о компенсации морального вреда



Дело № 2-Номер обезличен/2010г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 июля 2010 года Мензелинский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Хасаншина Р.Р., при секретаре Владимировой В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Топыровой Л.А. к Геворгяну Д.Л. о компенсации морального вреда, причиненного преступлением,

УСТАНОВИЛ:

Топырова Л.А. обратилась в суд с вышеназванным иском, мотивируя свои требования тем, что приговором мирового судьи судебного участка Номер обезличен ... РТ от дд.мм.гг.г. Геворгян Д.Л. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.130 УК РФ к наказанию в виде штрафа в размере 7000 руб. Совершив преступление в зале судебных заседаний, Геворгян Д.Л. вину перед ней не загладил и не извинился за содеянное. В результате неправомерных действий Геворгяна Д.Л. ее здоровью причинен вред, в течение нескольких дней она была нетрудоспособной, находилась на лечении в Мензелинской ЦРБ с диагнозом «гипертоническая болезнь 3 степени кризовое течение»; она перенесла также физические и нравственные страдания, испытала сильные головные боли и боли в области сердца. В связи с чем, Топырова Л.А. просит суд взыскать с Геворгяна Д.Л. в счет возмещения морального вреда компенсацию в размере 50000 рублей.

В судебном заседании истец Топырова Л.А. поддержала свои доводы в полном объеме и увеличила сумму компенсации за причиненные моральные страдания до 100 тысяч рублей, при этом пояснила, что Геворгян оскорбил ее неприличными словами, унизив ее честь и достоинство, и она испытала моральные и нравственные страдания; у нее серьезно ухудшилось состояние здоровья, она вынуждена обращаться регулярно в больницу с диагнозом «гипертоническая болезнь 2 степени», а в тот день ей был поставлен диагноз «гипертоническая болезнь 3 степени»; у нее расшатана нервная система, она на протяжении полутора лет страдает бессонницей, и из-за болезней не может вернуться к работе, откуда была уволена фактически по состоянию здоровья; нравственные страдания ей причинены также многочисленными явками в судебные заседания по уголовным делам.

Ответчик Геворгян Д.Л. в суде исковые требования не признал, поскольку Топырову Л.А. никогда не оскорблял, осужден незаконно, и она в больнице не находилась; в настоящее время лишь числится руководителем фирмы, которая фактически прекратила свою деятельность, постоянного заработка не имеет.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно ст.1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Как указано в постановлении Пленума ВС РФ № 10 «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда», в соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.

В суде установлено, что Геворгян Д.Л. приговором мирового судьи судебного участка Номер обезличен ... РТ от дд.мм.гг.г. осужден за совершение преступления, предусмотренного ч.1 ст.130 УК РФ, выразившегося в том, что дд.мм.гг.г., около 10 час. 40 мин., Геворгян Д.Л. находясь в зале суда мирового судьи судебного участка Номер обезличен ... РТ, из личных неприязненных отношений, оскорбил Топырову Л.А. используя нецензурные слова, а также слова, унижающие ее честь и достоинство л.д.3-5, 27-30/.

Согласно справке Мензелинской ЦРБ, Топырова Л.А. дд.мм.гг.г. обратилась за медицинской помощью к ВОП с диагнозом «гипертоническая болезнь 3 степени» л.д.6/.

Установленные судом обстоятельства в их нормативном обосновании позволяют прийти к выводу об обоснованности заявленных истцом требований, ибо ответчик Геворгян Д.Л. действительно дд.мм.гг.г. выразился в адрес истца слова в неприличной форме, оскорбляющие и унижающие честь и достоинство личности, в связи с чем Топырова испытала моральные страдания и нравственные переживания, обратилась в больницу за медицинской помощью, соответственно ответчик обязан компенсировать в денежной форме причиненный истцу моральный вред.

В суде Топырова пояснила о том, что гипертонической болезнью страдает с 1989 года, которая в последующем стала проявляться чаще. Исходя из ее амбулаторной карты л.д.18-25/, Топырова с начала 2007 года многократно обращалась за медицинской помощью в поликлинику Мензелинской ЦРБ с жалобами на головные боли, общую слабость, бессонницу, и ей неоднократно устанавливался диагноз «гипертоническая болезнь 2 степени». Соответственно ее доводы о том, что она стала страдать от бессонницы и головных болей, в течение нескольких дней была нетрудоспособной, и состояние ее здоровья ухудшилось ввиду оскорблений со стороны Геворгяна не находит подтверждения материалами дела.

Согласно выписке из амбулаторной карты, Топырова Л.А. состоит на «Д» учете с диагнозом «гипертоническая болезнь II ст. II ст. риск 3 ХСН-0», с дд.мм.гг.г. по настоящее время на стационарном лечении не находилась, что опровергает ее доводы в иске о том, что она с дд.мм.гг.г. находилась в ЦРБ на лечении. Кроме того, с дд.мм.гг.г. неоднократно обращалась за медицинской помощью с диагнозом «ГБ II ст. II ст.» л.д.26/.

Исходя из приказа от дд.мм.гг.г., Топырова Л.А. уволена с работы по п.2 ст.81 ТК РФ по сокращению штата л.д.16/, соответственно ее утверждение об увольнении по состоянию здоровья необоснованно. В настоящее время Топырова Л.А. состоит на учете в бюро занятости л.д.17/.

Доводы Топыровой Л.А. о причинении ей морального вреда ввиду многочисленных явок в судебные заседания по уголовным делам, не могут повлечь каких-либо правовых последствий, поскольку данные обстоятельства не являются основанием для компенсации морального вреда.

Таким образом, исходя из требований разумности и справедливости, принимая во внимание фактические обстоятельства происшедшего, характер перенесенных истцом нравственных страданий, вызванных оскорблением и унижением чести и достоинства личности словами в неприличной форме, материальное положение сторон, суд считает допустимым определить сумму компенсации причиненного морального вреда, подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца в размере 1500 рублей. По мнению суда, заявленная истцом сумма компенсации в размере 100000 руб. является завышенной, при этом компенсация морального вреда, как способ защиты личных неимущественных благ направлена на полное или частичное восстановление психического благополучия личности, и не должна преследовать цель обогащения.

На основании изложенного, суд находит требования истца о компенсации морального вреда обоснованными и подлежащими удовлетворению, с ответчика Геворгяна Д.Л. подлежит взысканию в пользу истца в счет компенсации морального вреда, причиненного преступлением 1500 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Топыровой Л.А. удовлетворить.

Взыскать с Геворгяна Д.Л. в пользу Топыровой Л.А. в счет компенсации морального вреда 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд РТ в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через ... суд РТ.

Судья /Р.Р.Хасаншин/

Решение вступило в законную силу «_____»____________________2010 года

Судья /Р.Р.Хасаншин/