Решение по иску о признании права на досрочноеназначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педаогической деятельности



Дело № 2-489/2011г.

РЕШЕНИЕ

Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 августа 2011 года Мензелинский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Хасаншина Р.Р., при секретаре Владимировой В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ганеева Н.М. к Управлению Пенсионного Фонда РФ по Мензелинскому и Муслюмовскому районам РТ о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Ганеев Н.М. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что он ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением к ответчику о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, т.к. по его мнению, на момент обращения он имел необходимый трудовой стаж в 25 лет согласно ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»; однако ему было отказано с исключением из специального стажа периода службы в рядах Советской Армии (2 года 2 месяца) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ По мнению истца, данный отказ является необоснованным, т.к. на момент его службы в армии, действовало Положение, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ , согласно п.п.1, 2, 4 которого, учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных сил СССР при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с указанным Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию; данное условие им выполнено, поскольку более 2/3 педагогического стажа он работал в должностях в учреждениях, работа в которых дает право на данную пенсию, по настоящее время он работает в должности <данные изъяты>. Ответчик исключил также период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что по мнению истца, является необоснованным. В связи с чем, истец Ганеев Н.М. просит признать за ним право на досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением 25 лет педагогической деятельности, обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период военной службы по призыву в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период нахождения на курсах повышения квалификации, а также назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента обращения в УПФ РФ в районе с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании Ганеев Н.М. поддержал изложенные в иске доводы, т.к. отказ в назначении досрочной пенсии является незаконным, он обратился к ответчику с письменным заявлением ДД.ММ.ГГГГ, ему не были включены период нахождения на курсах повышения квалификации и служба в Армии; прохождение курсов повышения квалификации для учителей является необходимостью в исполнении основной трудовой деятельности, и это вытекает из требований работодателя; не пройдя данные курсы, работник не может пройти аттестацию для присвоения последующей квалификационной категории; при этом истец Ганеев Н.М. просил суд признать отказ ответчика в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, и обязать ответчика включить в его специальный стаж указанные в иске период нахождения на курсах повышения квалификации, период военной службы по призыву в рядах вооруженных сил СССР, и обязать назначить досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности в течение 25 лет с момента обращения – с ДД.ММ.ГГГГ

Представитель УПФ РФ по Мензелинскому и Муслюмовскому районам РТ по доверенности Максимова Л.Г. иск не признала, представив при этом письменный отзыв на требования истца, поскольку Правилами исчисления периодов работы от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что период нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж не включается, также как и служба в рядах Вооруженных сил; подлежащие включению в специальный стаж истца для назначения пенсии периоды составляет менее 25 лет; решением УПФ РФ в районе от ДД.ММ.ГГГГ не включены период службы истца в рядах СА с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с учетом которых истцу было рекомендовано отработать необходимый специальный стаж. Представитель ответчика в суде не оспорил факты прохождения истца курса повышения квалификации, службы в рядах Вооруженных сил СССР в указанные в иске периоды, периоды его деятельности и должности, наименования учреждений, а также наличие у истца 2/3 трудового стажа на момент обращения за назначением пенсии, однако по ее мнению, условие о наличии 2/3 стажа должно быть соблюдено на ДД.ММ.ГГГГ, а не на день обращения в пенсионный орган.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в редакции ФЗ от 30.12.2008г. № 319-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно п.2 ст.27 того же ФЗ, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

На основании ст.19 Федерального закона № 173-ФЗ, трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

В судебном заседании установлено, что истец Ганеев Н.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., ДД.ММ.ГГГГ обратился в УПФ РФ по Мензелинскому и Муслюмовскому районам РТ с заявлением о назначении трудовой пенсии /л.д.13-14, 25-27/. Заявление Ганеева Н.М. было рассмотрено и ему на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в назначении трудовой пенсии по выслуге, т.к. его специальный стаж составил 23 года 06 месяцев 21 день, куда не были включены следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – время нахождения на курсах повышения квалификации, а также период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – военная служба истца по призыву в рядах Вооруженных сил СССР /л.д.15-16/, о чем в суде подтвердил представитель ответчика, в связи с чем Ганееву Н.М. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости было отказано и рекомендовано доработать недостающий специальный стаж в 1 год 5 месяцев 9 дней.

Согласно решению ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, трудовой книжки истца, Ганеев Н.М. с ДД.ММ.ГГГГ назначен воспитателем <данные изъяты>, далее продолжил трудовую деятельность в должностях <данные изъяты> /л.д.15, 7-12/.

Периоды трудовой деятельности истца, его должности, наименования учреждений ответчиком в суде не оспаривались, и включены в специальный стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по выслуге лет.

Согласно представленным материалам, истец Ганеев Н.М., работая в <данные изъяты>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на курсах повышения квалификации, длительность курсов составила 6 дней /л.д.24/.

Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствие со ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со ст.187 ТК РФ, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Соответственно, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ и данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Согласно военному билету Ганеева Н.М., истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по призыву в Вооруженных силах СССР, о том же следует из справки Военного Комиссариата Мензелинского района РТ от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.17, 19/, а также из трудовой книжки истца.

В силу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

В указанный спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР; согласно п.4 Положения, время работы, указанной в п.1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Указанное Положение перестало применяться на территории Российской Федерации с 01 октября 1993 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ № 953 от 22.09.1993 года.

Период военной службы Ганеева Н.М. по призыву в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ относится к периодам деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

На момент обращения истца за назначением досрочной трудовой пенсии, его специальный стаж педагогической деятельности составил более 23 лет, т.е. имеет место не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии. По мнению суда, условие о включении в специальный стаж периода службы в Вооруженных силах СССР при наличии не менее 2/3 стажа работы на тех должностях, которые дают право на назначение такой пенсии, должно быть соблюдено на момент обращения гражданина за пенсией, а не на момент утраты силы названного Постановления, в силу чего соответствующие доводы представителя ответчика являются не обоснованными.

Таким образом, вышеназванный период военной службы Ганеева Н.М. по призыву подлежит включению в стаж работы по специальности для целей досрочного назначения трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права. Соответственно, на момент обращения Ганеева Н.М. к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии, с учетом указанных периодов работы, в том числе периода военной службы, периода прохождения курсов повышения квалификации, специальный стаж истца составляет более 25 лет, что дает основание для назначения Ганееву Н.М. трудовой пенсии по старости с даты обращения с заявлением в пенсионный орган.

При таких обстоятельствах, исковые требования Ганеева Н.М. подлежат удовлетворению в полном объеме, а именно, отказ ответчика в назначении истцу досрочной трудовой пенсии надлежит признать незаконным, следует включить в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период нахождения истца на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период военной службы по призыву в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также обязать ответчика назначить Ганееву Н.М. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с даты обращения за назначением пенсии – с ДД.ММ.ГГГГ

Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Ганеева Н.М. удовлетворить.

Признать незаконным отказ управления Пенсионного Фонда РФ по Мензелинскому и Муслюмовскому районам РТ в назначении Ганееву Н.М. досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Включить в специальный трудовой стаж Ганеева Н.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период военной службы по призыву в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Обязать управление Пенсионного Фонда РФ по Мензелинскому и Муслюмовскому районам РТ назначить Ганееву Наилю Мансуровичу досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня его провозглашения через Мензелинский районный суд РТ.

Судья /Р.Р.Хасаншин/

Решение вступило в законную силу «_____»___________________________2011 года

Судья Р.Р.Хасаншин