решение № 2-2502/2011



Дело № 2-2502/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 ноября 2011 года г. Челябинск

Металлургический районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Искаковой М.Ф.,

с участием прокурора Гиззатуллина Д.З.

при секретаре Гавриловой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации г.Челябинска к Фрикель С.А., Фрикель Л.М., Фрикель М.С., Воробьевой Н.С. о выселении без предоставления другого жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Администрация г. Челябинска обратилась в суд с иском к Фрикель С.А., Фрикель Л.М., Воробьёвой Н.С., Фрикель М.С. о выселении из квартиры ... без предоставления другого жилого помещения (с учетом уточненных исковых требований л.д. 98).

В обоснование заявленных требований указало, что распоряжением Главы г. Челябинска от хх.хх.хх Фрикель С.А. и его семье (Фрикель Л.М., Воробьёвой Н.С., Фрикель М.С.) на период прохождения им службы в должности ... предоставлено служебное жилое помещение – трехкомнатная квартира .... хх.хх.хх с Фрикель С.А. заключен договор найма на указанное служебное жилое помещение. Согласно сведениям ... от хх.хх.хх Фрикель С.А. приказом начальника ... с хх.хх.хх уволен из органов внутренних дел в соответствии с пунктом ... хх.хх.хх на основании указанного письма и выписки из приказа, принято распоряжение Главы Администрации г. Челябинска «О признании утратившим силу распоряжения Главы города хх.хх.хх ». Ответчику Фрикель С.А. хх.хх.хх были направлены предложения о добровольном освобождении спорного жилого помещения им и членами его семьи, однако до настоящего времени ответчики проживают в спорном жилом помещении, не имея на то законных оснований.

Представитель Администрации г. Челябинска – Соколова Н.В., действующая на основании доверенности от хх.хх.хх (л.д. 151), в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении. Дополнительно пояснила, что поскольку трудовые отношения с ответчиком Фрикель С.А. прекращены, он подлежит выселению без предоставления другого жилого помещения. Спорная квартира предоставлялась ему на период прохождения службы в должности .... Фрикель С.А. состоит в очереди на получение жилья в .... О нуждаемости Фрикель С.А. в предоставлении жилья Администрации г. Челябинска не известно, гражданин должен состоять на соответствующем учете в Администрации. Полагает, что тот орган, в котором гражданин состоит на учете на получение жилья и должен предоставить гражданину жилое помещение.

Ответчики Фрикель С.А., Фрикель М.С. в ходе судебного заседания уточненные предъявленные требования не признали, в удовлетворении иска просили отказать. Дополнительно пояснили, что Фрикель С.А. проработал в ... с хх.хх.хх г., иного жилого помещения на каком-либо праве ответчики не имеют. Фрикель С.А. состоит в ... на учете на улучшение жилищных условий. Если бы Фрикель С.А. знал, что с соответствующим заявлением необходимо обратиться в Администрацию г. Челябинска для постановки на учет на предоставления жилья, то обязательно бы обратился. Ежегодно в ... Фрикель С.А. подтверждает свою нуждаемость в предоставлении жилого помещения. В спорной квартире ответчики произвели капитальный ремонт, постоянно проживают в указанном жилом помещении.

Ответчики Фрикель Л.М., Воробьёва Н.С., в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены (л.д. 148-149).

Представители третьих лиц - Администрации Металлургического района г. Челябинска, УВД г. Челябинска в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом (л.д. 147, -150).

Суд, выслушав представителя истца, ответчиков, исследовав письменные материалы дела, заключение прокурора, полагавшего, что в удовлетворении исковых требований Администрации г. Челябинска необходимо отказать, приходит к следующему.

Установлено, что постановлением Главы г. Челябинска от хх.хх.хх КУиЗО г. Челябинска постановлено принять в муниципальную собственность и включить в реестр муниципальной собственности г. Челябинска квартиру ..., присвоить статус служебного жилого помещения специализированного жилищного фонда для использования её в качестве «служебных жилых помещений» для участковых уполномоченных милиции (л.д. 13). Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права Управления росреестра по Челябинской области (л.д. 14) квартира ... принадлежит на праве собственности муниципальному образованию – «город Челябинск».

Установлено, что Фрикель С.А. с хх.хх.хх проходил службу в ..., с хх.хх.хх в должности ... (л.д. 8-9).

Распоряжением от хх.хх.хх Главы г. Челябинска Фрикель С.А., Фрикель Л.М., Фрикель (в настоящее время Воробьёвой) Н.С., Фрикель М.С. на период прохождения Фрикель С.А. службы в должности ... предоставлено служебное жилое помещение – трехкомнатная квартира ... (л.д. 7).

