Дело № 2-114 за 2011 год
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Мензелинск 11 мая 2011 года
Мензелинский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Аникиной В.М., при секретаре Латыповой А.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Латыповой И.Б., действующей за себя и ФИО8, к исполнительному комитету Мензелинского муниципального района Республики Татарстан, Министерству по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан о понуждении предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Латыпова И.Б., действующая за себя и ФИО8 обратилась в суд с исковым заявлением к исполнительному комитету Мензелинского муниципального района РТ, Министерству по делам молодежи, спорту и туризму РТ о понуждении предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения, указав в обоснование своих требований, что они с ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ г.р., с 1 февраля 2010 г. как молодая семья включены ответчиками в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010г.г. Согласно раздела 4 подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010г.г., разработанной распоряжением Правительства РФ от 10.08.2005 г., № 1183-р и утвержденной Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005г., №865 (в ред.от 11.08.2007г.,10.04.2008г.) механизм реализации подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям-участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат. Социальная выплата предоставляется на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания. В настоящее время исполком муниципального Мензелинского района РТ предлагает ее семье приобрести в собственность жилое помещение, расположенное в <адрес> либо на <адрес>. Однако предлагаемое жилое помещение не подходит им по следующим основанием: жилое помещением имеет площадь 70-90 кв.м., а социальные выплаты предоставляются гражданину в размере 40% от стоимости 42 кв.м. жилого помещения; площадь жилого помещения свыше 42 кв.м. оплачивается гражданином за свой счет. Их материальное и семейное положение не позволяет оплатить жилое помещение, имеющее площадь более 42 кв.м. Они неоднократно обращалась с письменными заявлениями к ответчикам о необходимости предоставления им надлежащего, приемлемого жилого помещения или возможности оказания помощи в его приобретении, однако им было отказано. С учетом положений раздела 4 указанной подпрограммы, считают, что действиями ответчиками ущемляются их право на свободу выбора приобретения жилого помещения, установленного законодательством.
В судебном заседании истец Латыпова И.Б., действующая за себя и ФИО8 исковые требования поддержала в объеме заявленных требований, заявив о нежелании изменения, уменьшения либо увеличения своих исковых требований и пояснила, что ее семья, в состав которой входят она и ФИО8., ДД.ММ.ГГГГ г.р., как молодая семья, с 1 февраля 2010 г. включены в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010г.г. Ответчик – исполком Мензелинского муниципального района РТ устно предлагал ей приобрести в собственность жилье площадью 70-90 кв.м, расположенное либо по <адрес> либо по <адрес> г.Мензелинска РТ, но ее материальное и семейное положение не позволяет оплатить лишнюю площадь. Она должна была оплатить первоначальный взнос в размере 10% от стоимости жилого помещения, но этого не сделала, поскольку ее не устраивало предлагаемое новое жилое помещение с большой площадью, так как она желала сама приобрести жилое помещение по нормативу размером 42 кв.м. Считает, что ущемляется их право на свободу выбора приобретения жилого помещения, установленного законодательством, поскольку социальная выплата предоставляется участникам Подпрограммы на приобретение жилого помещения у любых физических и (или) юридических лиц. Справку с Банка она представила на <данные изъяты>, исходя из ее заработной платы, поэтому она не может позволить себе купить жилое помещение с большой площадью, так как не сможет за него расплатиться, а ей нужно еще жить, одеваться, <данные изъяты> и оплачивать коммунальные услуги. Вместе с тем, она нуждается в государственной поддержке, поэтому просила суд помочь ей воспользоваться субсидией для покупки жилья, поскольку у нее с ФИО8 есть возможность приобрести жилье, площадью не более 42 кв.м.
В судебном заседании представитель ответчика – исполнительного комитета Мензелинского муниципального района РТ Мордвинова Н.М., действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала и пояснила, что по данному гражданскому делу отсутствует предмет спора, поскольку права истца и ФИО8 не нарушены, отказа в получении жилого помещения по Подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010г.г. не было. 01.02.2010 года от Латыповой И.Б. действительно поступило заявление на участие в данной программе и 17.02.2010 года ее семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, исполком сформировал списки участников Подпрограммы с учетом очередности поступления заявлений и направил их заказчику, о чем истец была уведомлена. Затем она заключила договор с Государственным жилищным фондом при Президенте РТ, согласно которому должна была внести не менее 60% от стоимости выбранного жилого помещения, что не сделала и тем самым не выполнила условия договора, как член кооператива «Строим будущее». Нарушений прав истца и ФИО8 со стороны Исполкома Мензелинского муниципального района РТ нет, так как они жилье не предоставляют.
Представитель ответчика - Министерство по делам молодежи, спорту и туризму РТ в судебное заседание не явился, имеется отзыв на исковые требования, в котором ответчик указал на то, что решение вопроса о выдаче свидетельства и предоставления социальной выплаты молодым семьям относится к компетенции МО «Мензелинский муниципальный район», в связи с чем, оставляет разрешение данного спора на усмотрение суда, просит рассмотреть дело в отсутствии его представителя.
