Дело № 2 -804/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Междуреченский городской суд Кемеровской области В составе председательствующего судьи Виноградовой О.В., при секретаре Кукабако С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Междуреченске 19.05.2011 года гражданское дело по исковому заявлению Кучировского А.А. к Государственному учреждению Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании действий незаконными, взыскании компенсации стоимости санаторно–курортной путевки, обязании ответчика приобретать путевки в специализированных санаториях, компенсации морального вреда УСТАНОВИЛ: Кучировский А.А. обратился в Междуреченский городской суд с иском к ГУ Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее по тексту ГУ КРОФСС) о признании действий ГУ КРОФСС, в результате которых Кучировскому А.А. не предоставлена путевка на санаторно-курортное лечение в санатории курорта Белокуриха, незаконными, взыскании в его пользу с ответчика компенсации стоимости санаторно-курортной путевки в санатории курорта Белокуриха в сумме <данные изъяты>., компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> В ходе судебного разбирательства требования неоднократно уточнял, окончательно просит признать действия ГУ КРОФСС, в результате которых Кучировскому А.А. в августе-сентябре 2010 г. не предоставлена путевка на санаторно-курортное лечение в специализированный санаторий курорта Белокуриха ОАО «Санаторий «Россия», в соответствии с профилем травм и с условиями доступа инвалидов, незаконными, взыскать в его пользу с ответчика компенсации стоимости санаторно-курортной путевки в санатории курорта Белокуриха ОАО «Санаторий «Россия» в сумме <данные изъяты>., компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> руб., обязать ответчика приобретать путевки на санаторно-курортное лечение Кучировскому А.А. в специализированных санаториях, расположенных в курортной зоне курорта Белокуриха, ОАО «Санаторий «Россия» или ЗАО «Курорт Белокуриха», в соответствии с профилем его травм и в соответствии с условиями доступа инвалидов, в августе месяце на будущее время ежегодно, а в случае невозможности приобрести путевку – обязать ГУКРОФСС РФ предварительно оплатить стоимость соответствующей услуги, взыскать с ответчика расходы по оплате услуг представителя (л.д.36-38, 63-66). Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ в период работы на ЗАО «Распадская» с ним произошел несчастный случай, в связи с чем, заключением МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ истцу установлена инвалидность 2 группы с утратой профессиональной трудоспособности 80 % бессрочно. В соответствии со ст. 8 ФЗ № 125-ФЗ от 24.07.1998 г. «Об обязательном социальном страховании…» Кучировскому А.А. предоставляется обеспечение в виде медицинской реабилитации в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, в том числе по путевке, включая оплату лечения, проживания и питания… ДД.ММ.ГГГГ истец при заполнении заявления для получения санаторно-курортной путевки в ГУ КРОФСС указал месяц и санатории курорта «Белокуриха» - «Россия», «Алтай-Вест». Муниципальными лечебными учреждениями г. Междуреченска 08.07.2010 г. Кучировскому А.А. были выданы справки для получения путевки с указанием профилей травм для санаторно-курортного лечения по прямым последствиям страхового случая, которые он представил в ГУ КРОФСС. ДД.ММ.ГГГГ по телефону истцу была предложена санаторно-курортная путевка в санаторий «Здравница Кузбасса» курорта Белокуриха. ДД.ММ.ГГГГ истец направил в ГУ КРОФСС письмо с просьбой выдать гарантийное письмо, чтобы он мог самостоятельно пройти санаторно-курортное лечение в санатории курорта Белокуриха, доступ к которому будет соответствовать СНиП 35-01-2001 и необходимого лечения в соответствии с рекомендациями ВК № от ДД.ММ.ГГГГ и ПРП № от ДД.ММ.ГГГГ, или гарантировать ему оплату понесенных расходов на санаторно-курортное лечение в санатории курорта Белокуриха. На указанное письмо из ГУ КРОФСС последовал отказ, поскольку от предложенной ему путевки в санаторий <адрес> – «Здравница Кузбасса», сроком заезда с ДД.ММ.ГГГГ, истец отказался, предложена путевка в многопрофильный ФГУ Центр реабилитации ФСС РФ «Топаз» со сроком заезда с ДД.ММ.ГГГГ Однако, заключением ВК от ДД.ММ.ГГГГ и ПРП от ДД.ММ.ГГГГ № истцу было рекомендовано санаторно-курортное лечение неврологического профиля и костно-мышечной системы в одноместном номере ежегодно, в летний период. Считает, что ГУ КРОФСС своей волей лишил его рекомендованного санаторно-курортного лечения, чем умышленно нанес вред здоровью истца и обязан возместить его. