Р Е Ш Е Н И Е г. Челябинск хх.хх.хх Судья Металлургического районного суда г. Челябинска Антонова Е.Ф. с участием заявителя Васильевой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Васильевой Л.А. на постановление по делу об административном правонарушении государственного инспектора г. Челябинска по пожарному надзору ОНД № капитана внутренней службы А. от хх.хх.хх, которым ... ВАСИЛЬЕВА Л.А., ... привлечена к административной ответственности, как должностное лицо, по ч.1 ст.20.4 6ст.20.4 стное лицо, ... КоАП РФ и ч.4 ст.20.4 КоАП РФ с наложением административного наказания в виде штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей, у с т а н о в и л: Васильева привлечена к административной ответственности, как должностное лицо – заведующая МДОУ ДС № г.Челябинска, за нарушение требований пожарной безопасности в Российской Федерации в помещении МДОУ ДС № г. Челябинска, расположенном по ул. ... г.Челябинска. Как указано в постановлении, нарушения выразились в следующем: 1) по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ: 2 этаж Подготовительная группа 1. На окне в помещении группы допустила эксплуатацию глухой металлической решетки (статья 134 п.6 таб. 29 ФЗ-123 от 22 июля 208 года п. 40 ППБ 01-03) Средняя группа 2. На окне в помещении группы допустила эксплуатацию глухой металлической решетки (статья 134 п.6 таб. 29 ФЗ-123 от 22 июля 2008 года п. 40 ППБ 01-03) 1 этаж 1-ая младшая группа 3. На окне в раздевалке группы допустила эксплуатацию глухой металлической решетки (ч.1 ст. 151 ФЗ-123 от 22 июля 2008 года ППБ 01-03 п.40) 2-ая младшая группа 4. На окне в санузле группы допустила эксплуатацию глухой металлической решетки (ч.1 ст. 151 ФЗ-123 от 22 июля 2008 года ППБ 01-03 п. 40) Медицинский кабинет 5. На окнах в кабинете допустила эксплуатацию глухих металлических решеток ч.1 ст. 151 ФЗ-123 от 22 июля 2008 года ППБ 01-03 п.40) Прачечная 6. Не приняла мер по установке двери в помещении прачечной с требуемым пределом огнестойкости (ФЗ-123 от 22 июля 2008 года ст. 88 п. 1, п. 3 таблица № 24) Пищеблок 7. На двух окнах в помещении пищеблока допустила эксплуатацию глухих металлических решеток (ч.1 ст. 151 ФЗ-123 от 22 июля 2008 года ППБ 01-03 п.40) Подвальное помещение 8. В подвальном помещении допустила размещение материальных складов (ч. 3 ст. 4 ФЗ-123 от 22 июля 2008 года СП 4.13130.2009 п. 5.2.2.5 ППБ 101-89 п. 2.1.19) 2) по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ: 2 этаж Музыкальный зал 1. Допустила отделку путей эвакуации горючим материалом - напольное покрытие не сертифицированный линолеум (статья 134 п.6,7 таб. 29 ФЗ-123 от 22.07.08 г ППБ 101-89 п. 2.1.21.) Подготовительная группа 2. Допустила отделку путей эвакуации горючим материалом - напольное покрытие не сертифицированный линолеум (статья 134 п.6,7 таб. 29 ФЗ-123 от 22.07.08 г ППБ 101-89 п. 2.1.21.) 3. Допустила эксплуатацию помещения группы с одним эвакуационным выходом (ч.3 ст. 4 ФЗ-123 от 22.07.08 г СП 1.13130.2009 п. 5.2.12) 4. Допустила эксплуатацию групповой ячейки, ширина эвакуационного выхода из которой выполнена менее 1,2 метра. Ширина составляет 90 см. (ч.3 ст. 4 ФЗ-123 от 22.07.08 г СП 1.13130.2009 п. 5.2.14) Старшая группа 5. Допустила эксплуатацию помещения группы с одним эвакуационным выходом (ч.3 ст. 4 ФЗ-123 от 22.07.08 г СП 1.13130.2009 п. 5.2.12) 6. Допустила эксплуатацию групповой ячейки, ширина эвакуационного выхода из которой выполнена менее 1,2 метра. Ширина составляет 80 см. (ч.3 ст. 4 ФЗ-123 от 22.07.08 г СП 1.13130.2009 п. 5.2.14) Средняя группа 7. Допустила эксплуатацию помещения группы с одним эвакуационным выходом (ч.3 ст. 4 ФЗ-123 от 22.07.08 г СП 1.13130.2009 п. 5.2.12) 8. Допустила эксплуатацию групповой ячейки, ширина эвакуационного выхода из которой выполнена менее 1,2 метра. Ширина составляет 90 см. ч.3 ст. 4 ФЗ-123 от 22.07.08 г СП 1.13130.2009 п. 5.2.14 9. Не приняла мер по установке на двери, ведущих в лестничную клетку из помещения, устройства самозакрывания дверей с уплотнением в притворах (ч.3ст. 4 151 ФЗ-123 от 22.07.08 г. СП 1.13130.2009 п. 4.2.7) 1 этаж 1-ая младшая группа 10. Допустила отделку путей эвакуации горючим материалом - напольное покрытие не сертифицированный линолеум (статья 134 п.6, 7 таб. 28 ФЗ-123 от 22.07.08 г ППБ 101-89 п. 2.1.21.) 11. В тамбуре допустила отделку путей эвакуации горючим материалом - напольное покрытие масленая краска ( ч.1 ст. 151 ФЗ-123 от 22.07.08 г. ППБ 01-03 п.53) 12. Допустила эксплуатацию групповой ячейки, ширина эвакуационного выхода из которой выполнена менее 1,2 метра. Ширина составляет 90 см. (ч.3 ст. 4 ФЗ-123 от 22.07.08 г СП 1.13130.2009 п. 5.2.14) 2-ая младшая группа 13. Допустила эксплуатацию помещения группы с одним эвакуационным выходом (ч.3 ст. 4 ФЗ-123 от 22.07.08 г СП 1.13130.2009 п. 5.2.12) 14. Допустила эксплуатацию групповой ячейки, ширина эвакуационного выхода из которой выполнена менее 1,2 метра. Ширина составляет 90 см. (ч.3 ст. 4 ФЗ-123 от 22.07.08 г СП 1.13130.2009 п. 5.2.14) Группу раннего возраста 15. Допустила отделку путей эвакуации горючим материалом - напольное покрытие не сертифицированный линолеум (статья 134 п.6, 7 таб. 28 ФЗ-123 от 22.07.08 г ППБ 101-89 п. 2.1.21.) 