хх.хх.хх Администрацией Металлургического района г. Челябинска, действующей от имени собственника жилого помещения муниципального образования «город Челябинск» с одной стороны и Фрикель С.А. с другой стороны, заключен договор найма служебного жилого помещения в отношении квартиры ... (л.д. 11-12). Совместно с нанимателем в указанное жилое помещение по условиям договора вселяются члены его семьи: Фрикель Л.М., Фрикель (в настоящее время Воробьёва) Н.С., Фрикель М.С.

Согласно копии выписки из приказа Начальника ... л/с от хх.хх.хх (л.д. 18), ... Фрикель С.А. уволен из ... хх.хх.хх.

Распоряжением Администрации г. Челябинска от хх.хх.хх (л.д. 21) признанно утратившим силу распоряжение Главы г. Челябинска от хх.хх.хх о предоставлении служебного жилого помещения Фрикелю С.А. и членам его семьи.

Управлением жилищной политики Администрации г. Челябинска Фрикель С.А. неоднократно направлялись разъяснительные письма об освобождении квартиры ... по причине утраты ответчиками права пользования указанным жилым помещением (л.д. 19-20), которые были оставлены последними без внимания.

Согласно справки ООО «Альтернативная жилищная компания-М» (л.д. 86), копии поквартирной карточки регистрации лиц в квартире (л.д. 87), адресным справкам УФМС России по Челябинской области (л.д. 59-62) ответчики Фрикель С.А., Фрикель Л.М., Воробьёва Н.С., Фрикель М.С. зарегистрированы в квартире ...

Согласно сообщению ... (л.д. 153) Фрикель С.А. хх.хх.хх поставлен на очередь на получение жилья в ....

Согласно ч. 3 ст. 104 Жилищного кодекса России договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Жилищного кодекса России в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.

Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов, уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;

2) пенсионеры по старости;

3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;

4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.

Гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, предоставляются другие жилые помещения, которые должны находиться в черте соответствующего населенного пункта (ч. 3 ст. 103 Жилищного кодекса России).

Между тем, как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», закрепленное в Конституции Российской Федерации положение о высшей юридической силе и прямом действии Конституции означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве конкретных судебных дел должны руководствоваться Конституцией Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации, Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия.

Так в соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (часть 20); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).

Служб в органах внутренних дел, по смыслу ч. 4 ст. 32, ст. 72 п. «е» ч. 1 ст. 114 Конституции Российской Федерации, относится к особому виду государственной службы - правоохранительной службе, осуществляемой в публичных интересах, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, специального правого статуса, обусловленного выполнением ими конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности.

Федеральный законодатель, определяя специальный правовой статус сотрудников органов внутренних дел, вправе устанавливать для них дополнительные социальные гарантии, которые могут предоставляться как в период прохождения службы, так и после увольнения из органов внутренний дел.

В развитие названного конституционного положения законодатель предусмотрел, что сотрудникам милиции признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленной законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность (часть 1 статьи 30 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции»).

Милиция может иметь служебный фонд, формируемый в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Вышеназванные нормы устанавливают социальные гарантии в сфере обеспечения жильем, предоставляемые сотрудникам органов внутренних дел, а также лицам, уволенным со службы по отдельным основаниям.

Пунктом 2 Типового положения о находящимся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2002 г. № 897, устанавливается, что служебный жилищный фонд формируется за счет жилищного фонда органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также помещений, выделяемых органами исполнительной власти для сотрудников (военнослужащих), содержащихся за счет средств бюджетов всех уровней в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 20 указанного Типового положения сотрудник (военнослужащий), являющийся нанимателем служебного жилого помещения (далее именуется - наниматель), вправе проживать в нем совместно с членами своей семьи.

В соответствии с пунктом 27 Типового положения сотрудник (военнослужащий), проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу (военную службу), подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма.

Между тем в силу п. 28 указанного Типового положения без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 настоящего Типового положения, не могут быть выселены, в том числе, сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.

Установлено, что какие-либо жилые помещения за ответчиками Фрикель Л.М., Фрикель М.С., Фрикель С.А., Фрикель Н.С. в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним Управления росреестра по Челябинской области не зарегистрированы, что подтверждается уведомлениями Управления росреестра по Челябинской области (л.д. 55-58).

Поскольку Фрикель С.А. имеет выслугу в правоохранительных органах более 10 лет, не имеет другого жилого, является нуждающимся в улучшении жилищных условий, то у суда не имеется оснований для выселения Фрикель С.А. и членов его семьи из спорного служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Администрации г. Челябинска о выселении Фрикель С.А., Фрикель Л.М., Фрикель М.С., Воробьевой Н.С. из жилого помещения, расположенного по адресу: ... без предоставления другого жилого помещения отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня вынесения решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Металлургический районный суд г. Челябинска.

Председательствующий: