о компенсации морального вреда, взыскании расходов на погребение



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 февраля 2011 годаг. Москва

Мещанский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Притула Ю.В. при секретаре Емельянове А.Ю., с участием прокурора Гашуниной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2102/11 по иску Новак М.Б., Копытова В.А., Нежинской Р.П. к ОАО «Российские железные дороги» о взыскании компенсации морального вреда и расходов на погребение,

УСТАНОВИЛ:

Новак М.Б., Копытов В.А., Нежинская Р.П., обратились в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги» о взыскании компенсации морального вреда и расходов на погребение, указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ на 108 километре 1 пикет перегона Авсюнино – Шатура грузовым поездом № <данные изъяты> была смертельно травмирована Новак А.Е., 1938 года рождения. Поскольку смерть последней стала сильнейшим психологическим ударом для истцов, причинила нравственные и моральные страдания, ее погребение и обращение в суд повлекли соответствующие расходы, истцы просят суд взыскать в их пользу каждому по <данные изъяты> рублей компенсации морального вреда; а так же в пользу Новак М.Б. расходы на погребение <данные изъяты> рублей и на нотариальные расходы <данные изъяты> рублей, в пользу Копытова В.А. <данные изъяты> рублей, в пользу Нежинской Р.П. <данные изъяты> рублей расходы на нотариальные услуги.

Представитель истцов по доверенности Песков О.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме. Просил его удовлетворить, мотивируя тем, что потеря близкого человека всегда сопровождается причинением моральной травмы родственникам.

Представитель ОАО «Российские железные дороги» ФИО10, действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении исковых требований в части компенсации морального вреда отказать в полном объеме, в части взыскания расходов на погребение и нотариальные услуги признала иск частично. Представила письменный отзыв и просила приобщить акт расследования несчастного случая с гражданами на железных дорогах от ДД.ММ.ГГГГ.

Исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению в части, а именно уменьшить размер компенсации морального вреда, заявленного в исковых требованиях, а в остальной части в полном объеме, оценив все имеющиеся доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.В силу ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно ч. 1 ст. 1079 ГК РФ, юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным п. 2 и 3 ст. 1083 настоящего Кодекса.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения, или праве оперативного управления, либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

Как следует из Постановления Восточного следственного отдела на транспорте Московского межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета при прокуратуры РФ об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на 108 километре 1 пикет перегона Авсюнино – Шатура грузовым поездом №<данные изъяты> была смертельно травмирована Новак А.Е., 1938 года рождения. Согласно акта судебно- медицинского исследования, смерть гражданки Новак А.Е. наступила от травм шеи сопровождающихся переломом второго шейного позвонка, разрывом связок и разрывом спинного мозга на этом уровне. Травмы образовались от воздействия тупых твердых предметов в условиях травмы на железнодорожном транспорте. При судебно- химическом исследовании крови из трупа этиловый спирт не обнаружен (л.д.7-9).

Данное обстоятельство нашло свое подтверждение в ходе судебного заседания и стороной ответчика какими-либо бесспорными и убедительными доказательствами не опровергнуто.

Согласно копии свидетельства о смерти IV-ИК № от ДД.ММ.ГГГГ, Новак А.Е. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).

Из приобщенных к материалам дела копий свидетельства о рождении Новак М.Б. II-РБ № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о рождении Копытова В.А. XII-МЮ № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о заключении брака между ФИО11 и ФИО12 III-МЮ № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о рождении ФИО4 II-А № от ДД.ММ.ГГГГ, справки о заключении брака между Новак Б.Ф. и ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ; свидетельства о заключении брака между ФИО14 и ФИО15 III-МЮ № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о рождении ФИО5 РБ № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о заключении брака между ФИО16 и ФИО5 II-РБ № от ДД.ММ.ГГГГ - усматривается то обстоятельство, что Новак М.Б., Копытов В.А., Нежинская Р.П. являются дочерью, внуком и сестрой погибшей (л. д. 11-17).

Поскольку источник повышенной опасности принадлежит ответчику, ответственность за причинение вреда возлагается на ОАО "Российские железные дороги".

В силу ч. 1 ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» определено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников.

При этом если требование о компенсации морального вреда вытекает из нарушения личных неимущественных прав и других нематериальных благ, то в силу статьи 208 ГК РФ исковая давность не распространяется, кроме случаев, предусмотренных законом.

