Дело № 2-106/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 28 марта 2012 года г. Челябинск Металлургический районный суд г. Челябинска в составе: Председательствующего судьи Киневой О.Н., При секретаре Галимовой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воеводина С.В. к администрации Металлургического района г. Челябинска, Администрации г. Челябинска, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Челябинску, Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области, Управлению вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Челябинску, Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сосновскому району Челябинской области о восстановлении в списках очередности на предоставление жилья, включении в список получателей государственных жилищных сертификатов, УСТАНОВИЛ: Воеводин С.В. с учетом уточнения исковых требований и увеличения круга ответчиков обратился в суд с иском к администрации Металлургического района г. Челябинска, Администрации г. Челябинска, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Челябинску (далее УМВД России по г. Челябинску), Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области (далее ГУ МВД России по Челябинской области), Управлению вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Челябинску (далее УВО УМВД России по г. Челябинску), Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сосновскому району Челябинской области (далее Отдел МВД России по Сосновскому району Челябинской области) о восстановлении в списках очередности на предоставление жилья, включении в список получателей государственных жилищных сертификатов. В обоснование указал, что в период работы в отделе вневедомственной охраны при УВД Металлургического района г. Челябинска на основании рапорта от хх.хх.хх г. был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в УВД Металлургического района г. Челябинска. На основании приказа ГУ МВД России по Челябинской области от хх.хх.хх г. № был уволен из органов внутренних дел по сокращению штатов. Выслуга лет в календарном исчислении составляет .... При увольнении узнал, что в очереди на предоставление жилья не состоит, в администрацию района по месту жительства списки очередников не передавались, до настоящего времени жильем не обеспечен. Исключение истца из списков очередников нарушает его права на обеспечение жилым помещением путем получения государственного жилищного сертификата (л.д. 7-9, 156-157 т. 1). Истец Воеводин С.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия с участием представителя по доверенности Нижегородова В.М. (л.д. 225, 226 т. 1). В судебном заседании хх.хх.хх г. пояснил, что в ... г. при переводе из отдела вневедомственной охраны при УВД Металлургического района г. Челябинска в ОВД Сосновского района Челябинской области во вневедомственной охране ему сказали о том, что он автоматически должен быть поставлен на очередь в ОВД Сосновского района. В ... г. г. в УВД Металлургического района получил на руки личное (жилищное) дело и отдал в ЖБК ОВД Сосновского района. В 2008 г. написал рапорт на имя начальника ОВД Сосновского района о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, устно ему пояснили, что рапорт подписан, на очередь он поставлен, однако при увольнении разъяснили, что очередь нуждающихся в жилье не ведется (л.д. 138-139 т. 1). Представитель истца по доверенности Нижегородов В.М. (л.д. 27 т. 1) в судебном заседании поддержал требования доверителя, просил их удовлетворить. Представитель ответчика ГУ УМВД России по Челябинской области по доверенности Пашнин А.В. (л.д. 110 т. 1) в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, поскольку Главное Управление является ненадлежащим ответчиком, исходя из того, что учет сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, велся в органах внутренних дел по месту службы (в данном случае в УВД Металлургического района г. Челябинска, ОВД Сосновского района Челябинской области). Пояснил, что при переводе из УВД Металлургического района г. Челябинска в ОВД Сосновского района Челябинской области истец подлежал снятию с учета в УВД Металлургического района г. Челябинска, и должен был обратиться с самостоятельным рапортом в ОВД Сосновского района Челябинской области о постановке на учет. Автоматический перенос очереди нормативными актами не предусмотрен. Представил письменные возражения (л.д. 73-75 т. 1). Представитель ответчика Отдела МВД России по Сосновскому району Челябинской области по доверенности Михеева Е.С. (л.