Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 августа 2010 года Дело № 2-462/10
Менделеевский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Маннаповой Г.Р.
при секретаре Габдуллине Ф.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Орлова В.В. на неправомерные действия должностного лица,
У С Т А Н О В И Л:
Заявитель Орлов В.В. обратился в суд с жалобой на отказ жилищной комиссии исполнительного комитета Менделеевского муниципального района РТ в постановке его на очередь на улучшение жилищных условий как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указав, что он является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, участником боевых действий в Афганистане. Имеет в собственности жилой дом и земельный участок по адресу: …. Дом 1955 года постройки, износ дома составляет 70-80 процентов, зимой в доме невозможно проживать. В … года он обратился в администрацию района с заявлением о постановке его на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, … года он получил от ответчика письмо, где было указано, что ему в постановке на учет было отказано со ссылкой на то, что согласно Закону РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на улучшение жилищных условий имеют право граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вставшие на учет до 01.01.2005 года. Считает данный отказ незаконным, поскольку Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 года № 17-П данное положение закона признано не соответствующим Конституции РФ. Заявитель просит признать отказ жилищной комиссии исполнительного комитета Менделеевского муниципального района РТ в постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, обязать ответчика поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на льготных основаниях как участника ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.
В судебном заседании заявитель жалобу поддержал.
Представитель исполнительного комитета Менделеевского муниципального района жалобу считает необоснованной, суду пояснила, что положение закона, регулирующее порядок предоставления жилых помещений гражданам- участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, вставшим после 01.01.2005 года на учет для улучшений жилищных условий, хотя и признано не соответствующим Конституции РФ, но не разработан механизм исполнения закона, поэтому отказ со ссылкой на данную норму закона считает обоснованным. При этом жалобу признает в той части, что нужно было выехать по месту жительства заявителя для осмотра жилого помещения с целью определения фактического износа дома.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ч.3 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения…
Согласно ч.1 ст. 14 вышеуказанного Закона гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 - 12, 14 части первой статьи 14 настоящего Закона. Кроме того, им гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 N 17-П положения пункта 2 части первой статьи 14 признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты.
В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
Из материалов дела усматривается, что Орлов В.В. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Принимал участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в 1986 году. В … года Орлов В.В., как участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, обратился в исполнительный комитет Менделеевского муниципального района с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Письмом исполняющего обязанности руководителя исполнительного комитета Менделеевского муниципального района РТ от … года ему в удовлетворении заявления было отказано со ссылкой на то, что согласно ст. 14 Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (л.д….).
С учетом исследованных доказательств по делу, суд считает, что отказ ответчика в постановке Орлова В.В. - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по указанным ответчиком основаниям является незаконным и необоснованным и подлежит отмене, поскольку данное решение принято без учета Постановления Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 N 17-П, которым положение п.2 ч.1 ст. 14 и п.1 ч.1 ст. 15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследстие катастрофы на Чернобылской АЭС» признано не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты.
Однако суд считает, что в удовлетворении требования заявителя в части понуждения ответчика поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на льготных основаниях как участника ликвидации последствий чернобыльской катастрофы необходимо отказать по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Орлов В.В. на праве собственности имеет жилой дом общей площадью … кв.м и земельный участок, расположенные в …. При этом заявитель ссылается, что дом является ветхим, износ дома составляет 70-80%. Однако данное обстоятельство какими-либо допустимыми доказательствами не подтверждено. Как следует из материалов дела, для выяснения указанного обстоятельства заявитель обратился в исполнительный комитет с заявлением о необходимости обследования членами жилищной комиссии фактического состояния жилого дома, но на данный момент осмотр дома еще не проведен.
При вышеуказанных обстоятельствах суд считает требование заявителя о понуждении ответчика поставить его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на льготных основаниях без обследования жилого дома и выяснения, является ли данный дом пригодным для проживания или ветхим, необоснованным, и поэтому необходимо в этой части Орлову В.В. в удовлетворении требования отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 254- 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Жалобу Орлова В.В. удовлетворить частично.
Признать отказ исполняющего обязанности руководителя исполнительного комитета Менделеевского муниципального района РТ от … года в постановке Орлова В.В., участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным и передать вопрос на новое рассмотрение в жилищную комиссию при исполнительном комитете Менделеевского муниципального района РТ.
В остальной части в удовлетворении жалобы отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней.
Судья Менделеевского
районного суда РТ Маннапова Г.Р.