Согласно ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.

При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание положения ст. 1101 ГК РФ, устанавливающей, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Рассматривая предъявленное к взысканию требование о компенсации морального вреда, суд соглашается с доводами истцовой стороны о том, что при определении ее размера следует учитывать то, что истцы потеряли мать, сестру, бабушку, утрата, которая для них является сильнейшим психологическим стрессом и ничем не может быть восполнена.

Учитывая фактические обстоятельства дела, при которых был причинен моральный вред, то обстоятельство, что сам по себе факт смерти человека не может, по мнению суда, не причинить его родным и близким людям соответствующих нравственных страданий в виде глубоких переживаний, полученного стресса, чувства потери и горя, а, также, принимая во внимание, что вред в данном случае возмещается независимо от вины причинителя вреда, его возмещение прямо предусмотрено действующим законодательством, суд полагает правильным взыскать в пользу Новак М.Б. <данные изъяты> рублей в качестве компенсации морального вреда, в пользу Копытова В.А. и в пользу Нежинской Р.П. по <данные изъяты> рублей каждому в качестве компенсации морального вреда.

Статьей 1094 ГК РФ установлено, что лица, ответственные за вред, вызванный смертью потерпевшего, обязаны возместить необходимые расходы на погребение лицу, понесшему эти расходы. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ "О погребении и похоронном деле" под погребением понимаются обрядовые действия по захоронению тела человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями.

Вместе с тем, вина потерпевшего, в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 1083 ГК РФ, не учитывается при возмещении дополнительных расходов, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, а также в связи с возмещением расходов на погребение. Из представленной истцовой стороной документов: квитанции СМЭ от ДД.ММ.ГГГГ, товарного и кассового чеков ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, квитанции № и кассового чека от ДД.ММ.ГГГГ, счет-заказа № и кассового чека от ДД.ММ.ГГГГ - усматривается, что <данные изъяты> рублей Новак М.Б. были оплачены ритуальные услуги для умершей Новак А.Е. (л.д. 18-24).

Таким образом, данные документы удостоверяют то обстоятельство, что понесены расходы на ритуальные услуги именно погибшего, в связи, с чем указанная сумма подлежит взысканию в пользу истца.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Kроме того, при рассмотрении настоящего дела с ответчика надлежит взыскать в порядке ст. 71 ГПК РФ.

При таких обстоятельствах суд полагает правильным исковые требования истцов удовлетворить частично, взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в пользу Новак М.Б. <данные изъяты> рублей в качестве компенсации морального вреда в связи с гибелью матери, расходы на погребение в сумме <данные изъяты> рублей, расходы на нотариальные услуги в размере <данные изъяты> рублей; в пользу Копытова В.А. <данные изъяты> рублей в качестве компенсации морального вреда в связи с гибелью бабушки, расходы на нотариальные услуги в размере <данные изъяты> рублей, в пользу Нежинской Р.П. <данные изъяты> рублей в качестве компенсации морального вреда в связи с гибелью сестры, расходы на нотариальные услуги в размере <данные изъяты> рублей.

Исходя из положений ст. 103 ГПК РФ, суд полагает необходимым взыскать с ответчика, с учетом размера удовлетворенных требований, в доход федерального бюджета государственную пошлину, которая составит <данные изъяты> руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Иск Новак М.Б., Копытова В.А., Нежинской Р.П. к ОАО «Российские железные дороги» о взыскании расходов на погребение и компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в пользу Новак М.Б. <данные изъяты> рублей в качестве компенсации морального вреда в связи с гибелью матери, расходы на погребение в сумме <данные изъяты> рублей, расходы на нотариальные услуги в размере <данные изъяты> рублей.

Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в пользу Копытова В.А. <данные изъяты> рублей в качестве компенсации морального вреда в связи с гибелью бабушки, расходы на нотариальные услуги в размере <данные изъяты> рублей.

Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в пользу Нежинской Р.П. <данные изъяты> рублей в качестве компенсации морального вреда в связи с гибелью сестры, расходы на нотариальные услуги в размере <данные изъяты> рублей.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Московский городской суд через Мещанский районный суд г. Москвы в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья:Ю.В. Притула