д. 211 т. 1) в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку при переводе в ОВД Сосновского района истец не обращался с рапортом о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, документы, подтверждающие жилищные условия и личное (жилищное) дело из УВД Металлургического района г. Челябинска, не передавал, на данном учете в ОВД Сосновского района не состоял. Представители ответчиков администрации Металлургического района г. Челябинска, Администрации г. Челябинска, УМВД России по г. Челябинску, Управления Вневедомственной охраны УМВД России по г. Челябинску в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 220, 223, 224 т. 1). Представитель Управления Вневедомственной охраны УМВД России по г. Челябинску в заявлении просил рассмотреть без его участия (л.д. 222 т. 1). Представил письменный отзыв, в котором возражал против удовлетворения исковых требований. Указал, что в отделе вневедомственной охраны при Металлургическом РУВД г. Челябинска отсутствовала своя очередь на получение жилья. На основании приказа Управления Вневедомственной охраны при ГУВД по Челябинской области № от хх.хх.хх г. Отдел вневедомственной охраны при УВД по Металлургическому району г. Челябинска был реорганизован в форме слияния и образовано Управление Вневедомственной охраны при УВД по г. Челябинску. В результате проводимой реформы органов внутренних дел, вступлением в силу Закона о полиции, все документы и списки сотрудников органов внутренних дел, поставленных на учет на получение жилья до хх.хх.хх г., переданы в УМВД России по г. Челябинску. Документы по постановке или снятию с учета на получение жилья Воеводина С.В. отсутствуют (л.д. 186 т. 1). Представитель УМВД России по г. Челябинску по доверенности Корень Е.Н. (л.д. 109 т. 1) в предыдущих судебных заседаниях возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку Управление является ненадлежащим ответчиком в связи с исключением Воеводина С.В. из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий по причине перевода в ОВД Сосновского района Челябинской области (л.д. 141 т. 1). Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении требования Воеводина С.В. к УМВД России по г. Челябинску об обязании восстановить в списках очередности сотрудников в улучшении жилищных условий, об отказе в удовлетворении остальной части исковых требований и к остальным ответчикам по следующим основаниям. В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01.03.2005 г., учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. В соответствии с п. 13 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 г. № 335 (далее Примерные правила) поступившее заявление гражданина о постановке на учет для улучшения жилищных условий на предприятиях, в учреждениях, организациях тщательно проверяется жилищно-бытовой комиссией профсоюзного комитета с составлением акта проверки жилищных условий по установленной форме. После этого соответствующая комиссия рассматривает заявление и материалы проверки жилищных условий и вносит предложение о принятии гражданина на учет или отказе в постановке на учет администрации и профсоюзному комитету предприятия, учреждения, организации. В силу ст. 31 Жилищного кодекса РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту работы осуществляется совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. Согласно п. 4 ч. 2 ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность. Снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет. О снятии с учета граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме. В соответствии с п. 20 Примерных правил снятие с учета осуществляется по решению органов, которыми граждане были приняты на учет: в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов - по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам; на предприятии, в учреждении, организации - жилищно-бытовой комиссии профсоюзного комитета. В судебном заседании установлено, что Воеводин С.В. с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. служил в органах внутренних дел, при этом с ... г. по ... г. - в Отделе вневедомственной охраны при УВД Металлургического района г. Челябинска, с ... г. по ... г. – в Управлении вневедомственной охраны при УВД Челябинской области, с ... г. по ... г. – в Отделе вневедомственной охраны при УВД Металлургического района г. Челябинска, с ... г. по ... г. – в ОВД Сосновского района Челябинской области, с ... г. по хх.хх.хх г. – в ОВД по Сосновскому муниципальному району Челябинской области, что следует из копии трудовой книжки, справки-объективки (л.д. 60-61, 113-115 т. 1). хх.хх.хх г. на основании решения жилищно-бытовой комиссии УВД Металлургического района г. Челябинска от хх.хх.хх г. Воеводин С.В. с составом семьи из трех человек принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в УВД Металлургического района г. Челябинска, что подтверждается выкопировкой из книги протоколов ЖБК Металлургического РУВД (протокол № от хх.хх.хх г.), справкой заместителя начальника УВД Металлургического района г. Челябинска по ТО от хх.хх.хх г., рапортом Воеводина С.В. с отметкой о постановке на учет (л.