О компенсации морального вреда



Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 февраля 2012 года                                     г. Москва

Мещанский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Горюновой О.И. при секретаре Мамедове Э.З., с участием прокурора Гашуниной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2314/12 по иску Межуевой Е. А. к ОАО «Российские железные дороги» о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Межуева Е.А. обратилась в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги» о взыскании компенсации морального вреда, указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ на станции Лянгасово о/п Дачная был смертельно травмирован Кудрявцев Н. А., 1934г. рождения. Погибший приходится истцу братом.

Поскольку смерть последнего стала сильнейшим психологическим ударом для истца, причинила нравственные и моральные страдания, истец просит суд взыскать в ее пользу <данные изъяты> в счет компенсации морального вреда.

Истец Межуева Е.А. в судебное заседание не явилась, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии истца.

Представитель ОАО «Российские железные дороги» Пучков В.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал в полном объеме, просил в удовлетворении иска отказать, представил суду письменный отзыв по иску.

Заслушав представителя ответчика, прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, проверив письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на станции Лянгасово о/п Дачная был смертельно травмирован Кудрявцев Н. А.. 1934г. рождения, что также усматривается из Постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ и стороной ответчика не опровергнуто (л.д. 8).

Согласно копии свидетельства о смерти I-ИР от ДД.ММ.ГГГГ, Кудрявцев Н. А. умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9).

В соответствии с приобщенными к материалам дела копиями свидетельства о рождении Кудрявцева Н. А. от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о рождении Кудрявцевой Е. А. №Р5894355, свидетельства о заключении брака между Курильским В. П. и Кудрявцевой Е. А. серии II-УЭ выданного ДД.ММ.ГГГГ; свидетельства о заключении брака между Межуевым В. Д. и Курильской Е. А. серии I-ДП выданного ДД.ММ.ГГГГ - усматривается то обстоятельство, что Межуева Е.А. является сестрой погибшего (л.д. 10-23).

В связи с тем, что смерть потерпевшего, который был заботливым братом, стала сильнейшим психологическим ударом для его родных, истец просит взыскать в ее пользу <данные изъяты>. в счет компенсации морального вреда.

В силу ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно ч. 1 ст. 1079 ГК РФ, юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным п. 2 и 3 ст. 1083 настоящего Кодекса.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения, или праве оперативного управления, либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

Истец указывает, что поскольку источник повышенной опасности принадлежит ответчику, ответственность за причинение вреда возлагается на ОАО "Российские железные дороги".

Действительно, в силу ч. 1 ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» определено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т. п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников.

При этом если требование о компенсации морального вреда вытекает из нарушения личных неимущественных прав и других нематериальных благ, то в силу статьи 208 ГК РФ исковая давность не распространяется, кроме случаев, предусмотренных законом.

Согласно ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.

При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание положения ст. 1101 ГК РФ, устанавливающей, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Однако, в соответствии с ФЗ «О введении в действие части первой ГК РФ» №52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ ст. 151 ГК РФ вступила в действие ДД.ММ.ГГГГ, ст. 1101 ГК РФ. Содержащаяся в части второй ГК РФ, согласно ФЗ «О введении в действие части второй ГК РФ» №15-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, действует с марта 1996г.

Ст. 131 Основ гражданского законодательства, применявшаяся до введения в действие части второй ГК, устанавливала, что моральный вред возмещается при наличии вины причинителя вреда. Положение о вине как об одном из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда сохранено в ст. 151 ГК РФ.

Норму о безвиновной ответственности за причинение морального вреда источником повышенной опасности до принятия части второй ГК содержали только Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей. утвержденные Постановлением Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Возможность компенсации морального вреда, причиненного источником повышенной опасности, предусмотрена ст. 1100 ГК РФ, которая вступила в действие с ДД.ММ.ГГГГ Обратная сила данной норме не придана, в связи с чем моральный вред, причиненный до введения ее в действие, компенсации не подлежит.

Указанное правило закреплено и в п. 6 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда».

В соответствии со ст. 131 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик условием возмещения морального вреда является вина причинителя вреда. Это правило применяется и тогда, когда вред причинен источником повышенной опасности, если потерпевший не состоял с причинителем вреда в трудовых отношениях. При этом предприятие, которому принадлежит источник повышенной опасности, обязано возместить моральный вред потерпевшему, если он причинен виновными действиями работника предприятия.

В судебном заседании установлено, что Кудрявцев Н. А., 1934г. рождения умер ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем в данном случае необходимо применять нормы ст. 131 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, согласно которой условием возмещения морального вреда является вина причинителя вреда.

В материалах дела имеется Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ, из которого не усматривается, что смерть Кудрявцева Н.А. наступила в результате виновных действий лиц, управляющими источником повышенной опасности – поездом, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требования Межуевой Е. А. о взыскании с ОАО «Российские железные дороги» компенсации морального вреда следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Межуевой Е. А. к ОАО «Российские железные дороги» о взыскании компенсации морального вреда – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течении месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья:                                        О.И. Горюнова