РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Москва04 марта 2011 г.
Мотивированное решение составлено 22 марта 2011 г.
Мещанский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Мосина С.В.,
при секретаре Смирновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2-1649/11 по иску Григорьева П.К., Григорьева К.В., Григорьевой И.Б. к Военному комиссариату г. Москвы, Федеральному Казначейству РФ о взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л :
Григорьев П.К., Григорьев К.В., Григорьева И.Б. обратились в Пресненский районный суд г. Москвы с иском к Министерству Обороны РФ, Федеральному Казначейству РФ о взыскании компенсации морального вреда, причиненного незаконным призывом Григорьева П.К. на военную службу, взыскании транспортных расходов, понесенных в результате незаконных действий ответчика, а так же в связи с рассмотрением гражданского дела по иску к Призывной комиссии ОВК Савеловского района г. Москвы, почтовых расходов, расходов на телефонные переговоры, взыскании оплаты за обучение Григорьева П.К. в учебном заведении, расходов на представителя, взыскании убытков в размере стоимости утраченного при призыве мобильного телефона, судебных расходов по оплате госпошлины. В дальнейшем, по инициативе истцов ответчик Министерство Обороны РФ был заменен на Военный комиссариат г. Москвы, дело было передано по подсудности в Мещанский районный суд г. Москвы. В обоснование исковых требований истцы указали, что ДД.ММ.ГГГГ решением Тверского районного суда г. Москвы при рассмотрении гражданского дела № действия призывной комиссии ОВК Савеловского района г. Москвы по призыву Григорьева П.К. признаны незаконными, решение призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) о призыве Григорьева П.К. на военную службу отменено. Полагая, что Военный комиссариат г. Москвы является вышестоящим органом по отношению к призывной комиссии ОВК Савеловского района г.Москвы, истец Григорьев П.К. просил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> <данные изъяты> рублей, истцы Григорьева И.Б. и Григорьев К.В. просили взыскать компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей каждому, а так же взыскать в пользу последнего с ответчика расходы, понесенные в связи с необходимостью участия в судебных заседаниях при рассмотрении Тверским районным судом г. Москвы гражданского дела №, а так же при рассмотрении настоящего гражданского дела в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании истцы Григорьев К.В., Григорьева И.Б., а так же их представитель поддержали исковые требования в полном объеме, просили их удовлетворить. От замены ответчика отказались, настаивая на удовлетворении исковых требований к Военному комиссариату г. Москвы.
Истец Григорьев П.К. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители ответчика Военного комиссариата г. Москвы по доверенности Суднишников М.В., Бабаянц Б.С. в судебном заседании иск Григорьевых не признали, поясняя, что Военный комиссариат г. Москвы не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку не принимает решение о призыве на военную службу, а лишь организует призыв в соответствии с решением призывной комиссии. В действиях ответчика, по мнению представителей, отсутствует вина, в связи с чем просили в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Представители ответчика Казначейство РФ, а так же третьего лица Министерство Финансов РФ в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом.
Анализ материалов дела, пояснений сторон в процессе, представленных доказательств, приводит суд к убеждению о необходимости оставления заявления Григорьевых без удовлетворения в силу следующего.
Как установлено в судебном заседании, никогда не оспаривалось сторонами и установлено вступившим в законную силу решением суда, ДД.ММ.ГГГГ решением Призывной комиссии Савеловского района г. Москвы Григорьев П.К. был поставлен на воинский учет, призван и направлен к месту прохождения военной службы. Вышеуказанное решение призывной комиссии было отменено решением Тверского районного суда г. Москвы, действия Призывной комиссии Савеловского района г. Москвы признаны судом незаконными (л.д. 111-113).
В соответствии с п. 2 ст. 59 Конституции РФ гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 29 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) создается призывная комиссия субъекта Российской Федерации, в состав которой включаются: высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации - председатель комиссии; военный комиссар - заместитель председателя комиссии; секретарь комиссии; врачи-специалисты, участвующие в проведении медицинского освидетельствования и медицинского осмотра граждан; представитель министерства внутренних дел, управления (главного управления) внутренних дел по субъекту Российской Федерации; представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по образованию; представитель соответствующего органа службы занятости населения (в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы).
В силу п. 2 ст. 29 Закона призывная комиссия субъекта Российской Федерации: организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями о их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования; осуществляет методическое руководство деятельностью призывных комиссий; проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу; контролирует обоснованность направления граждан для прохождения военной службы в видах и родах войск Вооруженных Сил Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах; рассматривает жалобы граждан, призываемых на военную службу, на решения призывных комиссий.
Кроме того, при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности (п. 1 ст. 26 Закона).
Согласно п. 3,4 Положения «О призыве на военную службу граждан Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации. В целях обеспечения деятельности призывной комиссии выделяются и оборудуются необходимые территории и помещения, оснащенные инструментарием и медицинским имуществом, необходимыми для медицинского освидетельствования, а также оборудованием и материально-техническими средствами, необходимыми для проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору призывников.
В целях реализации задач по проведению призыва на военную службу военный комиссар соответствующей территории: а) разрабатывает и согласовывает с главой местной администрации план проведения призыва на военную службу; б) оказывает необходимую помощь организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации) в выполнении установленных законодательством Российской Федерации мероприятий, связанных с подготовкой и проведением призыва на военную службу; в) представляет заявки руководителям медицинских организаций на выделение требуемых врачей-специалистов и среднего медицинского персонала, а также в орган местного самоуправления - на выделение технических работников и предоставление средств связи, транспортных и других материальных средств, необходимых для подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу; г) участвует совместно с представителями медицинских организаций в контроле за медицинским освидетельствованием призывников и прохождением ими медицинского обследования; д) вносит в призывную комиссию предложение о предварительном предназначении призывника в вид, род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, или о необходимости освобождения его от призыва на военную службу, или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу; е) организует при содействии органа местного самоуправления и должностных лиц организаций проведение мероприятий по военно-профессиональной ориентации граждан, подлежащих призыву на военную службу, и работы по разъяснению населению законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам исполнения воинской обязанности; ж) организует учет призывников, уклоняющихся от призыва на военную службу, и в случае необходимости направляет в органы внутренних дел материалы на этих призывников; з) обеспечивает отбор и своевременную подготовку материалов для проведения проверок органами федеральной службы безопасности граждан, подлежащих призыву на военную службу, для исполнения специальных обязанностей военной службы; и) обеспечивает членов призывной комиссии нормативными правовыми актами и иной документацией, необходимой для проведения призыва на военную службу; к) выполняет в пределах своей компетенции иные задачи по вопросам призыва на военную службу (п. 4 Положения).
Из системного анализа вышеприведенных норм права следует, что призывная комиссия является отдельным коллегиальным органом, создаваемым высшим должностным лицом субъекта РФ, который не входит в структуру Военного комиссариата субъекта РФ, не является органом государственной власти либо органом местного самоуправления, однако, наделяется властными полномочиями в области государственного управления и принимает решения, обязательные для исполнения гражданами в части касающихся.
Согласно п. 7 ст. 28 Закона решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения гражданином копии указанного решения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд.
Таким образом, устанавливая возможность обжалования решения призывной комиссии, законодатель фактически указывает, что за принятые решения о призыве на военную службу гражданина РФ, несет ответственность соответствующая призывная комиссия.
Несостоятельным является довод истцовой стороны об ответственности Военного комиссариата г. Москвы за решения призывных комиссий районных отделов военного комиссариата г. Москвы, поскольку Военный комиссариат субъекта РФ в силу Закона осуществляют мероприятия по организации призыва на военную службу граждан РФ через свои структурные подразделения, а осуществляют - призывные комиссии по представлению военного комиссара.
Данный довод, по мнению суда, вызван неверным толкованием истцами и их представителем норм Закона.
Вышеприведенный вывод суда так же полностью подтвержден решением Тверского районного суда г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ, которым признаны незаконными действия именно призывной комиссии, а не военного комиссариата. При таких обстоятельствах, исковые требования о компенсации морального вреда надлежало предъявлять к лицу, создавшему призывную комиссию Савеловского района г. Москвы, от чего истцы категорически отказались в ходе судебного разбирательства.
Поскольку вышеизложенное подтверждается бесспорными и убедительными письменными доказательствами, приобщенными к материалам дела, а так же пояснениями сторон, соответствует требованиям действующего законодательства, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований Григорьевых к Военному комиссариату г. Москвы, а так же Казначейству РФ, поскольку истцы требуют взыскать денежные средства с Военного комиссариата г. Москвы за счет Казны РФ.
Кроме того, суд считает необходимым указать, что вопрос о взыскании судебных расходов, понесенных истцовой стороной в связи с рассмотрением гражданского дела Тверским районным судом г. Москвы, разрешается судом, постановившим решение, в форме дополнительного решения на основании заявления истцовой стороны (п. 3 ст. 201 ГПК РФ).
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Григорьева П.К., Григорьева К.В., Григорьевой И.Б. к Военному комиссариату г. Москвы, Федеральному Казначейству РФ о взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме через Мещанский районный суд г.Москвы.
Председательствующий