ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12 августа 2011 года Дело № 2- 310/2011 Менделеевский районный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Р.А. Ахметшина с участием прокурора В.В. Порываева при секретаре Л.В. Черемных, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Менделеевского района РТ в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ОАО «Татнефть» о понуждении пользователя съездов с автомобильной дороги «М-7»Волга»-Бизяки»-Сетяково» к нефтескважинам НГДУ «Прикамнефть» ОАО «Татнефть» привести обустройство съездов в соответствие с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Менделеевского района РТ обратился в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с иском в суд к НГДУ «Прикамнефть» ОАО «Татнефть» о понуждении пользователя съездов с автомобильной дороги «М-7»Волга»-Бизяки»-Сетяково» к нефтескважинам НГДУ «Прикамнефть» ОАО «Татнефть» привести обустройство съездов в соответствие с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения, указав, что при проведении совместной проверки с сотрудниками Управления ГИБДД МВД по РТ и Республиканского государственного учреждения «Безопасность дорожного движения» (далее – РГУ БДД) соблюдения законодательства в сфере дорожной деятельности, в частности, установленного порядка использования полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования в полосе отвода и придорожной полосе автомобильной дороги регионального значения Республики Татарстан «М-7 «Волга» - Бизяки»- Сетяково» («Подъезд к д. Сетяково», IV технической категории), проходящей по территории Менделеевского муниципального района Республики Татарстан, на 0 км + 700 м (справа), 1 км + 800 м (слева), 1 км + 900 м (справа) выявлены три несанкционированных съезда с автодороги, используемые НГДУ «Прикамнефть» ОАО «Татнефть» для доступа в нефтескважинам. Съезды размещены с нарушениями Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – Федеральный Закон); Правил установления и использования полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования регионального значения, утвержденных постановлением Кабинета Министров РТ от 01.12.2008 г. № 841 (далее - Правила); Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 (далее - Основные положения). Съезды с указанной автомобильной дороги организованы без согласования с УГИБДД МВД по РТ и РГУ «БДД», что является нарушением п. 3.1 п. «г» Правил; п. 15 Основных положений. В соответствии с п. 3.1 п.п. «г» Правил одним из условий размещения объектов в пределах полос отвода и придорожных полос является наличие технических условий на строительство и эксплуатацию объектов в полосе отвода и придорожной полосе автомобильной дороги, выданных владельцу земельного участка при осуществлении строительства зданий, строений и сооружений, подъездов, съездов, примыканий, мест стоянки и остановки транспортных средств, установки информационных конструкций и указателей или владельцам инженерных коммуникаций при их прокладке или переустройстве. Согласно п. 11 п.п. «н» Положения «О ГИБДД МВД РФ», утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 г. № 711, ГИБДД МВД РФ уполномочено осуществлять согласование в установленном порядке проектов организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах. Согласно п. 15 Основных Положений должностные лица и иные лица в случаях, предусмотренных действующим законодательством, в установленном порядке согласовывают проекты организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах, оборудование дорог техническими средствами организации движения. Проекты организации дорожного движения в месте размещения данных съездов НГДУ ОАО «Татнефть» с УГИБДД МВД по РТ не согласованы. В месте размещения съездов не установлены соответствующие информационные, предупреждающие дорожные знаки согласно ГОСТ Р 52289-2044, что является нарушением п. 6 ст. 22 Федерального Закона и п. 15 Основных положений. В соответствии с п. 6 ст. 22 Федерального Закона при примыкании автодороги к другой автодороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены техническими средствами организации дорожного движения (дорожные знаки, дорожная разметка, остановочные пункты, освещение автодороги). Работниками РГУ «БДД» совместно с сотрудниками Управления ГИБДД МВД по РТ ранее при выявлении данных нарушений в адрес должностного лица НГДУ «Прикамнефть» было выдано требование РГУ «БДД» от 28.06.2010 г. «О предоставлении на согласование РГУ «БДД» документации на данные несанкционированные съезды» и предписание ГИБДД от 21.06.2010 г. «О необходимости согласования с органами ГИБДД, балансосодержателем автодороги и другими заинтересованными службами обустройство данных съездов». Предписание ГИБДД в установленный срок должностным лицом НГДУ «Прикамнефть» не выполнено, в связи с чем оно было привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ. Несмотря на принятые меры, указанные съезды продолжают функционировать с выявленными нарушениями, создавая угрозу безопасности дорожного движения. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», одним из принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности. Функционирование указанных объектов с выявленными нарушениями негативно сказывается на безопасности дорожного движения, в случае дорожно-транспортного происшествия может привести к причинению вреда жизни и здоровью значительного количества граждан. Автомобильные дороги общего пользования являются государственной собственностью, стратегическим государственным объектом. Их содержание в постоянной технической исправности и готовности к эксплуатации служит целям обеспечения единства экономического пространства, мобилизационной готовности и обороноспособности страны, экологической и общей безопасности населения, то есть призвано гарантировать общественно значимые публичные интересы. В данном случае ущемляются права и интересы неопределенного круга лиц, а также Российской Федерации. Прокурор просил понудить пользователя съездов с автомобильной дороги «М-7 «Волга» - Бизяки»- Сетяково» к нефтескважинам НГДУ «Прикамнефть» ОАО «Татнефть» привести обустройство съездов в соответствие с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения путем разработки проектов организации дорожного движения по размещению трех съездов с автомобильной дороги «М-7 «Волга» - Бизяки» - Сетяково» и согласования их с УГИБДД МВД по РТ и РГУ «БДД»; приведения данных съездов в соответствие с указанными проектами организации дорожного движения, согласованными с УГИБДД МВД по РТ и РГУ «БДД». В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил исковые требования и просил обязать ОАО «Татнефть им. В.Д. Шашина» привести обустройство съездов в соответствие с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения путем разработки проектов организации дорожного движения по размещению трех съездов с автомобильной дороги «М-7 «Волга» - Бизяки» - Марийское Текашево», расположенных на 0 км + 700 м (справа), 1 км + 800 м (слева), 1 км + 900 м (справа), и согласования их с УГИБДД МВД по РТ и РГУ «БДД»; приведения данных съездов в соответствие с указанными проектами организации дорожного движения, согласованными с УГИБДД МВД по РТ и РГУ «БДД». Представитель ответчика ОАО «Татнефть» В.С.Политова с иском согласна и суду пояснила, что действительно в настоящее время проводится работа по указанным требованиям прокурора, однако необходимо время для разработки, согласования и выполнения всех работ. Представитель третьего лица - Республиканского государственного учреждения «Безопасность дорожного движения» иск считает обоснованным. Представитель третьего лица - ГУ «Главтатдортранс» иск считает обоснованным. Представитель третьего лица - УГИБДД МВД по РТ иск считает обоснованным. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: В соответствии с п. 3.1 п.п. «г» Правил установления и использования полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования регионального значения, утвержденных постановлением Кабинета Министров РТ от 01.12.2008 г. № 841, одним из условий размещения объектов в пределах полос отвода и придорожных полос является наличие технических условий на строительство и эксплуатацию объектов в полосе отвода и придорожной полосе автомобильной дороги, выданных владельцу земельного участка при осуществлении строительства зданий, строений и сооружений, подъездов, съездов, примыканий, мест стоянки и остановки транспортных средств, установки информационных конструкций и указателей или владельцам инженерных коммуникаций при их прокладке или переустройстве. Согласно п. 11 п.п. «н» Положения «О ГИБДД МВД РФ», утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 г. № 711, ГИБДД МВД РФ уполномочено осуществлять согласование в установленном порядке проектов организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах. Согласно Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090, должностные лица и иные лица в случаях, предусмотренных действующим законодательством, в установленном порядке согласовывают проекты организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах, оборудование дорог техническими средствами организации движения. Согласно п. 6 ст. 22 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» при примыкании автодороги к другой автодороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены техническими средствами организации дорожного движения (дорожные знаки, дорожная разметка, остановочные пункты, освещение автодороги). Из материалов дела следует, что прокуратурой Менделеевского района РТ при проведении совместной проверки с сотрудниками Управления ГИБДД МВД по РТ и Республиканского государственного учреждения «Безопасность дорожного движения» (далее – РГУ БДД) соблюдения законодательства в сфере дорожной деятельности, в частности, установленного порядка использования полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования в полосе отвода и придорожной полосе автомобильной дороги регионального значения Республики Татарстан «М-7 «Волга» - Бизяки»- Мварийское Текашево («Подъезд к д. Сетяково», IV технической категории), проходящей по территории Менделеевского муниципального района Республики Татарстан, на 0 км + 700 м (справа), 1 км + 800 м (слева), 1 км + 900 м (справа) выявлены три несанкционированных съезда с автодороги, используемые НГДУ «Прикамнефть» ОАО «Татнефть» для доступа к нефтескважинам. Из акта проверки от 13.05.2011 года и актов обследования существующих инженерных коммуникаций следует, что съезды с указанной автомобильной дороги организованы без согласования с УГИБДД МВД по РТ и РГУ «БДД», проекты организации дорожного движения в месте размещения данных съездов НГДУ ОАО «Татнефть» с УГИБДД МВД по РТ не согласованы, в месте размещения съездов не установлены соответствующие информационные, предупреждающие дорожные знаки согласно ГОСТ Р 52289-2044. 28.06.2010 года главным государственным инспектором безопасности дорожного движения на имя должностного лица НГДУ «Прикамнефть» ОАО «Татнефть» выписано предписание о согласовании с УГИБДД МВД РТ и другими службами до 25.08.2010 года. Однако в установленный срок нарушение ответчиком не было устранено, в связи с чем должностное лицо НГДУ «Прикамнефть» ОАО «Татнефть» 18.10.2010 года мировым судьей привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ. Согласно свидетельству о внесении записи в ЕГРЮЛ от 18.07.2002 года наименование юридического лица - открытое акционерное общество «Татнефть» им. В.Д. Шашина. С учетом исследованных доказательств по делу, суд приходит к выводу о том, что ОАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина нарушается законодательство о безопасности дорожного движения. При таких обстоятельствах иск прокурора обоснован и подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», Правилами установления и использования полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования регионального значения, утвержденными постановлением Кабинета Министров РТ от 01.12.2008 г. № 841, Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090, ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск прокурора Менделеевского района РТ удовлетворить. Обязать ОАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина разработать проекты организации дорожного движения по размещению трех съездов с автомобильной дороги «М-7 «Волга» - Бизяки» - Марийское Текашево», расположенных на 0 км + 700 м (справа), 1 км + 800 м (слева), 1 км + 900 м (справа), и согласовать их с УГИБДД МВД по РТ и РГУ «БДД». Обязать ОАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина привести съезды с автомобильной дороги «М-7 «Волга» - Бизяки» - Марийское Текашево», расположенные на 0 км + 700 м (справа), 1 км + 800 м (слева), 1 км + 900 м (справа), в соответствие с проектами организации дорожного движения, согласованными с УГИБДД МВД по РТ и РГУ «БДД». Взыскать с ОАО «Татнефть им. В.Д. Шашина госпошлину в госдоход в размере 4000 руб. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 дней. Судья Менделеевского районного суда РТ Ахметшин Р.А.