апелляционное решение № 11-56/2011



Дело № 2-3609/2010 Мировой судья Губаева З.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

хх.хх.хх г. г. Челябинск

Металлургический районный суд г. Челябинска в составе:

Председательствующего судьи Киневой О.Н.,

При секретаре Галимовой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ЗАО «...» (ЗАО «...») на решение исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Металлургического района г. Челябинска от хх.хх.хх года по иску Салуна М.В. к ЗАО «...» (ЗАО «...») о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Салун М.В. обратился к мировому судье с иском к ЗАО «...» (ЗАО «...») о взыскании стоимости авиабилета в размере ... рублей, неустойки в размере ... рублей, компенсации морального вреда в размере ... рублей, расходов по оплате услуг представителя в размере ... рублей.

В обоснование указал, что хх.хх.хх г. заказал у ответчика авиабилеты на рейс № класса ... Челябинск (...) – Москва (...) – Челябинск (...) с датой вылета «туда» - хх.хх.хх г., «обратно» - хх.хх.хх г. хх.хх.хх г. через платежную систему магазина «...» на счет ответчика произвел оплату перевозки в размере ... рублей. хх.хх.хх г. по личным обстоятельствам отказался от перевозки, уведомив ответчика электронным письмом, в котором просил вернуть всю оплаченную сумму на персональный счет до хх.хх.хх г. Однако на персональный счет истца были перечислены денежные средства в размере ... рублей. Полагает незаконным отказ перевозчика от возврата всей оплаченной истцом суммы.

В судебном заседании истец Салун М.В. поддержал заявленные требования, за исключением требования о взыскании расходов на оплату услуг представителя.

Представитель ответчика ЗАО «...» (ЗАО «...») в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен. В письменном отзыве возражал против удовлетворения исковых требований, поскольку истец, оплатив авиабилет через систему электронного бронирования, заключил договор воздушной перевозки на условиях, изложенных в Правилах воздушных перевозок пассажиров и багажа ЗАО «...», являющийся договором присоединения. Его условия доведены до пассажира посредством размещения в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок – на официальном сайте ЗАО «...». В соответствии с п. 13.9.3.3 Правил воздушных перевозок пассажиров и багажа ЗАО «...» в случае добровольного отказа от воздушной перевозки не позднее, чем за 24 часа до времени отправления воздушного судна, пассажиру возвращается вся стоимость воздушной перевозки (без учета сборов за дополнительно заказанные пассажиром услуги, не входящие в стоимость воздушной перевозки), за вычетом платы, взимаемой авиакомпанией за операции по аннулированию бронирования воздушной перевозки, осуществлению расчетов сумм, причитающихся для возврата и оформления возврата сумм, предусмотренных условиями применения тарифов авиакомпании. В связи с чем, истцу возвращена сумма в размере ... рублей за вычетом платы за операции по аннулированию бронирования – ... рублей х 2, стоимости дополнительной услуги Скай гарант - ... рублей х 2, дополнительной страховки – ... рублей х 2 (л.д. 19-23).

Мировой судья постановил решение о частичном удовлетворении исковых требований: взыскал с ответчика в пользу истца стоимость авиабилета – ... рублей, неустойку – ... рублей, компенсацию морального вреда – ... рублей, в остальной части исковых требований отказал, взыскал с ответчика в доход местного бюджета госпошлину в размере ... рублей.

В апелляционной жалобе с учетом ее уточнения ответчик просит решение мирового судьи отменить в связи в нарушением норм материального права, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование указал, что истцу на персональный счет возвращена стоимость авиабилета в размере ... рублей, в связи с чем, взыскание с ответчика суммы в размере ... рублей влечет неосновательное обогащение истца. Мировым судьей не учтено, что в соответствии с п. 89 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденных Приказом Минтранса Российской Федерации от 25.09.2008 г. № 155, в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с добровольным отказом пассажира от перевозки, если перевозка ни на одном участке не была выполнена, возвращается тариф, примененный для расчета стоимости перевозки. В силу абз. 3 п. 93 данных Правил в случае добровольного отказа пассажира от полета взимается плата за операции по аннулированию бронирования воздушной перевозки, осуществлению расчетов сумм, причитающихся для возврата и оформления возврата сумм. Суд неправильно взыскал неустойку за нарушение ответчиком требований закона о предоставлении достоверной информации об услуге по ст. 105 Воздушного кодекса Российской Федерации, так как отсутствуют доказательства обращения истца к ответчику с требованием о предоставлении заверенной выписки, содержащей условия соответствующего договора воздушной перевозки. Статьи 22, 23 Закона «О защите прав потребителей» ошибочно применены судом, так как регулируют правоотношения, возникающие при продаже товаров потребителям. Правоотношения между истцом и ответчиком регулируются главой Ш данного Закона. Однако предусмотренная этой главой неустойка также не могла быть взыскана, поскольку требования потребителя, при неисполнении которых она начисляется, связаны с обнаружением недостатков услуг (л.д. 54-57, 87-90).

В судебном заседании апелляционной инстанции истец Салун М.В. возражал против доводов и требований апелляционной жалобы, поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика ЗАО «Небесный экспресс» (ЗАО «Скай Экспресс») в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен (л.д. 86).

Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, приходит к выводу об изменении решения мирового судьи от хх.хх.хх г. в части взысканной с ответчика суммы в связи с нарушением норм материального права по следующим основаниям.

Судом установлено, что хх.хх.хх г. Салун М.В. забронировал в электронной системе бронирования ЗАО «...» авиабилет на рейс № класса ... Челябинск (...) – Москва (...) – Челябинск (...) с датой вылета «туда» - хх.хх.хх г., «обратно» - хх.хх.хх г. При этом на оба рейса заказал дополнительные услуги: Скай Гарант стоимостью ... рублей за одно направление полета и дополнительную страховку багажа и здоровья стоимостью ... рублей за одно направление полета.

хх.хх.хх г. через платежную систему магазина «...» на счет ЗАО «...» произвел оплату перевозки и дополнительных услуг в размере ... рублей.

Салуну М.В. была направлена маршрут/квитанция электронного пассажирского билета.

хх.хх.хх г. по личным обстоятельствам Салун М.В. отказался от перевозки, уведомив ответчика электронным письмом, в котором просил вернуть деньги на персональный счет до хх.хх.хх г. для оплаты полета на другую дату.

Электронным письмом Салун М.В. был уведомлен, что при добровольном отказе от воздушной перевозки с него будет удержан сбор в размере ... рублей и денежные средства за дополнительные услуги с каждого направления полета.

хх.хх.хх г. в ... часов денежные средства в размере ... рублей были перечислены ответчиком на персональный счет истца в ЗАО «...».

хх.хх.хх г. в ... Салуном М.В. из собственных наличных средств был оплачен авиабилет на рейс № класса ... Челябинск (...) – Москва (...) – Челябинск (...) с датой вылета «туда» - хх.хх.хх г., «обратно» - хх.хх.хх г.

Указанное подтверждается маршрут/квитанцией электронного билета, кассовым чеком, распечаткой электронной переписки, распечаткой информации с официального сайта ЗАО «...», информацией о счете, заказом информации для оплаты, кассовым чеком (л.д. 5-7, 25-28, 58-61, 91-95).

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Согласно п. 2 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

В силу п. п. 2, 5 ст. 64 Воздушного кодекса Российской Федерации перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками.

В соответствии с п. 30 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.06.2007 г. № 82 (далее ФАП № 82, Общие правила воздушных перевозок) провозная плата определяется на основе установленной перевозчиком денежной суммы на перевозку пассажира и/или багажа, груза между двумя пунктами маршрута перевозки (далее – тарифы) или комбинаций тарифов, предусмотренных Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденных Приказом Минтранса Российской Федерации от 25.09.2008 г. № 155 (далее Правила № 155) и в случае заказа пассажиром дополнительных услуг повышенной комфортности – стоимости дополнительных услуг повышенной комфортности, установленной перевозчиком.

