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Требования мотивированы тем, что Благотворительный фонд защиты животных «ВИТА-М» был зарегистрирован Инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, №, учетный номер №
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным органом проводилась документальная проверка соответствия деятельности Фонда, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям, законодательству РФ, по итогам которой ДД.ММ.ГГГГ составлен акт проверки.
В результате проверки выявлены многочисленные неоднократные и грубые нарушения законодательства РФ, которые до настоящего времени не устранены, а именно: учредительными документами Фонда являются устав и учредительный договор, тогда как у Фондов учредительного договора действующим законодательством не предусмотрено; отсутствуют сведения о публикации отчетов об использовании имущества Фонда; Фондом не проводилась аудиторская проверка, денежные средства на ее проведение не расходовались; в ЕГРЮЛ содержатся сведения о полном наименовании Фонда, не соответствующем п. 1.1 Устава Фонда, а также сведения о сокращенном наименовании Фонда, тогда как Уставом Фонда сокращенное наименование не предусмотрено, а документы, необходимые для внесения соответствующих изменений в сведения ЕГРЮЛ не подавались; в учредительных документах Фонда содержатся сведения об основном виде экономической деятельности «деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки» (код по № – №), хотя данный код не может быть применен в отношении Фонда, а документы, необходимые для исключения сведений о нем, не предоставлялись; не представлены отчетный документы по формам № №
Истец направлял в адрес Фонда предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ, однако до настоящего времени нарушения не устранены. При этом из заявления Председателя Фонда от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что нарушения устраняться не будут.
Полагает, что Благотворительный фонд защиты животных «ВИТА-М» может быть ликвидирован на основании п. 2 ст. 61 ГК РФ, поскольку установлен факт грубого и неоднократного нарушения закона.
Истец своего представителя в суд не направил, в исковом заявлении содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.
Представители ответчика, Управления ФНС по <адрес> в суд не явились, надлежаще извещены о месте и времени судебного разбирательства, не просили рассмотреть дело в их отсутствие, о причинах неявки суд в известность не поставили.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд находит требования подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 3 ст. 20 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительная организация может быть ликвидирована в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом, в случае неоднократного (2 или более) предупреждения в письменной форме. В соответствии со ст. 61 Гражданского кодекса РФ организация может быть ликвидирована в принудительном порядке по следующим основаниям:
- осуществление благотворительной организацией деятельности, запрещенной законом;
- осуществление деятельности без получения в необходимых случаях соответствующей лицензии;
- осуществление благотворительной организацией деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями правовых норм;
- осуществление благотворительной организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям.
Данный перечень не является исчерпывающим. Согласно ст. 61 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица по решению суда возможна также в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, в том числе, согласно ст. 119 Гражданского кодекса основанием для ликвидации фонда в судебном порядке является заявление заинтересованных лиц.
Согласно п.2 ст. 61 ГК РФ, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», учредительными документами некоммерческих организаций являются:
устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества), для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, частного учреждения и автономной некоммерческой организации;
учредительный договор, заключенный их членами, и устав, утвержденный ими, для ассоциации или союза;
Требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).
Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.
В соответствии со п. 6 ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 23.12.2010) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» средства, затраченные на публикацию ежегодного отчета и информации о деятельности благотворительной организации, засчитываются в качестве расходов на благотворительные цели.
Согласно п. 4 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Требования к фирменному наименованию устанавливаются настоящим Кодексом и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.
Согласно п.1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.
Основной деятельностью бюджетного и казенного учреждений признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные и казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений.
Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов.
Отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими организациями только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень этих видов деятельности определяется законом.
Из материалов дела усматривается, что Благотворительный фонд защиты животных «ВИТА-М» зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ за государственным регистрационным номером № (л.д.22-26). Также Благотворительный фонд защиты животных «ВИТА-М» зарегистрирован в реестре некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.27), что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (л.д.22-26, 27).
Уставом Благотворительного фонда защиты животных «ВИТА-М» утвержденным общим собранием учредителей от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что Фонд осуществляет благотворительную деятельность в целях:
- охраны окружающей среды;
- регулирование отношений между человеком и животными, оказавшимися среди людей;
- защита животных (л.д.7-10).
Местом нахождения фонда является <адрес> (л.д.22).
Председателем Благотворительного фонда защиты животных «ВИТА-М» решением совета была выбрана Бетке Н.А. на 3 года, что подтверждается протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13).
На л.д. 14-17 акт проверки Управлением Министерства юстиции РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Благотворительного фонда защиты животных «ВИТА-М».
Управление Министерства юстиции РФ по <адрес> направляло ДД.ММ.ГГГГ предупреждение председателю Благотворительного фонда защиты животных «ВИТА-М» Бетке Н.А. в связи с несоблюдением требований Федеральных законов «О некоммерческих организациях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» с указанием нарушений, перечисленных в исковом заявлении (л.д.18-21).
В судебное заседание ответчиком не представлены доказательства того, что в срок, установленный предупреждением, нарушения были устранены.
Напротив, в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления Министерства юстиции РФ по <адрес> председатель Благотворительного фонда защиты животных «ВИТА-М» Бетке Н.А. просила ликвидировать Благотворительный фонд защиты животных «ВИТА-М» (л.д.5).
Суд приходит к выводу, что фондом допущены неоднократные грубые нарушения федерального законодательства, что в силу ст. 61 ГК РФ, является основанием для принятия судом решения о ликвидации благотворительной организации.
Учитывая вышеизложенное, поскольку имеются основания для принудительной ликвидации благотворительной организации в виде установленных судом и не оспариваемых ответчиком неоднократных нарушений в деятельности фонда, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о ликвидации Благотворительного фонда защиты животных «ВИТА-М» и исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Руководствуясь ст.194-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Ликвидировать Благотворительный фонд защиты животных «ВИТА-М».
Исключить Благотворительный фонд защиты животных «ВИТА-М» из единого государственного реестра юридических лиц со дня вступления решения суда в законную силу.
Мотивированное решение изготовлено 03.05.2011 г. и может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в десятидневный срок с даты его изготовления через Междуреченский городской суд.
Судья Виноградова О.В.
Копия верна
Судья Виноградова О.В.: