Дело № 2-282 за 2011 год
РЕШЕНИЕ
Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Мензелинск 13 мая 2011 года
Мензелинский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Григорьевой Ф.Б., с участием помощника Казанского межрайонного природоохранного прокурора Гайнуллина И.З., при секретаре Семеновой Р.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Исполнительному комитету <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района РТ об обеспечении санитарно-эпидемиологической безопасности источника питьевого водоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
Казанская межрайонная природоохранная прокуратура на основании ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района РТ об обеспечении санитарно-эпидемиологической безопасности источника питьевого водоснабжения, указывая в обоснование своих требований о том, что <данные изъяты> сельским поселением с целью организации водоснабжения населения, эксплуатируется артезианская скважина, расположенная на расстоянии <данные изъяты> м. от населенного пункта <адрес> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района РТ, территория первого пояса зоны строгой санитарной охраны не огорожена и не обеспечена охраной, что является нарушением СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», согласно которых владельцы источников водоснабжения должны выполнять санитарные мероприятия в пределах первого пояса (строгого режима) санитарной охраны скважин, данные нарушения были выявлены при проведенной прокуратурой проверке. В связи с этим истец просит обязать Исполнительный комитет <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района РТ в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда на артезианской скважине установить глухое ограждение первого пояса зоны строгой санитарной охраны источника питьевого водоснабжения – скважины, расположенной на расстоянии <данные изъяты> м. от населенного пункта <адрес>.
В ходе судебного заседания помощник прокурора Гайнуллин И.З. поддержал исковые требования и просил суд обязать ответчика на артезианской скважине, расположенной на расстоянии <данные изъяты> м. от населенного пункта <адрес> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района РТ установить глухое ограждение первого пояса зоны строгой санитарной охраны источника питьевого водоснабжения. В обоснование своих требований помощник прокурора указал о том, что данная артезианская скважина эксплуатируется <данные изъяты> сельским поселением <данные изъяты> муниципального района РТ, выявленные при проверке обстоятельства нарушают требования природоохранного законодательства и санитарных норм, чем нарушены права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Представитель ответчика - руководитель Исполнительного комитета <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района РТ – 1 исковые требования признал, пояснил, что действительно около артезианской скважины, расположенной на расстоянии <данные изъяты> м. от дер. <адрес> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района РТ отсутствует глухое ограждение первого пояса зоны строгой санитарной охраны. Указанные в иске недостатки были допущены в связи с отсутствием финансовых возможностей. Имеющиеся замечания будут устраняться по мере поступления денежных средств.
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по РТ на судебное заседание не явился. В письме поступившем к судебному разбирательству, содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя Роспотребнадзора, исковые требования поддерживаются.
Выслушав доводы прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. Иск предъявлен в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации.
В соответствие со ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия.
Из ст. 14 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» исходит, что одним из объектов охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной деятельности являются поверхностные и подземные воды.
Как исходит из п.4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения.
Из п.4 ст. 7 Устава муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» <данные изъяты> муниципального района РТ следует, что к вопросам местного значения Поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения (л.д.14).
Согласно СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» владельцы источников водоснабжения должны выполнять санитарные мероприятия в пределах первого пояса (строгого режима) санитарной охраны скважин.
Согласно СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (далее - СанПин) основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения, а также территорий, на которых они расположены. Зона санитарной охраны организуется в составе трех поясов, в том числе первого пояса строгого режима. Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора. Мероприятия предусматриваются для каждого пояса санитарной охраны в соответствии с его назначением. Территория первого пояса зоны охраны должна быть спланирована для отвода стоков, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
Пунктами 10.12, 10.24 и 10.31 СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» указывается о том, что границы первого пояса зоны подземного источника водоснабжения должны устанавливаться от одиночного водозабора (скважины). На территории первого пояса зоны подземного источника водоснабжения должны предусматриваться санитарные мероприятия, а именно: территория первого пояса зоны санитарной охраны источника должна быть огорожена согласно п. 14.4 СНиП. Водопроводные сооружения должны ограждаться. Следует принимать глухое ограждение высотой 2,5 м. Допускается предусматривать ограждение на высоту 2м-глухое и на 0,5 м - из колючей проволоки или металлической сетки, при этом во всех случаях должна предусматриваться колючая проволока в 4-5 нитей на кронштейнах с внутренней стороны ограждения (п.п. 10.21, 10.23-10.24).
Согласно СанПиН водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, должны быть оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов.
Согласно акту по результатам мероприятий по надзору территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по РТ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ была исследована артезианская скважина, расположенная в <данные изъяты> метрах от населенного пункта <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района РТ (л.д.9-10).
На основании вышеуказанного акта вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района РТ, согласно которому недостатки, выявленные в ходе проверки, должны быть устранены, однако до настоящего времени не устранены (л.д.11).
Из постановления заместителя главного государственного санитарного врача по <данные изъяты> в <адрес> РТ от ДД.ММ.ГГГГ исходит, что глава <данные изъяты> сельского поселения Мензелинского муниципального района РТ 2 привлечен к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей (л.д.13).
Согласно решению Совета <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района РТ № от ДД.ММ.ГГГГ руководителем исполнительного комитета <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района РТ избран 1 (л.д.7).
Из письменного объяснения главы <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района РТ исходит, что предписание, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по РТ, не исполнено (л.д.8).
Иск прокурора является обоснованным, поскольку нарушены права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, ибо дальнейшее несоблюдение требований законодательства об охране окружающей среды, санитарных требований может привести к загрязнению зоны санитарной охраны подземных водных источников, что в свою очередь может привести к возникновению инфекционных заболеваний.
На основании изложенного, исковые требования прокурора об обязании ответчика обеспечить санитарно-эпидемиологическую безопасность источника питьевого водоснабжения - артезианской скважины, расположенной в <данные изъяты> метрах от населенного пункта <данные изъяты> сельского поселения Мензелинского муниципального района РТ, подлежат удовлетворению, поскольку данная обязанность приведет к защите гражданских прав на благоприятную окружающую среду.
Кроме того, при вынесении решения суд исходит и из признания ответчиком исковых требований прокурора, что не противоречит закону, не ущемляет чьих-либо прав, поэтому принимается судом, и в соответствии со ст.173 ч. 3 ГПК РФ принимается решение об удовлетворении исковых требований прокурора.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Исполнительному комитету <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района РТ об обеспечении санитарно-эпидемиологической безопасности источника питьевого водоснабжения удовлетворить.
Обязать Исполнительный комитет <данные изъяты> сельского поселения Мензелинского муниципального района РТ в течение шести месяцев – до ДД.ММ.ГГГГ установить глухое ограждение первого пояса зоны строгой санитарной охраны источника питьевого водоснабжения - скважины, расположенной в <данные изъяты> метрах от дер. <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района РТ.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный Суд Республики Татарстан.
Судья: /Ф.Б. Григорьева/
Решение вступило в законную силу __________________________2011 года
Судья: /Ф.Б. Григорьева/