д. 16, 112, 159-160 т. 1). УВД Металлургического района г. Челябинска являлось самостоятельным юридическим лицом, что следует из Положения (л.д. 164-170 т. 1). Приказом ГУВД по Челябинской области от хх.хх.хх г. № произведена реорганизация, в том числе УВД Металлургического района г. Челябинска путем присоединения к УВД по г. Челябинску (л.д. 53-55 т. 1). Приказом ГУ МВД России по Челябинской области УВД по г. Челябинску было переименовано в УМВД России по г. Челябинску (л.д. 51 т. 1). Таким образом, УМВД России по г. Челябинску является правопреемником УВД Металлургического района г. Челябинска. В соответствии с ответом на судебный запрос УМВД России по г. Челябинску объединение списков очередности сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, проводилось в ... г. Так как Воеводин С.В. не состоял в списках Металлургического РУВД г. Челябинска, то при передаче не был включен в список очередности сотрудников УВД по г. Челябинску, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 105 т. 1) Однако в книге протоколов ЖБК Металлургического РУВД за период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г., которая обозревалась судом, отсутствуют решения о снятии Воеводина С.В. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с переводом в ОВД Сосновского района Челябинской области. Представителем УМВД России по г. Челябинску не представлено решение администрации и профсоюзного комитета УВД Металлургического района г. Челябинска о снятии Воеводина С.В. с данного учета, а также доказательства его письменного уведомления о снятии с учета. В соответствии с п. 2 Положения о деятельности Органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденного Приказом МВД Российской Федерации от 24.05.2003 г. № 345 (далее Приказ от 24.05.2003 г. № 345) постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений по месту расположения соответствующих органов внутренних дел осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим Приказом. В силу п. 8 данного Приказа учет сотрудников, перемещаемых в интересах службы в пределах одного населенного пункта (пригородной зоны), осуществляется исходя из даты принятия на учет по прежнему месту службы. Из анализа данных правовых норм следует, что при переводе сотрудников органов внутренних дел в соответствующий орган, расположенный в другом населенном пункте, они подлежат постановке на учет по новому месту службы по вновь поданному заявлению без учета даты постановки на учет нуждающихся по прежнему месту службы. При этом постановка на учет и снятие с учета должно производиться в установленном законом порядке. хх.хх.хх г. Воеводин С.В. обратился к начальнику ОВД по Сосновскому муниципальному району Челябинской области с рапортом о восстановлении его очереди на жилье, так как с хх.хх.хх г. состоял в очереди на жилье в Металлургическом РУВД г. Челябинска. Начальником была наложена резолюция о рассмотрении вопроса на комиссии (л.д. 188 т. 1). Из пояснений представителя Отдела МВД России по Сосновскому району Челябинской области следует, что данный рапорт на заседании жилищно-бытовой комиссии не рассматривался, иные заявления, в том числе о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий при переводе в ... г. Воеводиным С.В. не подавались, на учет в ОВД Сосновского района Челябинской области он не принимался. Данные доводы подтверждаются списком очередников на получение жилой площади в ОВД по Сосновскому муниципальному району, в котором Воеводин С.В. не значится (л.д. 227-228 т. 1), протоколами совещаний ЖБК за период с ... г. по ... г., журналом оперативных совещаний ЖБК, которые обозревались судом. Сведения о рассмотрении заявлений истца, о решении вопроса о принятии Воеводина С.В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий отсутствуют. Истцом не представлено доказательств обращения в ОВД по Сосновскому муниципальному району с ... г. до хх.хх.хх г. с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Из ответа на судебный запрос администрации Металлургического района г. Челябинска следует, что Воеводин С.В. в администрации района на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, не состоял и не состоит (л.д. 41 т. 1). Жилищным кодексом Российской Федерации, действующим с 01.03.2005 г. не предусмотрена постановка на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту работы. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Поскольку отсутствуют бесспорные доказательства снятия Воеводина С.В. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в УВД Металлургического района г. Челябинска в установленном законом порядке (решением администрации и профсоюзного комитета по предложению жилищно-бытовой комиссии), Воеводин С.В. состоял на данном учете и не был обеспечен жилым помещением, в ОВД по Сосновскому муниципальному району Челябинской области и администрации Металлургического района г. Челябинска на соответствующем учете не состоял, то УМВД России по г. Челябинску как правопреемник УВД Металлургического района г. Челябинска обязано восстановить его в списках очередности сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с первоначальной даты постановки на учет – хх.хх.хх года. В удовлетворении данного требования к остальным ответчикам надлежит отказать как ненадлежащим. При этом суд учитывает, что нуждаемость истца в жилье ответчиком не оспаривается. Воеводин С.В. зарегистрирован временно по месту пребывания с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в квартире по адресу: ..., принадлежащей на праве общей долевой собственности Ю.П.А., Ч.А.А. (л.д. 40, 116 т. 1), фактически проживает на съемной квартире по адресу: г.... Решением Металлургического районного суда г. Челябинска от хх.хх.хх г. выселен из квартиры по адресу: ... без предоставления другого жилого помещения в связи с признанием иска (л.д. 18-21 т. 1). При этом суд не усматривает злоупотребление правом со стороны Воеводина С.В., поскольку и при оставлении в данной квартире его нуждаемость в жилом помещении сохранялась, так как на одного члена семьи приходилось ... кв.м. общей площади (... кв.м. общей площади : ... чел. = ... кв.м.), что менее нормы предоставления – ... кв.м. общей площади (л.д. 233-234 т. 1). Разрешая требование об обязании ответчиков включить истца в список на получение государственного жилищного сертификата, суд исходит из следующего. В соответствии с п. п. «а» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. № 153 (далее Правила № 153) право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации (далее - граждане) военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях; сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. Согласно п. 6 Правил № 153 в рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание (далее - граждане - участники подпрограммы). В силу п. 19 Правил № 153 для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению № 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению № 1 (1) с приложением указанных в настоящем пункте документов. Согласно п. 21 Правил № 153 органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. Согласно п. 27 Правил № 153 для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы, состоящий на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в подразделениях, представляет рапорт (заявление) в порядке и сроки, устанавливаемые соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти представляют до 1 сентября года, предшествующего планируемому, государственному заказчику подпрограммы сведения о необходимом количестве сертификатов на планируемый год. Из анализа указанных норм следует, что до включения в списки получателей государственного жилищного сертификата гражданин, состоящий на учете нуждающихся в жилых помещениях, должен подать рапорт об участии в подпрограмме с приложением необходимых документов. В случае признания этого гражданина участником подпрограммы, он также должен подать рапорт о предоставлении ему государственного жилищного сертификата в планируемом году. Согласно справке ГУ МВД России по Челябинской области от хх.хх.хх г. №, пояснениям представителя ответчика Воеводин С.В. с заявлением об участии в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», включении в список получателей государственных жилищных сертификатов не обращался, необходимые документы не прилагал (л.д. 58, 216 т. 1). 11.10.2011 г. Воеводин С.В. обратился с заявлением о разъяснении ситуации, состоит ли он на учете нуждающихся в жилых помещениях, если нет, почему снят с учета, положен ли ему сертификат (л.д. 1-2 т. 2). Поскольку на настоящий момент Воеводин С.В. не признан участником подпрограммы, то требование о включении его в список на получение государственного жилищного сертификата является преждевременным. В его удовлетворении надлежит отказать. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования Воеводина С.В. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Челябинску удовлетворить частично: Обязать Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Челябинску восстановить Воеводина С.В. в списках очередности сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с первоначальной даты постановки на учет –хх.хх.хх года, в удовлетворении остальной части исковых требований – отказать. В удовлетворении исковых требований к администрации Металлургического района г. Челябинска, Администрации г. Челябинска, Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области, Управлению вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Челябинску, Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сосновскому району Челябинской области – отказать. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Металлургический районный суд г. Челябинска. Председательствующий: О.Н. Кинева