определение № 5-194/2011



Дело № 5-194/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Челябинск хх.хх.хх года

Судья Металлургического районного суда г. Челябинска Зуболомов А.М., с участием представителя юридического лица ... в отношении которого ведется дело об административном правонарушении Д.А.Д. начальника юридического отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Челябинской области Ш.С.В.., специалиста отдела экономического контроля Росприроднадзора М.И.В.

рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении юридического лица – ... в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ,

у с т а н о в и л :

хх.хх.хх старшим государственным инспектором РФ по охране природы Челябинской области С.И.Н. в отношении ... был вынесен протокол об административном правонарушении, предусмотренным ст.8.2 КоАП РФ, а именно за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Данный протокол об административном правонарушении и материалы дела, на основании определения Государственного инспектора РФ по охране природы в Челябинской области М.Н.Б. от хх.хх.хх поступили на рассмотрение в Металлургический районный суд г. Челябинска.

При этом в ходе рассмотрения судом дела об административном правонарушении по существу, были выявлены существенные нарушения административного законодательства, неполнота представленных материалов, делающие невозможным принятия судом решения о виновности либо невиновности юридического лица и назначения ему справедливого наказания, за совершенное административное правонарушение.

В связи с этим, на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ, судья считает целесообразным вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.

Данный вывод основывается на следующем.

В соответствии со ст.8.2 КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами юридические лица несут административную ответственность в виде штрафа или в виде административного приостановления деятельности.

При этом согласно ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ, административное приостановление деятельности может быть назначено судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Вместе с тем закрепленный в ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ перечень случаев, создающих угрозу причинения вреда охраняемым общественным отношениям, при наступлении которых может быть применено административное приостановление деятельности, является закрытым.

Таким образом, поскольку сведения о возможности наступления перечисленных в ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ случаев, которые создают угрозу причинения вреда либо причиняют вред охраняемым общественным правоотношениям, являются значимыми для разрешения дела об административном правонарушении, за которое может быть назначено наказание в виде административного приостановления деятельности, в протоколе об административном правонарушении должно быть указано на угрозу причинения вреда либо на вред, причиненный охраняемым общественным правоотношениям, и на то, чем это подтверждается.


В данном случае протокол об административном правонарушении не содержит сведений о том, какие именно нарушения, инкриминируемые ... создают угрозу причинения вреда охраняемым общественным отношениям. Соответствующее заключение эксперта либо специалиста по данному вопросу в материалах дела отсутствует.

В определении органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о передаче дела в суд, содержащем перечень выявленных нарушений, мотивированное обоснование необходимости направления дела по подведомственности именно в Металлургический районный суд г. Челябинска, а также приостановления деятельности ... - отсутствует.

Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении должны указываться дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья этого Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, а также иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Кроме того, в соответствии с ч.2 ст. 29.10 КоАП РФ при назначении наказания в виде административного приостановления деятельности разрешаются вопросы о конкретных мероприятиях, необходимых для обеспечения исполнения данного наказания.

По смыслу положений ст.3.12, 4.1 КоАП РФ, целью назначения наказания в виде административного приостановления деятельности является, в том числе, устранение угрозы жизни и здоровья людей.

В постановлении судьи о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности необходимо указывать перечень мероприятий, на основании которых производится административное приостановление деятельности. В частности, это может быть: наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров, приостановление операций по счетам и расчетов по договорам, запрете эксплуатации агрегатов, машин и т.д. Такие сведения подлежат отражению в резолютивной части постановления.

Поэтому должностное лицо органа, направившего в суд протокол об административном правонарушении и другие материалы дела, должно указать способ исполнения наказания в виде административного приостановления деятельности, возможность - невозможность приостановления эксплуатации не всего ... а отдельных конкретных корпусов, каких-либо их частей, конкретных агрегатов, объектов, зданий и сооружений, связанных предметом административного правонарушения.

В данном случае общее указание в судебном заседании на необходимость приостановлении деятельности эксплуатации агрегатов, объектов, зданий и сооружений ... является недопустимым, поскольку такое указание в постановлении об административном правонарушении сделает его неисполнимым из-за неясности.

В силу ст.1.5 КоАП РФ обязанность представлять доказательства вины лица, привлекаемого к административной ответственности, а также необходимости применения именно такой меры наказания, как административное приостановление деятельности, в данном случае лежит на государственном органе, осуществляющем природный контроль. Такие доказательства судье предоставлены не в полной мере, что может быть восполнено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.1, п.4 ч.1 ст. 29.4 КоАП РФ, судья

о п р е д е л и л :

Возвратить материалы дела об административном правонарушении в отношении юридического лица ... по ст. 8.2 КоАП РФ Государственному инспектору РФ по охране природы Челябинской области М.Н.Б. для устранения препятствий к рассмотрению судом.

Настоящее определение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Металлургический районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья подпись

Копия верна

Судья