Согласно п. 7 Правил № 155 в пассажирский тариф включаются расходы, связанные с обеспечением и выполнением перевозки пассажира и его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа, в том числе расходы на бронирование, оформление расчетов и перевозочных документов (за исключением расходов на операции по аннулированию бронирования, осуществлению расчетов сумм, причитающихся для возврата, оформлению возврата сумм и расходов на операции по изменению условий договора воздушной перевозки пассажира) на обслуживание пассажира и обработку его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа в аэропортах, на борту воздушного судна, при задержке рейсов, отмене рейсов, изменении маршрута перевозки, иные расходы в соответствии с Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.06.2007 г. № 82 (далее ФАП № 82), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, законодательством страны вылета, назначения и транзита и правилами перевозчика.

Из анализа указанных правовых норм следует, что провозная плата устанавливается перевозчиком и включает в себя стоимость тарифа и стоимость дополнительных услуг повышенной комфортности, пассажирский тариф не включает в себя расходы на операции по аннулированию бронирования, осуществлению расчетов сумм, причитающихся для возврата, оформлению возврата сумм.

В соответствии со ст. 108 Воздушного кодекса Российской Федерации пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за двадцать четыре часа до отправки воздушного судна, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму. При отказе пассажира воздушного судна от полета позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать двадцать пять процентов суммы, уплаченной за воздушную перевозку.

Согласно п. п. 231, 232, 235 ФАП № 82 возврат провозной платы производится перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом по месту оплаты перевозки, а также в пунктах, предусмотренных правилами перевозчика. Возврат провозной платы производится на основании неиспользованного (частично использованного) перевозочного документа лицу, указанному в перевозочном документе, при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и документа, подтверждающего право на получение денежных сумм. Возврат пассажирам провозной платы производится в порядке, установленном Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденных Приказом Минтранса Российской Федерации от 25.09.2008 г. № 155.

В силу п. 89 Правил № 155 в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с добровольным отказом пассажира от перевозки, если перевозка ни на одном участке не была выполнена, возвращается тариф (ы), примененный (е) для расчета стоимости перевозки.

Согласно п. 93 Правил № 155 при добровольном отказе пассажира от полета сборы иностранных государств, топливный сбор на неиспользованных участках маршрута перевозки и сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования подлежат возврату пассажиру.

При добровольном отказе пассажира от полета взимается плата за операции по аннулированию бронирования перевозки, осуществлению расчетов сумм, причитающихся для возврата, и оформлению возврата сумм, предусмотренная условиями применения тарифа.

Согласно п. 94 Правил № 155 сумма, уплаченная перевозчику за предоставление дополнительных услуг повышенной комфортности в соответствии с Общими правилами воздушных перевозок, в случае, если дополнительные услуги не оказаны, подлежит возврату.

Из анализа указанных правовых норм следует, что при добровольном отказе пассажира от полета, если перевозка ни на одном участке не была выполнена, ему возвращается перевозчиком тариф, примененный для расчета стоимости перевозки, топливный сбор, стоимость дополнительных услуг, если они не были оказаны. При этом взимается плата за операции по аннулированию бронирования перевозки, осуществлению расчетов сумм, причитающихся для возврата, и оформлению возврата сумм, предусмотренная перевозчиком в условиях применения тарифа.

Поскольку Салун М.В. добровольно отказался от перевозки, забронированной на хх.хх.хх г. и хх.хх.хх г., и уведомил перевозчика в установленном законом порядке не позднее чем за двадцать четыре часа до отправки воздушного судна – хх.хх.хх г., то ответчик ЗАО «...» – перевозчик должен возвратить истцу оплаченную за перевозку сумму, включающую в себя тариф, топливный сбор, стоимость дополнительных услуг Скай Гарант, дополнительную страховку.

При этом доводы ответчика о том, что стоимость дополнительной услуги Скай Гарант не подлежит возврату, поскольку услуга оказана в момент ее заказа, не может быть принята судом во внимание.

Согласно информации на официальном сайте ЗАО «...» услуга Скай Гарант представляет собой компенсацию, выплачиваемую пассажиру, в случае переноса времени вылета рейса менее чем за семь дней до даты вылета на срок не более трех часов от времени, указанного в билете пассажира. Данная компенсация в размере ... рублей выплачивается пассажиру, если он совершил полет на рейсе с измененным временем вылета (л.д. 25-26).

Поскольку истец не совершал полет на рейсе с измененным временем вылета, ему не выплачивалась компенсация, то услуга Скай Гарант ему не была оказана.

Также не могут быть приняты судом во внимание доводы ответчика о невозможности взыскания с него стоимости оплаченной дополнительной страховки.

Поскольку стоимость данной страховки была установлена перевозчиком ЗАО «...», указана на его официальном сайте, оплату данной страховки истец произвел перевозчику, страховой случай не наступил, фактически дополнительная страховка не была выплачена истцу, то данная услуга не была оказана пассажиру, поэтому стоимость этой услуги подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

В указанной части мировой судья пришел к правильному выводу.

Однако мировым судьей не учтено, что при добровольном отказе от перевозки на основании п. 93 Правил № 155 взимается плата за операции по аннулированию бронирования перевозки, осуществлению расчетов сумм, причитающихся для возврата, и оформлению возврата сумм, предусмотренная условиями применения тарифа.

Согласно информации на официальном сайте ЗАО «...» в разделе «...» при добровольном отказе от полета более чем за 24 часа до вылета взимается плата за операции по аннулированию бронирования перевозки, осуществлению расчетов сумм, причитающихся для возврата, в размере ... рублей за каждый сегмент полета (л.д. 96).

В связи с чем, при возврате денежных средств истцу ответчиком могла быть удержана указанная плата в размере ... рублей (... руб. х 2).

Таким образом, ответчиком истцу подлежит возврату сумма в размере ... рублей (... руб. – ... руб.). Поскольку ответчик в добровольном порядке не возвратил эту сумму истцу, она подлежит взысканию с него в судебном порядке.

При этом доводы ответчика о выполнении своей обязанности по возврату денежных средств в размере ... рублей путем зачисления на персональный счет истца, возникновении у истца неосновательного обогащения в связи со взысканием полной стоимости авиабилета, не могут быть приняты судом во внимание по следующим обстоятельствам.

В соответствии с п. 13.8.1.1 Правил воздушных перевозок пассажиров и багажа ЗАО «...» зарегистрированным клиентам Авиакомпании возможно предоставление услуги «Персональный счет клиента» и последующее ее использование для зачета в оплату услуг Авиакомпании баллов, размещенных на этом счете, при этом 1 балл равен 1 рублю в денежном эквиваленте.

Согласно п. 13.9.4.7 при отказе от перевозки при обращении зарегистрированного клиента в Службу информации и бронирования и собственные кассы авиакомпании возможно предоставление услуги «Персональный счет клиента» и конвертация средств, уплаченных за воздушную перевозку, в баллы для их размещения на «Персональном счете клиента». Услуга активна до начала регистрации на рейс. В силу п. 13.9.3.6 данные баллы могут быть зачтены по желанию пассажира в качестве полной или частичной оплаты услуг авиакомпании в течение 180 дней с момента их размещения на Персональном счете. По истечении 180 дней услуга «Персональный счет клиента» считается оказанной, обязательства авиакомпании по ведению Персонального счета пассажира прекращаются, находящиеся персональном счете баллы аннулируются.

Таким образом, перечисленные ответчиком на Персональный счет истца денежные средства в размере ... рублей в виде баллов по Правилам воздушных перевозок пассажиров и багажа ЗАО «...» аннулированы, поскольку в течение ... дней с момента их зачисления он не воспользовался ими для оплаты другого полета. Данное обстоятельство подтверждается информацией о счете (л.д. 58). Следовательно, эта сумма истцом фактически не получена и не использована по своему усмотрению.

В соответствии с п. 4 ФАП № 82 перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей.

Ст. 108 Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрено безусловное право пассажира воздушного судна при отказе от полета с уведомлением перевозчика в установленном законом порядке на получение обратно уплаченной за воздушную перевозку суммы.

Правила воздушных перевозок пассажиров и багажа ЗАО «...» в части аннулирования баллов на Персональном счете клиента при их неиспользовании по истечении ... дней и, соответственно, невозможность пассажира получить обратно свои денежные средства противоречат закону, ухудшают положение пассажира, поэтому не подлежат применению.

Поскольку истец фактически не воспользовался перечисленной на его Персональный счет денежной суммой ... рублей, баллы в этой сумме по истечении ... дней аннулированы ответчиком, поэтому неосновательного обогащения истца при взыскании судом стоимости авиабилета не возникло.

Довод истца о необходимости взыскания с ответчика стоимости перевозки без удержания платы за операции по аннулированию бронирования перевозки, осуществлению расчетов сумм, причитающихся для возврата, так как он воспользовался услугой «Персональный счет», при которой по п. 13.9.4.7 Правил воздушных перевозок пассажиров и багажа ЗАО «...» плата не взимается, не может быть принят судом во внимание, поскольку данная услуга не предполагает наличную выдачу денежных средств, о которых просит истец.

При разрешении требования истца о взыскании неустойки за нарушение срока исполнения требования о возврате стоимости перевозки, суд исходит из следующего.

В исковом заявлении истец основывал данное требование на ст. 31 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», согласно которой требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.

Однако эта норма в настоящем случае не подлежит применению, поскольку регулирует возможность взыскания неустойки за неисполнение требований потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги). В данном случае истец добровольно отказался от исполнения договора воздушной перевозки, следовательно, договор расторгнут, услуга не оказывалась, поэтому каких-либо недостатков не имела.

Мировой судья взыскал неустойку на основании ст. ст. 22, 23 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» в связи с не предоставлением информации по п. 3 ст. 26.1 данного Закона, п. 3 ст. 105 Воздушного кодекса Российской Федерации – заверенной выписки из Правил воздушных перевозок пассажиров и багажа ЗАО «...».

Согласно п. п. ст. 105 Воздушного кодекса Российской Федерации билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок. При использовании электронного перевозочного документа пассажир вправе потребовать, а перевозчик или действующее на основании договора с перевозчиком лицо при заключении договора перевозки или регистрации пассажира обязаны выдать заверенную выписку, содержащую условия соответствующего договора воздушной перевозки (далее – выписка), из автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок.

Истец не ссылался в обоснование заявленного требования на не выдачу ответчиком по его просьбе заверенной выписки, содержащей условия договора воздушной перевозки. Доказательств этого в материалах дела не имеется. В связи с чем, оснований для взыскания неустойки по Закону «О защите прав потребителей» у мирового судьи не имелось. В удовлетворении данного требования надлежит отказать.

Довод истца о возможности взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами по ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации не может быть принят судом во внимание, поскольку данное требование истцом не было заявлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Решение исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Металлургического района г. Челябинска от хх.хх.хх года изменить в части размера взысканной с ответчика суммы, изложив его в следующей редакции:

Исковые требования Салуна М.В. удовлетворить частично:

Взыскать с ЗАО «...» (ЗАО «...») в пользу Салуна М.В. стоимость авиабилета в размере ... (...) рублей, компенсацию морального вреда в размере ... рублей, всего ... (...) рублей, в удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.

В остальной части это же решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Решение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и кассационному обжалованию не подлежит.

Председательствующий: О.Н. Кинева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200