16. Допустила эксплуатацию групповой ячейки, ширина эвакуационного выхода из которой выполнена менее 1,2 метра. Ширина составляет 90 см. (ч. 3 ст. 4 ФЗ-123 от 22.07.08 г СП 1.13130.2009 п. 5.2.14) Медицинский кабинет 17. Допустила отделку путей эвакуации горючим материалом - стены-панели (статья 134 п.6, 7 таб. 28 ФЗ-123 от 22.07.08 г ППБ 101-89 п. 2.1.21.) 18. В холле допустила отделку путей эвакуации горючим материалом - напольное покрытие не сертифицированный линолеум (статья 134 п.6, 7 таб. 28 ФЗ-123 от 22.07.08 г ППБ 101-89 п. 2.1.21.) Подвальное помещение 19. Не приняла мер по изолированию входа в подвальное помещение от общей лестничной клетки - не выполнено обособленно от лестной клетки противопожарной перегородкой 1-го типа (ч.3 ст. 4 ФЗ-123 от 22.07.08 г СП 1.13130.2009 п. 5.2.7.) Общие мероприятия 20. В холле 1-го этажа допустила отделку путей эвакуации горючим материалом - стены-панели ( ч.1 ст. 151 ФЗ-123 от 22.07.08 г. ППБ 01-03 п.53) 21. Не приняла мер по установке на двери, ведущих в лестничную клетку в холле 2-го этажа, устройства самозакрывания дверей с уплотнением в притворах. (ч.3 ст. 4 151 ФЗ-123 от 22.07.08 г. СП 1.13130.2009 п. 4.2.7) В жалобе Васильева ставит вопрос об отмене указанного постановления, указывая: 1) По замене глухих решеток ведется работа. 2) Дверь в помещение прачечной будет установлена, как только будут перечислены деньги. 3) Подвальное помещение освобождено от легковоспламеняющихся материалов. 4) Вход в подвальное помещение не может быть изолирован от общей лестничной клетки, поскольку площадка составляет 2 кв. метра и ее деление на две части затруднит движение людей по площадке и эвакуацию произвести будет невозможно. 5) По ширине дверных проемов: здание введено в эксплуатацию в 1965 году согласно проектной документации. 6) Двери устройством самозакрывания в настоящее время оснащены. 7) Напольные покрытия (линолеум) имеют сертификат качества. 8) Стены-панели демонтированы. В судебном заседании Васильева, поддержав доводы жалобы, дополнила их тем, что: в настоящее время глухие решетки на окнах либо демонтированы, либо заменены на распашные; двери в помещение прачечной были заказаны еще в хх.хх.хх, но не были установлены в связи с тем, что не были своевременно перечислены деньги; линолеум весь является сертифицированным, но срок действия сертификата на момент проверки истек, однако в последующим данный же сертификат был им продлен; стеновые панели также имеют сертификат, но поскольку к данным материалам изменились требования, они стеновые панели демонтировали; все двери оснащены устройствами самозакрывания, но эти устройства были временно сняты на двух дверях из-за ремонта, в настоящее время установлены на место. Выслушав Васильеву, проверив доводы ее жалобы, изучив представленные в суд материалы дела, прихожу к следующему выводу. В соответствии со статьей 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается нарушение требований пожарной безопасности. В силу требований статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Согласно статье 38 указанного Федерального закона собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций и лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством. Как усматривается из материалов дела, государственным инспектором г. Челябинска по пожарному надзору С. на основании распоряжения № от хх.хх.хх года главного государственного инспектора г. Челябинска по пожарном надзору проведена плановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности в помещениях МДОУ ДС № г. Челябинска, расположенных по ул... г.Челябинска. В ходе указанной проверки были выявлены нарушения "Правил пожарной безопасности в РФ" ППБ 01-03, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 и Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в суд материалами дела: копией распоряжения о проведении плановой проверки; актом проверки; протоколом об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, оцененными должностным лицом в этой части в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Признавая Васильеву виновной в совершении административного правонарушения по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности государственный инспектор по пожарному пришел к обоснованному выводу о том, что Васильева, являясь должностным лицом – заведующей МДОУ ДС № несет ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности в указанном учреждении, и, следовательно, является надлежащим субъектом по данному делу. Таким образом, факт нарушений правил и норм пожарной безопасности, влекущий административную ответственность по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, установлен верно и подтверждается материалами дела. При этом доводы жалобы о необходимости прекращения административного производства по делу в связи с устранением в настоящее время нарушений требований пожарной безопасности не могут быть приняты во внимание, поскольку устранение нарушений после возбуждения дела об административном правонарушении не исключает административную ответственность. Вместе с тем, постановление подлежит изменению с прекращением в части привлечения Васильевой к административной ответственности по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ. Что касается: п. 3 (групповая ячейка подготовительной группы имеет один эвакуационный выход); п.4 (ширина эвакуационного выхода подготовительной группы менее 1,2 метра); п.5 (групповая ячейка старшей группы имеет один эвакуационный выход); п.6 (ширина эвакуационного выхода старшей группы менее 1,2 метра); п.7 (групповая ячейка средней группы имеет один эвакуационный выход); п.8 (ширина эвакуационного выхода средней группы менее 1,2 метра); п. 12 (ширина эвакуационного выхода младшей группы менее 1,2 метра); п.13 (групповая ячейка второй младшей группы имеет один эвакуационный выход); п.14 (ширина эвакуационного выхода второй младшей группы менее 1,2 метра); п. 16 (ширина эвакуационного выхода группы младшего возраста менее 1,2 метра); п.19 (не изолирован вход в подвальное помещение от общей лестничной клетки), то суд исходит из следующего: При рассмотрении дела судьей установлено, что здание образовательного учреждения МДОУ ДС № г. Челябинска было введено в эксплуатацию в 1965 году. Каких-либо данных о том, что на момент ввода здания в эксплуатацию, либо на момент выдачи на него технического паспорта, оно не соответствовало пожарным требованиям, материалы административного дела не содержат, Васильевой, как должностному лицу, это и не вменяется. В соответствии же с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона. В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. По смыслу вышеизложенных норм обязанность доказывания вины лица, в отношении которого ведется производство по делу, возложена на орган (должностное лицо), возбудивший дело об административном правонарушении. Таким образом, инспектором по пожарному надзору должно быть указано, в чем именно выражена угроза возможного возникновения пожара, а не трудности при эвакуации, как указано в заключение специалиста. Кроме того, должны быть представлены доказательства реальной возможности выполнения требований пожарной безопасности, указанных в постановлении, с учетом заключения соответствующего специалиста, а также доказательства виновности должностного лица, выразившегося в игнорировании возможности приведения эксплуатируемого им здания в соответствие с требованиями пожарной безопасности, существующими на момент проведения проверки. Вышеуказанные требования закона по делу не выполнены. По факту использования несертифицированных отделочных материалов, доводы Васильевой о том, что на линолеум и стеновые панели при приобретении и монтировании данных материалов имелись сертификаты соответствия, ничем не опровергнуты. Напротив, фактически подтверждаются представленным в суд Васильевой сертификатом на весь используемый в помещении детского сада линолеум. Поскольку в данном случае при производите по административному делу по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, контролирующим органом, а также государственным органом, вынесшим решение по делу, не установлены юридически значимые обстоятельства по делу, с учетом конституционного принципа необходимости трактования всех неустранимых сомнений в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ постановление в этой части подлежит отмене с прекращением производства по делу в этой части изменению в связи с недоказанностью. Вместе с тем, как уже указывалось выше, в ходе административного производства по делу установлена вина Васильевой в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ. При этом назначенное Васильевой наказание за данные правонарушения снижению не подлежит, поскольку назначено минимально возможное. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 и 30.7 КоАП РФ, судья р е ш и л : Постановление государственного инспектора г. Челябинска по пожарному надзору ОНД № капитана внутренней службы А. от хх.хх.хх о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и ч.4 ст.20.4 КоАП РФ Васильевой Л.А. изменить: -исключить из постановления указание на привлечение Васильевой Л.А. к административной ответственности по ч.4 ст.20.4 КорАП РФ с прекращением производства по делу в этой части в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно вынесено; - исключить применение положений ч.2 ст.4.4. КоАП РФ. В остальной части вышеуказанное постановление оставить без изменения, а жалобу Васильевой Л.А. без удовлетворения. Считать Васильеву Л.А. привлеченной к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере шести тысяч рублей. Настоящее решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 суток со дня его вынесения. Судья Е.Ф.Антонова