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, месте жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Именно поэтому в п. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ говорится, что данный закон не ограничивает права застрахованных на возмещение вреда, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ, в частности, превышающей обеспечение по страхованию, осуществляемое в соответствии с указанным ФЗ. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 321 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ», Министерство здравоохранения и социального развития РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, Министерство здравоохранения и социального развития РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Министерство здравоохранения и социального развития РФ руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, и осуществляет Полномочия, указанные в разделе 2. Полномочия (п.п.5-7) 5.2.94 форма, порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида. В Постановлении Правительства РФ от 16.10.2000 г. №789 «Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» определено: Министерству здравоохранения и социального развития РФ давать необходимые разъяснения по вопросам, связанным с применением Правил, утвержденных настоящим постановлением. Временные критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждены постановлением Минтруда РФ от 18.07.2001 г. № 56, постановлением утверждена форма программы реабилитации пострадавшего. Письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17.05.2006 г. № 1417-18 Департамент развития социальной защиты сообщает, что Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» предусматривает возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору. В соответствии со ст. 8 названного Закона оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного, производится страховщиком (Фондом социального страховании РФ) при наличии прямых последствий страхового случая. Основанием для оплаты страховщиком указанных дополнительных расходов служит заключение учреждения медико-социальной экспертизы о нуждаемости застрахованного в том или ином виде реабилитации, внесенное в соответствующую графу программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, форма которой утверждена Постановлением Минтруда России от 18.07.2001 г. № 56. Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалиды всех категорий, в том числе инвалиды от трудового увечья и профессионального заболевания, имеют право на оплату реабилитационных мероприятий в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Инвалиду от трудового увечья или профессионального заболевания с комплексной патологией учреждением медико-социальной экспертизы может быть одновременно составлено две программы реабилитации: ПРП и ИПР. При этом, по мнению истца, мероприятия, предусмотренные ПРП, не должны быть идентичными ИПР. Министерство здравоохранения и социального развития РФ говорит о правовом тождестве ПРП и ИПР. Согласно ст.11 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услуги за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду. Поскольку ответчик нарушил указанную норму и не предоставил путевку на санаторно-курортное лечение в соответствии заключением ВК от ДД.ММ.ГГГГ и ПРП от ДД.ММ.ГГГГ №, полагает возможным на основании ст. 8 ФЗ от 24.07.1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», п.п. 29, 30 Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.05.2006 г. № 286, взыскать с ГУ КРОФСС компенсацию стоимости санаторно-курортной путевки в санатории курорта Белокуриха в сумме <данные изъяты>. Согласно ст. 1085 ГК РФ при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежат утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение. Согласно п.2 ст. 1092 ГК РФ суммы в возмещение дополнительных расходов могут быть присуждены на будущее время при необходимости предварительной оплаты стоимости соответствующих услуг имущества, в том числе приобретения путевки. Кроме того, действиями ответчика истцу причинен моральный вред, выразившийся в физических и нравственных страданиях, поскольку по вине ГУ КРОФСС истец остался в 2010 г. без санаторно-курортного лечения, не были приняты меры по оздоровлению, в связи с чем, состояние его здоровья ухудшилось, он до настоящего времени испытывает психологические переживания по поводу незаконного отказа в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, рекомендованного ПРП №. Компенсацию морального вреда оценивает в размере <данные изъяты> В судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие (л.д.100). Представитель истца, Пырьев Ю.М., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16), настаивал на заявленных требованиях, в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в уточненном исковом заявлении. Представитель ответчика, Склемина М.С., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28), возражала относительно удовлетворения заявленных требований, поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве, из которого следует, что в соответствии со ст. 8 ФЗ от 24.07.1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», п.п. 29, 30 Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.05.2006 г. № 286, оплата расходов на медицинскую реабилитацию застрахованного лица в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, осуществляется в соответствии со сроками и периодичностью санаторно-курортного лечения, рекомендованными застрахованному лицу в программе реабилитации пострадавшего (ПРП), но не чаще 1 раза в год. Порядок медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.11.2004 г. № 256. При наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения ЛПУ выдает на руки застрахованному справку для получения путевки по форме № 070/у-04 с рекомендацией санаторно-курортного лечения по прямым последствиям, которая должна быть заполнена лечащим врачом. На основании представленных в ГУ КРОФСС документов (ПРП, заключения ВК, справок), исходя из рекомендованного профиля и предпочтительного места лечения – Белокуриха, Кучировскому А.А. была предложена путевка в Санаторий «Здравница» курорта Белокуриха с заездом с 20.07.2010 г., от которой он отказался по причине отсутствия безбарьерного доступа к зданию санатория. Учитывая причину отказа ГУ КРОФСС была предложена путевка в ФГУ Центр реабилитации ФСС РФ «Топаз», срок заезда с 19.08.2010 г., от которой истец также отказался, мотивируя тем, что ему рекомендовано лечение только в условиях курорта Белокуриха, однако данное основание не подтверждено соответствующими медицинскими документами. Письмом ГУ КРОФСС от ДД.ММ.ГГГГ в очередной раз была предложена путевка в Санаторий «Здравница» курорта Белокуриха с заездом ДД.ММ.ГГГГ, от которой истец отказался, о чем был составлен Акт от ДД.ММ.ГГГГ Путевки на лечение пострадавших в учреждениях, оказывающих санаторно-курортные услуги, приобретаются на основании государственных контрактов, заключаемых страховщиком с организациями, отобранными в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо. В соответствии с приказом ФСС РФ от 04.12.2007 г. № 287 «Об утверждении перечня подведомственных Фонду социального страхования РФ государственных учреждений Центров реабилитации ФСС РФ» Центры реабилитации подведомственны Фонду социального страхования, а не региональному отделению. Центры реабилитацию, являясь самостоятельными юридическими лицами, имеют такое же право, как и прочие санаторно-курортные организации, участвовать в открытых конкурсах. В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» региональным отделением на 2010 г. были проведены конкурсы на оказание услуг по медицинской реабилитации застрахованных лиц, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. По результатам проведенных открытых конкурсов региональным отделением на 2010 г. были заключены государственные контракты с санаторно-курортными учреждениями, являющимися победителями данных конкурсов. Победителем, прошедшим конкурсный отбор в 2010 г. был признан санаторий «Здравница» г. Белокуриха, с ним и были заключены государственные контракты. Предоставить путевку в иной санаторий курорта Белокуриха на момент обращения пострадавшего ГУ КРОФСС с соответствующим заявлением не представлялось возможным, поскольку приобретать путевку в иных санаториях без соответствующего госконтракта региональное отделение не имеет права (л.д.41-42). Заслушав представителей сторон, изучив письменные материалы дела, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям. Согласно Федеральному закону «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» одним из принципов обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является полнота возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных данным Федеральным законом случаях, включая расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию (пункт 1 статьи 1). Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» обеспечение по страхованию осуществляется в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая, на медицинскую реабилитацию в организациях, оказывающих санаторно – курортные услуги, в том числе по путевке, включая оплату лечения, проживания и питания застрахованного. Оплата дополнительных расходов, предусмотренных п. 3 настоящей статьи за исключением оплаты расходов на лечение застрахованного непосредственно после происшедшего тяжелого несчастного случая на производстве производится страховщиком, если учреждением медико-социальной экспертизы установлено, что застрахованный нуждается в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания в указанных видах помощи, обеспечении или уходе.Условия, размеры и порядок таких расходов определен Правительством РФ. Согласно пп. «г» п.2 «Положении об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2006 г. за № 286 (в ред. Постановлений Правительства от 24.03.2011 № 204), дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного лица включают в себя расходы на медицинскую реабилитацию в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, в том числе по путевке, включая оплату лечения, проживания и питания застрахованного лица, а в случае необходимости оплату проживания и питания сопровождающего его лица, оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно. Исходя из п. 3 данного Положения оплате подлежат дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного лица при наличии прямых последствий страхового случая. Как следует из п. 4 Положения оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного лица производится страховщиком за счет средств, предусмотренных на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Исходя из п. 1.2 Порядка Медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 21.11.2005 г. № 256, в редакции Приказа Минздравсоцразвития от 09.01.2007 г. за № 3, медицинский отбор и направление больных, нуждающихся в санаторно-курортном лечении (за исключением граждан, указанных в абзаце второго настоящего пункта) осуществляет лечащий врач. Медицинский отбор и направление на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляют лечащий врач и врачебная комиссия (далее - ВК) лечебно-профилактического учреждения по месту жительства. Исходя из п. 1.3 данного порядка, лечащий врач определяет медицинские показания для санаторно-курортного лечения и отсутствие противопоказаний для его осуществления, в первую очередь для применения природных климатических факторов, на основании анализа объективного состояния больного, результатов предшествующего лечения (амбулаторного, стационарного), данных лабораторных, функциональных, рентгенологических и других исследований. В сложных и конфликтных ситуациях по представлению лечащего врача и заведующего отделением заключение о показанности санаторно-курортного лечения выдает ВК лечебно-профилактического учреждения. ВК лечебно-профилактического учреждения по представлению лечащего врача и заведующего отделением выдает заключение о показанности или противопоказанности санаторно-курортного лечения гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Из п. 1.5 данного порядка следует, что при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения больному выдается на руки справка для получения путевки по форме N 070/у-04 (далее - справка для получения путевки) (приложение N 2) с рекомендацией санаторно-курортного лечения, о чем лечащий врач лечебно-профилактического учреждения делает соответствующую запись в медицинской карте амбулаторного больного. Из материалов дела следует, что Кучировский А.А. является инвалидом 2 группы бессрочно в связи с трудовым увечьем, степень ограничения к труду вторая, что подтверждается справкой МСЭ № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14). Заключением врачебной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ Кучировскому А.А. установлен диагноз <данные изъяты> фантомно – болевой синдром; медицинская реабилитация показана в учреждениях, оказывающих санаторно – курортные услуги курорта «Белокуриха» (п. 4 заключения ВК № о ДД.ММ.ГГГГ) заболеваний неврологического профиля и костно–мышечной системы в летний период в одноместном номере (л.