Решение о понуждении



Дело № 2-554 за 2011 год

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 октября 2011 года Мензелинский районный суд Республики Татарстан в составе судьи Григорьевой Ф.Б., с участием помощника прокурора Мензелинского района РТ Шайсуварова Р.Р., при секретаре Семеновой Р.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Мензелинского района к главе Мензелинского муниципального района РТ, исполнительному комитету Мензелинского муниципального района РТ о понуждении,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Мензелинского района РТ обратился в суд с вышеназванным заявлением, указывая в обоснование, что на территории <данные изъяты> сельского поселения Мензелинского района в 1000 метрах на восток от заброшенного здания имеется действующая биометрическая яма для утилизации отходов, на которой аншлаг-указатель, вытяжная вентиляция, крыша и навес отсутствуют, территория не огорожена, что является нарушением п.п.5.6, 5.8 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. Данные нарушения были выявлены при проведенной прокуратурой проверке. Невыполнение требований Федерального законодательства может повлечь загрязнение почвы, способствовать возникновению чрезвычайной ситуации, распространению заболеваний, что отрицательно отразится на жизни и здоровье неопределенного круга лиц, прежде всего населения <данные изъяты> сельского поселения Мензелинского муниципального района РТ. Согласно акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ данный скотомогильник передан в муниципальную собственность Мензелинского муниципального района РТ. В связи с тем, что бездействие руководства Главы Мензелинского муниципального района РТ приводит к негативному антропогенному воздействию на окружающую среду, прокурор просит обязать Главу Мензелинского муниципального района РТ привести скотомогильник, расположенный на территории <данные изъяты> сельского поселения Мензелинского района в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утв. Главным государственным ветеринарным инспектором 04.12.1995г. № 13-7-2/469).

Представитель прокуратуры района Шайсуваров Р.Р. в суде уточнил заявленные требования и просил обязать руководство исполнительного комитета Мензелинского муниципального района РТ привести скотомогильник, расположенный на территории <данные изъяты> сельского поселения Мензелинского района, в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утв. Главным государственным ветеринарным инспектором 04.12.1995г. № 13-7-2/469), установить на территории скотомогильника аншлаг-указатель, вентиляционную вытяжку, навес и крышку люка, огородить территорию скотомогильника.

Представители ответчиков – главы Мензелинского муниципального района РТ и исполнительного комитета Мензелинского муниципального района РТ не явились, имеются заявления о признании заявленных требовании прокурора и рассмотрении дела в отсутствии их представителя.

Представитель третьего лица – Ветеринарного объединения Мензелинского района РТ Панкова С.Я. требования прокурора поддержала в полном объёме и пояснила, что скотомогильник, расположенный на территории <данные изъяты> сельского поселения Мензелинского района РТ действительно не соответствует требованиям Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.

Представитель третьего лица - Прикамского ТУ Министерства экологии и природных ресурсов РТ Зиатдинова А.С. в судебном заседании пояснила об обоснованности заявленных требований с учетом их уточнения, т.к. данная биотермическая яма эксплуатируется с нарушением требований Ветеринарно-санитарных Правил, отсутствуют аншлаг-указатель, навес, герметичная крышка с люком, вентиляционная вытяжка, территория не огорожена, данные нарушения могут привести к возникновению и распространению болезней.

Выслушав доводы помощника прокурора, представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений.

В соответствии со ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» при размещении объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, обеспечение экологической безопасности с учетом ближайших и отдельных экологических последствий эксплуатации объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды. Отходы производства и потребления подлежат сбору, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Запрещается сброс отходов производства и потребления на почву.

Согласно ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, к которым относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

Согласно ст. 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 35 ФЗ «Об охране окружающей среды», при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Согласно ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Исходя из «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утв. Главным государственным ветеринарным инспектором РФ от 04.12.1995г. за № 13-7-2/469, п.п.5.3, 5.6, 5.7, 5.8, 6.4, 6.10, скотомогильники (биотермические ямы) размещают на сухом возвышенном участке земли площадью не менее 600 кв.м., территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами, при строительстве биотермической ямы в центре участка выкапывают яму размером 3,0х3,0 м и глубиной 10 м; над ямой на высоте 2,5 м строят навес длиной 6 м, шириной 3 м, рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения средств, инвентаря, спецодежды и инструментов; после каждого сброса биологических отходов крышку ямы плотно закрывают. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника в соответствии с настоящими Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.

ФЗ «Об охране окружающей среды», в частности ст.78, предусматривает возложение обязанности на ответчика по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств на основании решения суда.

В соответствии со ст. 9, 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые используются и охраняются в Российской Федерации и являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Согласно Акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ на территории <данные изъяты> сельского поселения имеется действующая биометрическая яма для утилизации отходов, в ходе проверки выявлено, что территория не огорожена, аншлаг-указатель отсутствует, навеса нет, что противоречит требованиям п.п. 5.6, 5.7, 5.8, 6.2 Ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов и ст. 15 Закона «О ветеринарии» от 14.05.1993 г. № 4979-1 /л.д. 7/.

Из акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ исходит, что во исполнение закона РТ от 30.12.2005г. № 140-ЗРТ «О наделении муниципальных образований государственным материальными ресурсами и государственными субсидиями для решения вопросов местного значения» от распоряжения Кабинета министров РТ от 13.06.2006г. № 777-р и распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 20.06.2006г. № 1492-р Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан передает, а Мензелинский муниципальный район принимает государственное имущество согласно приложению, в том числе и скотомогильник, расположенный на территории Аюского сельского поселения Мензелинского муниципального района РТ /л.д. 4,5/.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что ответчиком руководителем исполкома Мензелинского муниципального района РТ нарушены требования Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, которые приводят к негативному антропогенному воздействию на окружающую среду, ущемлению прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Вследствие изложенного, заявление прокурора района подлежит удовлетворению.

Кроме того, при вынесении решения суд исходит и из признания ответчиком заявленных требований прокурора, что не противоречит закону, не ущемляет чьих-либо прав, поэтому принимается судом, и в соответствии со ст.173 ч. 3 ГПК РФ принимается решение об удовлетворении исковых требований прокурора.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Мензелинского района РТ удовлетворить.

Обязать руководство исполнительного комитета Мензелинского муниципального района РТ привести скотомогильник, расположенный на территории <данные изъяты> сельского поселения Мензелинского района в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утв. Главным государственным ветеринарным инспектором 04.12.1995г. № 13-7-2/469):

- установить на территории скотомогильника аншлаг-указатель;

- огородить территорию скотомогильника глухим забором высотой не мене 2 метров с въездными воротами;

- установить навес и крышку люка на скотомогильнике;

- установить вентиляционную вытяжку.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня провозглашения через Мензелинский районный суд РТ.

Судья: (Ф.Б. Григорьева)

Решение вступило в законную силу: _____________________2011 года.

Судья: (Ф.Б. Григорьева)