РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Москва 01 февраля 2012 года
Судья Мещанского районного суда города Москвы Мордвина Ю. С.,
при секретаре Гутиевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2212/2012 по заявлению Кудрина А. В. об оспаривании действий Военного комиссариата города Москвы, обязании устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Кудрин А. В. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Военного комиссариата города Москвы, обязании устранить нарушения.
В обоснование заявленных требований заявитель указал на то, что он проходил военную службу по контракту в Вооруженных силах РФ. ДД.ММ.ГГГГ признан нуждающимся в обеспечении жилья и включения в список очередников на получение жилья. ДД.ММ.ГГГГ уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. Во время прохождения военной службы ему (заявителю) выплачивалась денежная компенсация за поднаем жилого помещения, однако, с момента увольнения указанная компенсация прекращена. В связи с отказом Военного комиссариата города Москвы в выплате компенсации за наем жилого помещения, заявитель обратился в суд и просил признать незаконным отказ ВК города Москвы в выплате денежной компенсации за наем жилого помещения, обязать ВК города Москвы выплатить денежную компенсацию за наем жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ВК города Москвы судебные расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> и расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>.
В судебное заседание заявитель и его представитель – адвокат Сомов Р. Н., действующий на основании ордера, явились, заявленные требования поддержали.
Представитель Военного комиссариата города Москвы – Захарова М. А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком выдачи до ДД.ММ.ГГГГ, в суд явилась, против удовлетворения требований заявителя возражала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Суд, выслушав заявителя и его представителя, а также представителя заинтересованного лица и изучив материалы дела, приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Судом по делу установлено, что Кудрин А. В. проходил военную службу в по контракту в Вооруженных силах РФ в должности заместителя начальника отдела – старшего инженера 10 отдела пункта управления центра автоматизированных систем управления (подземного объекта) 1 Узла связи Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно выписке из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденной командиром войсковой части 77073, заседания жилищной комиссии войсковой части 77073, Кудрин А. В. признан нуждающимся в обеспечении жильем по установленным нормам и включен в список очередников на получение жилья по установленным нормам.
Приказом начальника отдела кадров войсковой части 25801 от ДД.ММ.ГГГГ № капитан Кудрин А. В. досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (п.п. «а», п. 2 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»), с оставлением в списках очередников на получение жилой площади по установленным нормам. Кудрин А. В. согласно данному приказу подлежал направлению на воинский учет в отдел (объединенный, военного комиссариата города Москвы по Преображенскому району ВАО города Москвы).
Решением Врио Департамента Жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Кудрин А. В. на основании заявления и представленных документов принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренных по договору социального найма.
При обращении Кудрина А. В. к ВК города Москвы с заявлением о разрешении вопроса выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения, ему было отказано в данной компенсации.
На момент подачи настоящего заявления, Кудрин А. В. жилым помещением не обеспечен, состоит на учете нуждающихся в жилом помещении.
ДД.ММ.ГГГГ между Бойко М. А. (наймодатель) и Кудриным А. В. (наниматель) заключен договор краткосрочного найма жилого помещения, ежемесячные платежи вносимые нанимателем определен в размере <данные изъяты>.
Согласно абз. 1 п. 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Абзацем 2 указанного пункта предусмотрена, что при невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» и пункта 1 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей в связи с жалобой гражданина СВ. Глушкова « абзац второй пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» признан не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку содержащаяся в нем норма не препятствует признанию за гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ и уволенными или подлежащими увольнению с военной службы после этой даты, права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но уволенными с военной службы до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 1 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, положение определяет порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений (далее - денежная компенсация) гражданам Российской Федерации (далее - граждане), уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях, и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях и погибших (умерших) после увольнения с военной службы.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что Военным комиссариатом города Москвы нарушено право Кудрина А. В. на получение денежной компенсации за наем жилья.
Заявитель поставлен на учет нуждающихся в обеспечении жильем до ДД.ММ.ГГГГ, а именно – в 2004 года, в связи с чем обладает правом на получение компенсации за поднаем жилого помещения.
Тем самым, отказ военного комиссариата в выплате Кудрину А. В. денежной компенсации за наем жилого помещения противоречит пункту 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» с учетом его конституционно-правового смысла, выявленного Конституционным Судом РФ в указанном Постановлении, в связи с чем является незаконным.
Поскольку ВК города Москвы нарушено право Кудрина А. В. на получение денежной компенсации за наем жилого помещения, постольку ВК города Москвы обязан выплачивать компенсацию за наем жилья с момента возникновения права на её получение.
В силу п. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы по оплате услуг представителя в разумных пределах.
Поскольку расходы на представителя понесенные заявителем подтверждены, постольку суд полагает возможным взыскать в пользу заявителя расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты>.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне в пользу, которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить все понесенные по делу судебные расходы, пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Таким образом, с ответчика взыскиваются расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>.
Ссылки представителя Военного комиссариата города Москвы, в обоснование возражений на Постановление Конституционного Суда РФ №-П от ДД.ММ.ГГГГ, суд находит не состоятельной, поскольку в соответствии с конституционно-правовым смыслом абз. 2 п. 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», выявленным Конституционным Судом РФ, указанная норма не препятствует признанию за гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ и уволенным или подлежащим увольнению с военной службы после этой даты, права на получение ежемесячной денежной компенсации на наем (поднаем) жилых помещений на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но уволенными с военной службы до ДД.ММ.ГГГГ. Данным Постановлением Конституционный Суд РФ право на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений не распространил в отношении граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ, равно как и не установил различия между военнослужащими, принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления либо по месту службы.
Иные доводы представителя заинтересованного лица, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку направлены на иное толкование норм закона.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным отказа Военного комиссариата города Москвы в выплате Кудрину А. В. денежной компенсации за наем жилого помещения – незаконным.
Рассмотреть Военным комиссариатом города Москвы вопрос о выплате Кудрину А. В. денежной компенсации за наем жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Военного комиссариата города Москвы в пользу Кудрина А. В. судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере <данные изъяты> и расходов на оплату услуг адвоката в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Апелляционные жалоба подается через Мещанский районный суд города Москвы.
Судья Ю.С. Мордвина