№2-482/2011



Дело № 2-482/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

хх.хх.хх г. Челябинск

Металлургический районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Искаковой М.Ф.

при секретаре Гавриловой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павлова ВМ к Управлению Росреестра по Челябинской области, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Челябинской области, Акулову АМ о признании действий Управления Росреестра по Челябинской области незаконными, устранении допущенного нарушения путем исключения записи о земельном участке,

У С Т А Н О В И Л:

Павлов ВМ обратился в суд с иском к Управлению Росреестра по Челябинской области о признании незаконными действий Управления Росреестра по Челябинской области по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № площадью 970,3 кв.м., находящегося по адресу: ..., устранении допущенного нарушения путем исключения из Единого государственного реестра записи о данном земельном участке.

В обоснование заявленных требований сослался на то, что постановлением Главы Администрации Металлургического района г. Челябинска от хх.хх.хх № ему был выделен земельный участок площадью 782,5 кв.м., расположенный по адресу: ..., который до хх.хх.хх был поставлен на кадастровый учет и присвоен кадастровый номер №. Смежный земельный участок площадью 970,3 кв.м., расположенный по адресу: ..., был предоставлен Акулову А.М. на основании распоряжения Администрации Металлургического района г. Челябинска от хх.хх.хх № в долгосрочную аренду, хх.хх.хх поставлен на кадастровый учет и присвоен кадастровый номер №. Земельный участок, расположенный по адресу: ..., при нанесении на топографический план по координатам из землеустроительного дела частично разместился на территории ранее учтенного земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности. При обращении в Территориальный отдел № 4 Управления Роснедвижимости по Челябинской области для осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости – земельного участка, расположенный по адресу: ..., было вынесено решение о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости по основанию пересечения границ принадлежащего ему земельного участка и смежного земельного участка по адресу: .... Действиями ответчика по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № площадью 970,3 кв.м., находящегося по адресу: ..., нарушаются его права и охраняемые законом интересы, поскольку было приостановлено осуществление кадастрового учета изменений принадлежащего ему земельного участка, указанные действия не соответствуют действующему законодательству, в том числе по вопросу полноты и соответствия представленных Акуловым документов.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству по инициативе суда к участию в деле в качестве соответчика был привлечен смежный землепользователь Акулов А.М. (л.д. 128 том 1), в ходе рассмотрения спора по существу в качестве соответчика было привлечено ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Челябинской области (л.д. 218 том 1).

Истец Павлов В.М. поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что Акуловым А.М. наряду с другими документами был представлен акт согласования границ земельного участка, однако подпись в акте выполнена не им. Извещение о межевании земельного участка Акулова А.М. он не получал. О нарушении своих прав действиями Управления Росреестра по Челябинской области по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № площадью 970,3 кв.м., находящегося по адресу: ..., он узнал в хх.хх.хх году. Его права нарушаются тем, что он не имеет возможности поставить на кадастровый учет по точным границам принадлежащий ему на праве собственности земельный участок.

Представитель истца – адвокат Колышкина Е.Д., действующая на основании ордера (л.д. 139 том 1), поддержала исковые требования Павлова В.М. по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что земельный участок, принадлежащий истцу является ранее учтенным земельным участком. При осуществлении кадастрового учета изменений сведений о ранее учтенном земельном участке уполномоченные должностные лица органа кадастрового учета обязаны обеспечить соответствие вносимых сведений сведениям о таком земельном участке, содержащимся в документах государственного земельного кадастра. То есть, необходимо проверять ранее внесенные сведения в государственный земельный кадастр в целях недопущения каких-либо противоречий между уже имеющимися сведениями и вновь вносимыми, в том числе, проверять сведения о местоположении смежных земельных участков с целью установления их наложения.

Представитель Управления Росреестра по Челябинской области Мурдасова Ю.Е., действующая на основании доверенности (л.д. 2 том 2), исковые требования не признала, пояснив, что действия Управления Росреестра по Челябинской области по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № площадью 970,3 кв.м., находящегося по адресу: ..., являются законными и не нарушают права Павлова В.М. При постановке на кадастровый учет земельный участок Павлова В.М. не имел сформированные границы посредством межевания, границы земельного участка были проставлены декларативно. Полагает, что в данном случае имеет место спор о праве, однако, учитывая, что Павлов В.М. оспаривает действия Росреестра, необходимо применить трехмесячный срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании действий, который пропущен истцом.

Акулов А.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 221 том 1), просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 3 том 2).