Представитель третьего лица Некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» в судебное заседание не явился, имеется отзыв на исковые требования, в котором содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие их представителя и принятии решения на усмотрение суда.
Представитель органа опеки и попечительства исполнительного комитета Мензелинского муниципального района РТ в судебное заседание не явился, имеется письменное заявление, в котором содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Выслушав доводы истца Латыповой И.Б., действующей за себя и ФИО8., представителя ответчика - исполнительного комитета Мензелинского муниципального района РТ Мордвиновой Н.М., действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Латыпова И.Б.. 01.02.2010 г. обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о включении ее как молодой семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010г.г. /л.д.13/, и согласно протокола №2 общественной жилищной комиссии при главе Мензелинского муниципального района от 17.02.2010 года семья истца в составе двух человек была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, включена в состав указанной программы.
Согласно свидетельству о рождении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ее матерью является Латыпова И.Б. /л.д.5/.
Как видно из справки № 141 от 14 февраля 2011 года Кузембетьевского исполнительного комитета Мензелинского муниципального района РТ, Латыпова И.Б. в составе семьи имеет ФИО8., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. /л.д.7/.
Согласно паспорту Латыпова И.Б. значится зарегистрированной по адресу: РТ, <адрес>. /л.д.19-20/.
Согласно постановлению Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 (ред. от 15.12.2010) "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы", подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы Жилище" на 2002 - 2010 годы направлена на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", который предполагает формирование системы оказания государственной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья или строительстве индивидуального жилого дома.
Как исходит из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы Жилище" на 2002 - 2010 годы (в ред. от 07.08.2008 г. № 821), ее основной целью является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Согласно постановлению Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 (ред. от 15.12.2010) "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы", подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы Жилище" на 2002 - 2010 годы (в ред. от 07.08.2008 г. № 821), Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья (в ред.27.01.2009 № 36) в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы Жилище" на 2002 - 2010 годы, участником подпрограммы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей и нуждающаяся в улучшении жилищных условий (далее - молодая семья).
Для целей подпрограммы под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также другие молодые семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие доходы, достаточные для получения ипотечного жилищного кредита или займа на рыночных условиях.
Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты для граждан - участников подпрограммы, не имеющих жилых помещений и нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, составляет 33 кв. м - для одиноких граждан, 42 кв. м - на семью из 2 человек, 18 кв. м - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.
Размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер социальной выплаты, составляет (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 257): для семьи численностью 2 человека (молодые супруги или 1 молодой родитель и ребенок) - 42 кв. м.
Социальная выплата предоставляется на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц одного (нескольких) жилого помещения (жилых помещений) или строительство индивидуального жилого дома, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, и может быть использована в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. Право использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома предоставляется молодым семьям - участникам подпрограммы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа).
Размер социальной выплаты составляет не менее (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 257): 40 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями подпрограммы, - для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 1 ребенка и более (далее - неполные молодые семьи).
Граждане - участники подпрограммы могут приобретать на рынке жилья у физических и (или) юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (жилые помещения), в том числе индивидуальный жилой дом (часть дома), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в том числе в сельской местности (с учетом надворных построек), как за счет социальной выплаты, так и с дополнительным привлечением собственных или заемных (кредитных) средств.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011- 2015 годы и установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".
Таким образом, подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы Жилище" на 2002 - 2010 годы продолжает действовать, а потому, при отсутствии сведений об исключении семьи Латыповой И.Б. из списков, она имеет возможность участвовать в данной программе.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, Мензелинский филиал ОАО «Ак Барс» Банк подтверждает платежеспособность истца Латыповой И.Б. в размере <данные изъяты> рублей на 20 лет под 12,9 % годовых по результатам первичного андеррайтинга, проведенного на основании справок о доходах за 2010 год /л.д. 56/.
Как видно из договора приобретения жилого помещения в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан» от 11.08.2010 года, Латыпова И.Б. заключила указанный договор со Специализированной некоммерческой организацией «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» (далее Фонд) и социально-ипотечным потребительским кооперативом «Строим будущее» (далее «Кооператив») о предоставлении возможности как молодой семье, приобретающей жилье в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей в РТ» приобрести инвестируемую Фондом «будущую собственную квартиру /л.д. 51-55/, а значит, при выполнений условий данного договора, имеет возможность получения квартиры.
Суд при рассмотрении исковых требований не находит нарушения прав семьи истца Латыповой И.Б., а потому не усматривает предмета спора по данному гражданскому делу.
Учитывая выше изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истца Латыповой И.Б., действующей в своих интересах и в интересах ФИО8
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Латыповой И.Б., действующей за себя и ФИО8, в удовлетворении исковых требований к исполнительному комитету Мензелинского муниципального района Республики Татарстан, Министерству по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан о понуждении предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный Суд Республики Татарстан через Мензелинский районный суд РТ.
Судья: (В.М. Аникина)
Решение вступило в законную силу _________________________________2011 года
Судья: (В.М.Аникина)