д.8). Согласно программе реабилитации пострадавшего №, выданной к акту освидетельствования № от ДД.ММ.ГГГГ, Кучировскому А.А. необходимо пройти санаторно–курортное лечение до ДД.ММ.ГГГГ, для лечения болезней нервной, костно – мышечной систем в летний период – 1 раз в год. Из ответа прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ходе проверки документов, а именно содержания программы реабилитации пострадавшего (карта № от ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что в экземпляре программы реабилитации, находящейся в ФСС, запись «в одноместном номере» отсутствует (л.д.46). ДД.ММ.ГГГГ поликлиникой МУЗ ЦГБ Кучировскому А.А. выдана справка для получения путевки №, согласно которой рекомендовано санаторно–курортное лечение для заболеваний М 483 (согласно международному классификатору болезней МКБ 10 – болезни костно – мышечной и соединительной ткани) основное заболевание Т 918 (согласно международному классификатору болезней МКБ 10 класс XIX – травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин (S00-T98) Раздел МКБ-10 последствия травм, отравлений и других воздействий внешних причин Код диагноза (заболевания) T91.8 Наименование диагноза (заболевания) - последствие других уточненных травм шеи и туловища), сопутствующее заболевание М19 - болезни костно – мышечной системы и соединительной ткани (Класс МКБ-10 - артрозы (М15-М 19), раздел – другие артрозы, наименование диагноза – первичный артроз других суставов, в зимний или летний сезон, предпочтительно в Белокурихе. ДД.ММ.ГГГГ травматологическим отделением МУЗ ЦГБ Кучировскому А.А. выдана справка для получения путевки №, согласно которой, рекомендовано санаторно – курортное лечение для заболевания Т 936 (согласно международному классификатору болезней МКБ 10 – класс XIX – травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин (S00-T98) Раздел МКБ-10 последствия травм, отравлений и других воздействий внешних причин Код диагноза (заболевания) T93.6 Наименование диагноза (заболевания) - последствие размозжения и травматической ампутации нижней конечности), сопутствующее заболевание К 26 (болезни органов пищеварения), в зимний или летний сезон, предпочтительно в Белокурихе. Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Кучировский А.А. обратился в филиал № ГУ КРОФСС с заявлением о предоставлении в августе 2010 г. путевки на санаторно-курортное лечение курорта «Белокуриха» в санатории «Россия», «Алтай – Вест», по профилю: неврологический, костно – мышечной системы, согласно выписки из акта освидетельствования 1796, ПРП № от ДД.ММ.ГГГГ Г., ВК № от ДД.ММ.ГГГГ, справок № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.55). ДД.ММ.ГГГГ посредством телефонной связи (данное обстоятельство истцом не оспаривается) ГУ КРОФСС Кучировскому А.А. была предложена санаторно – курортная путевка в санаторий «Здравница Кузбасса» курорта «Белокуриха». На данное предложение ДД.ММ.ГГГГ директору ГУ КРОФСС истцом было направлено письмо с просьбой о выдаче гарантийного письма, чтобы он мог самостоятельно пройти санаторно – курортное лечение в санатории курорта Белокуриха, доступ к которому соответствует требованиям СНИП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и необходимому ему лечению в соответствие с рекомендациями ВК № от ДД.ММ.ГГГГ и ПРП № от ДД.ММ.ГГГГ или гарантировать истцу оплату понесенных расходов, поскольку ГУ КРОФСС РФ на 2010 г. не заключен государственный контракт с другими санаториями курорта Белокуриха, доступ в которые соответствует указанному СНиПу и необходимому истцу лечению, а согласно заключению ВК № от ДД.ММ.ГГГГ или ПРП № от ДД.ММ.ГГГГ истцу показано санаторно – курортное лечение неврологического профиля и костно – мышечной системы, то есть по двум профилям, кроме того, к зданию санатория «Здравница Кузбасса» доступ не соответствует требованиям СНИП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (л.д.18). На данное заявление ГУ КРОФСС ДД.ММ.ГГГГ направлен ответ, из которого следует, что в 2010 г. ГУ КРОФСС заключен государственный контракт на оказание услуг по медицинской реабилитации застрахованных лиц, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве только с одним санаторием <адрес> – «Здравница», и согласно справке по форме №/у-04 № истцу была предложена путевка в санаторий <адрес> – «Здравница», сроком заезда с ДД.ММ.ГГГГ, от которой истец отказался. С учетом пожеланий по безбарьерному доступу к зданию санатория истцу предложено получить путевку № в многопрофильный ФГУ Центр реабилитации ФСС РФ «Топаз» со сроком заезда с ДД.ММ.ГГГГ Указано, что действующим законодательством не предусмотрена выдача гарантийного письма на самостоятельное приобретение путевки либо оплата понесенных расходов на санаторно – курортное лечение. (л.д.20). Из содержания письма истца от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что последний не согласен на прохождение санаторно – курортного лечения в ФГУ Центре реабилитации «Топаз», мотивируя тем, что ему рекомендовано лечение только в условиях курорта Белокуриха (л.д.21-22). Письмом ГУ КРОФСС от ДД.ММ.ГГГГ истцу вновь была предложена путевка в Санаторий «Здравница» курорта Белокуриха с заездом ДД.ММ.ГГГГ, от которой истец отказался, равно как и отказался от путевок на 4 квартал 2010 г. в санатории «Тараскуль» ЦР ФСС РФ», «Омский» ЦР ФСС РФ, «Туманный» ЦР ФСС РФ, о чем был составлен Акт от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.57, 58). Суд исходит из того, что санаторий «Здравница» (корпус № «Здравница Кузбасса») в который истцу в течение 2010 г. дважды была предложена путевка с заездом ДД.ММ.ГГГГ, повторно с заездом ДД.ММ.ГГГГ, соответствует основному диагнозу истца, исходя из которого было рекомендовано прохождение санаторно – курортного лечения - болезни костно – мышечной и соединительной ткани (справка для получения путевки №), последствие размозжения и травматической ампутации нижней конечности (справка для получения путевки №). Предлагаемые путевки соответствовали и иным условиям, в соответствиями с указанием справок, в том числе рекомендациями по предпочтительному месту лечения - курорт Белокуриха. Санаторий «Здравница» курорт Белокуриха имеет следующий профиль лечения: - болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани; - болезни нервной системы; - болезни органов дыхания; - болезни уха и сосцевидного отростка; - заболевания системы кровообращения; - болезни эндокринной системы и обмена веществ; - гинекологические заболевания и болезни половой сферы у мужчин; - заболевания кожи, заболевания органов дыхания, гастроэнтерологические заболевания. Других справок на санаторно – курортное лечение иного профиля, помимо указанных выше, к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ истцом не прилагалось, что усматривается из содержания заявления, не оспаривается сторонами. Доказательств того, что санаторий «Здравница» не соответствует требованиям санитарных норм и правил, которым должны соответствовать подобные учреждения, истцом суду не представлено, доводы истца, его представителя, со ссылкой на показания свидетелей, носят предположительный характер. Исходя из требований п. 29,30 Положения оплата расходов на медицинскую реабилитацию застрахованного лица в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, в том числе по путевке, осуществляется страховщиком в соответствии с медицинским заключением врачебной комиссии медицинской организации о наличии у застрахованного лица медицинских показаний к определенному курсу медицинской реабилитации путем оплаты расходов на лечение, проживание (с размещением в одно- или двухместном номере со всеми удобствами, за исключением номеров повышенной комфортности) и питание застрахованного лица, а в случае необходимости (на основании программы реабилитации пострадавшего) - расходов на проживание на тех же условиях, что и для застрахованного лица, и питание сопровождающего его лица. Оплате страховщиком подлежат санаторно-курортные услуги, оказываемые организациями, расположенными на территории Российской Федерации. Отбор указанных организаций осуществляется страховщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Согласно п. 31 Положения Оплата расходов на медицинскую реабилитацию застрахованного лица в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, осуществляется в соответствии со сроками и периодичностью санаторно-курортного лечения, рекомендованными застрахованному лицу в программе реабилитации пострадавшего, но не чаще 1 раза в год, на основании государственных контрактов (договоров), заключаемых страховщиком с указанными организациями, отобранными в порядке, указанном в пункте 30 настоящего Положения. Согласно ст. 10 ФЗ от 21.07.2005 г. № 94 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» во всех случаях размещения заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом. Истцом не представлено доказательств того, что в 2010 г. государственный контракт между ГУ КРОФСС и ООО «Здравница» заключен с нарушением действующего законодательства. Пункт 2 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ обязывает застрахованного выполнять рекомендации по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации в сроки, установленные ПРП (программой реабилитации пострадавшего). Поскольку судом не установлено, что предложенные ГУ КРОФСС путевки в санаторий «Здравница» не позволяли в полном объеме выполнять истцу рекомендации по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации в сроки, установленные ПРП, при этом, истцом не представлено доказательств, что после предложения ГУ КРОФСС путевок с указанием сроков заезда, впоследствии ответчиком совершались какие – либо действия, препятствующие получению истцом именно этих путевок, суд не усматривает оснований для признания действий ГУ КРОФСС РФ филиала №, в результате которых Кучировскому А.А. в августе – сентябре 2010 г. не предоставлена путевка на санаторно–курортное лечение санатория курорта Белокуриха ОАО «Санаторий Россия», в соответствие с профилем травм и с условиями доступа инвалидов, незаконными. Суд также не усматривает оснований для взыскания в пользу истца с ответчика компенсации стоимости санаторно–курортной путевки в санаторий курорта Белокуриха ОАО «Санаторий Россия» в сумме <данные изъяты>. Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законом случаях, предоставляется в порядке обязательного социального страхования. Отношения по данному виду обязательного социального страхования регулируются Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", вступившим в силу с 6 января 2000 г. (далее - Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ). Санаторно-курортное лечение, как одна из форм медицинской реабилитации, направлено на восстановление нарушенных функций организма или смягчения последствий несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и поэтому денежная компенсация за неиспользованную путевку законодательством не предусмотрена. Анализируя собранные по делу доказательства, суд считает, что требования истца о взыскании денежного эквивалента стоимости путевки взамен ее действительного получения, не основаны на законе, поскольку законодателем предусмотрена именно медицинская реабилитация в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, в том числе по путевке, в соответствии с программой реабилитации, для предоставления путевки на санаторно-курортное лечение,застрахованный обязан был предоставить страховщику программу реабилитации пострадавшего, заявление о предоставлении ему санаторно-курортной путевки, справку для выделения путевки формы №/У-40. Указанные документы необходимы для решения вопроса о предоставлении ГУ – КРОФСС РФ санаторно-курортной путевки в соответствии с п. 2 пп. 4 ст. 15 ФЗ № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», а также для решения вопроса о финансировании в соответствии с требованиями «Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2006 г. № 286. Указанным законом предусмотрен исчерпывающим перечень мер, направленных на обеспечение по страхованию, при этом замена тех или иных мер по медицинской, социальной, профессиональной реабилитацией денежной компенсацией, не предусмотрена, в связи с чем, требования истца о взыскании стоимости путевки не подлежат удовлетворению. Выводы истца, его представителя относительно идентичности ПРП и ИПР, и, соответственно, возможности применения абзаца 6 ст. 11 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181 – ФЗ к выполнению программы реабилитации в тех случаях, «когда инвалиду услуга не может быть предоставлена … ему выплачивается компенсация в размере стоимости услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду» суд находит несостоятельными по следующим основаниям. В соответствии со статьей 8 Закона № 125 -ФЗ, оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного, производится страховщиком (Фондом социального страхования Российской Федерации) при наличии прямых последствий страхового случая. Основанием для оплаты страховщиком указанных дополнительных расходов служит заключение учреждения медико-социальной экспертизы о нуждаемости застрахованного в том или ином виде реабилитации, внесенное в соответствующую графу программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, форма которой утверждена Постановлением Минтруда России от 18.07.2001 N 56 (ПРП). Учреждение медико-социальной экспертизы в случае установления нуждаемости инвалида от трудового увечья или профессионального заболевания в мероприятиях по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации в связи с нарушениями здоровья, обусловленными последствиями несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, оформляет ПРП. В случае установления нуждаемости в мероприятиях по реабилитации вследствие нарушений здоровья, не связанных с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, составляется ИПР. Таким образом, инвалиду от трудового увечья или профессионального заболевания с комплексной патологией учреждением медико-социальной экспертизы может быть одновременно составлено две программы реабилитации: ПРП и ИПР. Указанное, по мнению суда, свидетельствует о том, что в случае, если у инвалида от трудового увечья или профессионального заболевания, помимо нарушений здоровья, обусловленных последствиями несчастного случая на производстве имеются иные нарушения здоровья, не связанные с последствиями несчастного случая на производстве, то, в отношении него учреждением медико-социальной экспертизы может быть одновременно составлено две программы реабилитации: ПРП и ИПР, что напротив, не свидетельствует о тождественности данных документов и не предполагает порядок выполнения ПРП в порядке и на условиях, установленных Законом о социальной защите инвалидов, учитывая также то обстоятельство, что реализация санаторно–курортного лечения по ИПР осуществляется иным органом. Суд также не усматривает оснований для удовлетворения требования об обязании ГУ КРОФСС приобретать путевки на санаторно – крортное лечение Кучировскому А.А. в специализированных санаториях, расположенных в курортной зоне Белокуриха, ОАО «Санаторий «Россия» или ЗАО «Курорт Белокуриха», в соответствие с профилем его травм и в соответствие с условиями доступа инвалидов, в августе месяце на будущее время ежегодно, а в случае невозможности приобрести путевку – обязании ГУ КРОФСС РФ предварительно оплатить стоимость соответствующей услуги. Как выше указано судом, основанием для оплаты страховщиком дополнительных расходов служит заключение учреждения медико-социальной экспертизы о нуждаемости застрахованного в том или ином виде реабилитации, внесенное в соответствующую графу программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания (ПРП) Из представленной ПРП и справок, усматривается, что медицинские показания определены для санаторно-курортного лечения, подлежащего прохождению до ДД.ММ.ГГГГ В свою очередь, в материалах дела имеются сведения о том, что с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ Кучировскому А.А. противопоказано санаторно – курортное лечение, в дальнейшем санаторная реабилитация будет возможна только в местных санаториях кардиологического профиля при условии отсутствия противопоказаний. Таким образом, в отсутствии соответствующего медицинского заключения на дату рассмотрения спора, суд полагает преждевременным вывод истца о показанности ему в будущем санаторно – курортного лечения именно в специализированных санаториях, расположенных в курортной зоне Белокуриха, ОАО «Санаторий «Россия» или ЗАО «Курорт Белокуриха», в соответствие с профилем его травм и в соответствие с условиями доступа инвалидов, в августе месяце на будущее время ежегодно. Доводы представителя истца о том, что перенесенный инфаркт миокарда не является противопоказанием для прохождения санаторно – курортного лечения в указанных выше санаториях курорта Белокуриха, основан на предположениях, и, в отсутствии соответствующих медицинских заключений, определяющих отсутствие противопоказаний для осуществления санаторно – курортного лечения в указанных условиях, суд полагает несостоятельным. Поскольку при рассмотрении спора не установлено незаконных действий ответчика, нарушающих права истца на медицинскую реабилитацию, суд считает необходимым отказать в требованиях о компенсации морального вреда за необоснованностью. Истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствие со ст. 333,36 НК РФ. На основании изложенного выше, руководствуясь ст.ст. 194 -198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении требований Кучировского А.А. к ГУ КРОФСС РФ отказать в полном объеме. Мотивированное решение изготовлено 24.05.2011 г. и может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с даты изготовления мотивированного решения через Междуреченский городской суд путем подачи кассационной жалобы. Судья Виноградова О.В.