Представитель Акулова А.М. – Леонтьева Н.В., действующая на основании доверенности (л.д. 150 том 1), исковые требования не признала, пояснив, что действия Управления Росреестра по Челябинской области по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № площадью 970,3 кв.м., находящегося по адресу: ..., являются законными и не нарушают права Павлова В.М., поскольку были осуществлены на основании заявления Акулова А.М. и представленных документов согласно ст. 22 Федерального Закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». При подготовке землеустроительного дела на земельный участок, принадлежащий Павлову В.М., кадастровый инженер обязан был принять во внимание уже имеющие и поставленные на кадастровый учет границы смежного земельного участка по адресу: ..., обозначить их кадастровые номера и подготовить землеустроительное дело с учетом уже имеющихся данных органа кадастрового учета. Поскольку указанные действия выполнены не были, было вынесено решение о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений земельного участка Павлова В.М. Обязанность по извещению смежных землепользователей о межевании земельного участка лежит на кадастровом инженере. Кроме того, полагает, что Павловым В.М. без уважительных причин пропущен трехмесячный срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании действий Росреестра, поскольку о постановке на кадастровый учет земельного участка Павлов В.М. должен был узнать при получении решения от хх.хх.хх о приостановлении осуществлении кадастрового учета изменений.

Представитель ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Челябинской области Глинских Е.А., действующая на основании доверенности (л.д. 1 том 2), исковые требования не признала, пояснив, что действия Управления Росреестра по Челябинской области по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № площадью 970,3 кв.м., находящегося по адресу: ... находит законными. Земельный участок, принадлежащий истцу, является ранее учтенным земельным участком, границы которого не были сформированы, границы были проставлены декларативно без межевания. В данном случае имеет место спор о праве между смежными землепользователями, Павлову В.М. необходимо обратиться в суд об установлении либо изменении границ земельных участков.

Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствие с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В судебном заседании установлено, что Павлову В.М. принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 782,5 кв.м., расположенный по адресу: ... с кадастровым номером №, право собственности на который возникло на основании Постановления Главы администрации Металлургического района г. Челябинска № от хх.хх.хх Земельный участок поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный, без установления точных границ, о чем имеется специальная отметка в кадастровом паспорте земельного участка (л.д. 16 т. 2).

Изложенные обстоятельства подтверждаются копиями Постановления Главы администрации Металлургического района г. Челябинска № от хх.хх.хх (л.д. 239-240 т. 1), свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 9 том 1), кадастрового плана (л.д. 7-8 т. 1), кадастровой выписки (л.д. 7 т. 2), кадастрового паспорта (л.д. 16 т. 2), сведениями Управления Росреестра по Челябинской области (л.д. 29 т. 1), сведениями ГУАиГ г. Челябинска (л.д. 192 т. 1).

Для осуществления кадастрового учета изменений земельного участка, хх.хх.хх Павлов В.М. обратился с соответствующим заявлением в Управление Роснедвижимости по Челябинской области Территориальный отдел № 4 Челябинского городского округа (л.д. 232 т. 1).

Для постановки на кадастровый учет по точным границам Павловым В.М. было представлено землеустроительное дело № от хх.хх.хх, согласно которого при межевании границы земельного участка, расположенного по адресу: ..., получена фактическая площадь земельного участка равная 1037 кв.м. (л.д. 61-81 т. 1).

хх.хх.хх Управлением Роснедвижимости по Челябинской области Территориальным отделом № 4 Челябинского городского округа было вынесено решение о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений земельного участка, расположенного по адресу: ..., а затем – отказ в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости (л.д. 5-6, 229-230, 228 т. 1).

При этом, основаниями для приостановления осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости явились: отсутствие инвентарного номера на титульном листе землеустроительного дела, отсутствие акта согласования границ участка, пересечение участка с границами участков № и №, отсутствие сведений о соседних участках и кадастрового номера кадастровой основы, не верное заполнение некоторых строк.

Земельный участок площадью 970,3 кв.м., расположенный по адресу: ..., предоставлен Акулову А.М. на праве долгосрочной аренды на основании распоряжения Главы администрации Металлургического района г. Челябинска № от хх.хх.хх и договора долгосрочной аренды земельного участка № от хх.хх.хх, поставлен на кадастровый учет хх.хх.хх, ему присвоен кадастровый номер № (л.д. 24-25, 19-23, 26-27, 28 т. 1).

Указанный выше земельный участок поставлен на кадастровый учет на основании заявления Акулова А.М. (л.д. 30 т. 1) и представленных документов: землеустроительное дело с актом согласования границ земельного участка, извещением о времени и месте согласования, уведомлении о получении данного извещения Павловым В.М, распоряжение Главы администрации Металлургического района г. Челябинска № от хх.хх.хх, договор долгосрочной аренды земельного участка № от хх.хх.хх (л.д. 31, 32-33, 34, 35, 36, 37, 38, 39 т. 1).

В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка в орган кадастрового учета должны быть представлены следующие необходимые для кадастрового учета документы:

- межевой план (до введения изменений в указанный Федеральный закон – землеустроительное дело) - при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ);

- копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости);

- копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на объект недвижимости либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости в пользу заявителя (при учете части такого объекта недвижимости, за исключением случая, если заявителем является собственник такого объекта недвижимости и в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности этого заявителя на такой объект недвижимости);

- копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте13 части2 статьи7 настоящего Федерального закона сведений о земельном участке);

- копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений).

В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию. Согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ с установлением границ земельных участков на местности или без установления границ земельных участков на местности. Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами. В случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными пунктами8 и 21 части2 статьи7 настоящего Федерального закона (при наличии таких сведений), либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования.

Извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ должно быть вручено, направлено или опубликовано в срок не позднее чем за тридцать дней до дня проведения данного собрания. При этом указанный в пункте6 части9 настоящей статьи срок не может составлять менее чем пятнадцать дней со дня получения заинтересованным лицом соответствующего извещения. Примерная форма извещения устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Заинтересованное лицо, отказавшееся принять извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, считается надлежащим образом извещенным о проведении данного собрания.

В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-Ф «О государственном кадастре недвижимости» результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая.

Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.

Из анализа приведенных норм права следует, что обязанность известить заинтересованных лиц о согласовании местоположения границ лежит на кадастровом инженере.

В материалах дела имеется извещение, направленное Павлову В.М. о времени и месте согласования границ земельного участка, принадлежащего на праве аренды Акулова А.М. (л.д. 36 т. 1), письменных возражений от Павлова В.М. по поводу границ земельного участка Акулова А.М. не поступало, указанное извещение было приобщено к заявлению Акулова А.М. о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет, у органа, осуществляющего постановку на кадастровый учет не могло возникнуть каких-либо сомнений.

Несмотря на то, что Павлов В.М. утверждает, что не подписывал акт согласования, извещение не получал, оспариваемыми действиями права Павлова В.М. не могли быть нарушены, поскольку границы принадлежащего ему ранее учтенного земельного участка не были сформированы в соответствии с требованиями земельного законодательства, смежный землепользователь Акулов А.М. в хх.хх.хх году поставил на кадастровый учет арендованный им земельный участок с установлением точных границ.

Кроме того, решением Металлургического районного суда г. Челябинска от хх.хх.хх (л.д. 40-53 т. 1), вступившим в законную силу хх.хх.хх (л.д. 54-57 т. 2), Павлову В.М. отказано в удовлетворении исковых требований к Акулову А.М. об изменении границ земельных участков по адресу: ... и ..., установлении ее по точкам №, № плана границ земельного участка по отводу администрации Металлургического района г. Челябинска землеустроительного дела № по межеванию участка по адресу: ..., что также свидетельствует о том, что права истца нарушены не были.

Таким образом, для признания незаконным оспариваемого отказа администрации Металлургического района г. Челябинска отсутствует одно из необходимых условий – нарушение прав и законных интересов заявителя.

Кроме того, как следует из пояснений истца, решение Территориального отдела № 4 Управления Роснедвижимости по Челябинской области от хх.хх.хх о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений земельного участка, расположенного по адресу: ... было получено им в хх.хх.хх года, из которого истцу должно было стать известно, что имеет место пересечение границ смежных земельных участков, однако, с данным исковым заявлением Павлов В.М. обратился в суд только хх.хх.хх, то есть по истечении установленного ст. 256 ГПК РФ трехмесячного срока.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Управление Роснедвижимости по Челябинской области правомерно произвело постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № площадью 970,3 кв.м., расположенного по адресу: ..., принадлежащего на праве аренды Акулову А.М.

Оспариваемые действия совершены Территориальным отделом № 4 Управления Роснедвижимости по Челябинской области в соответствии с законом в пределах полномочий, нарушение прав истца не усматривается.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об Павлову В.М. в удовлетворении заявленных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Павлову ВМ в удовлетворении исковых требований о признании незаконными действий Управления Росреестра по Челябинской области по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № площадью 970,3 кв.м., находящегося по адресу: ..., устранении допущенного нарушения путем исключения из Единого государственного реестра записи о данном земельном участке, отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня вынесения решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Металлургический районный суд г. Челябинска.

Председательствующий: