Решение о признании бездействия по несоблюдению температурного режима незаконным



Дело Номер обезличенРЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3 июня 2010 года г. Мелеуз

Мелеузовский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Галиева В.А.,

при секретаре судебного заседания Бадриевой Р.Ш.,

с участием прокурора Вагина И.В.,

представителя истца Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ Ильмухаметовой Х.А.,

представителя ответчика МУБУ ОТ СОШ № 2 Назаргулова А.М.,

представителя соответчика администрации муниципального района Мелеузовский район РБ Дмитриевой Т.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мелеузовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учебно-воспитательному бюджетному учреждению открытого типа специальной общеобразовательной школы № 2 муниципального района Мелеузовский район РБ, администрации муниципального района Мелеузовский район РБ о признании бездействия по несоблюдению температурного режима в помещениях школы, не обеспечения кабинетов горячим и холодным водоснабжением незаконным,

у с т а н о в и л :

Мелеузовский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ, в обоснование которого указал, что в помещениях школы № 2, расположенной по адресу: ... не соблюдается температурный режим, а именно в кабинете автодело, токарной мастерской, библиотеке - 8 градусов Ц, в кабинете химии и башкирского языка - 14 градусов Ц, при норме 18-20 градусов по Цельсию. Кроме того, кабинеты начальных классов, физики, черчения, рисования, мастерские трудового обучения не обеспечены горячим и холодным водоснабжением. Несоблюдение температурного режима и отсутствия холодного и горячего водоснабжения в помещениях школы № 2 влечет за собой нарушение конституционных прав несовершеннолетних на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. В связи с этим просит признать незаконным бездействие школы № 2. Обязать ответчика и соответчика устранить указанные нарушения санитарного законодательства в сфере защиты прав потребителей.

Прокурор требования уточнил, просил признать незаконным бездействие школы № 2 и обязать его устранить выявленные нарушения санитарного законодательства путем проведения ремонтных работ, а именно провести центральное отопление, обеспечить горячим и холодным водоснабжением кабинеты начальных классов, физики, черчения, рисования, мастерские трудового обучения, заменить оконные блоки, заменить систему отопления.

В судебном заседании прокурор Вагин подержал уточненные требования и просил их удовлетворить.

Представитель истца Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ Ильмухаметова подержала доводы прокурора в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика СОШ № 2 Назаргулов пояснил, что здание школы построено в 1962 году и с тех пор не было проведено ни одного капитального ремонта отопительной системы здания из-за отсутствия финансовых средств. Была проведена ревизия отдельных частей отопительной системы за счет средств, выделяемых администрацией района и средств школы. Ежегодно администрацией школы указывалось на необходимость ремонта системы отопления и замены оконных блоков. Также в 2003 и 2007 году администрация школы обращалась с письменными заявлениями на имя начальника отдела образования, указывая на необходимость проведения вышеперечисленных работ для улучшения температурного режима школы в зимнее время. Центральное горячее водоснабжение в школе отсутствует. Школой были приобретены водонагревательные котлы в столовой и медпункте, в период зимнего времени принимаются меры по утеплению школы: укупорка и заклеивание окон, устранения причин охлаждения труб в отдельных местах, обращение с письмами в Мелеузовские тепловые сети.

Представитель соответчика администрации муниципального района Мелеузовский район РБ Дмитриева с требованиями искового заявления не согласилась, суду пояснила, что требования СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» приняты в 2002 году, здание школы построено в 1962 году, соответственно без учета указанных санитарных требований. Однако определенные меры ответчик и администрация муниципального района принимают. По обеспечению горячим водоснабжением школой приобретены и установлены водонагревательные котлы в столовой и в медпункте. На 2010 год запланировано: замена звеньев системы отопления и оконных блоков. То есть фактически ответчик и соответчик не бездействуют, с учетом возможностей бюджета и средств спец. Счета школы приводят температурный режим и наличии горячего водоснабжения к требованиям СанПин.

Выслушав объяснения сторон, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации охраняется здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.

Проверкой Управления Роспотребнадзора по РБ установлено, что в СОШ № 2 нарушаются санитарные правила п.п. 2.5.6. и 2..7.5 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»:

- не соблюдается температурный режим в помещениях: в кабинете автодело, токарной мастерской, библиотеке - 8 градусов по Ц, в кабинете химии и башкирского языка - 14 градусов по Ц;

- кабинеты начальных классов, физики, черчения, рисования, мастерские трудового обучения не обеспечены горячим и холодным водоснабжением;

В соответствии с п.2.5.6 СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» температура воздуха в зависимости от климатических условиях должна составлять в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях-18-20 градусов Ц.

На основании п.2.7.5 СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» холодным и горячим водоснабжением обеспечиваются производственные помещения пищеблока, душевые, умывальные, кабины гигиены девочек, помещения медицинского кабинета. Учебные помещения начальных классов, кабинеты физики, химии, черчения, рисования, мастерские трудового обучения должны быть обеспечены холодным и горячим водоснабжением.

В ходе судебного разбирательства пояснениями сторон было подтверждено, что центральное горячее водоснабжение в школе отсутствует.

Факт наличия выявленных нарушений санитарного законодательства ответчиками не опровергается.

В соответствии со ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания.

Судом установлено, что администрацией школы принимались меры, обращались с заявлениями о выделении денежных средств на проведение ремонта школы, соответствующие расходы ежегодно выключались в дефектные ведомости. Однако принимаемые меры по устранению имеющихся в школе санитарного законодательства не были достаточными, доказательств обратного ответчиком или соответчиком суду не представлено. Так, в качестве причин невозможности своевременного и полного устранения имеющихся нарушений ответчики указали на недостаточное финансирование ремонтных работ.

Вместе с тем согласно п.п. 1.4., 1.5. Устава МУБУ ОТ СОШ № 2 МР Мелеузовский район РБ, утвержденного главой администрации МР Мелеузовский район РБ, финансовое обеспечение деятельности которой осуществляется полностью или частично за счет средств бюджета муниципального района Мелеузовский район РБ на основе утвержденной сметы доходов и расходов, на основе государственных и местных нормативов в расчете на одного учащегося, установленным в бюджете на основании договора между Учреждением и Учредителем. Учреждение является юридическим лицом, находящимся в ведении МР Мелеузовский район РБ. Функции Учредителя учреждения осуществляет Администрация МР Мелеузовский район РБ. Здания, входящие в состав школы № 2, находятся в муниципальной собственности и закреплены за школой на праве оперативного управления л.д. 8-10).

Исходя из изложенного, с вопросом о принятии мер для устранения выявленных нарушений, в том числе и выделении денежных средств для этого, администрации школы надлежит обращаться к Учредителю - Администрации МР Мелеузовский район РБ.

Однако таких обращений в адрес Администрации МР Мелеузовский район РБ материалы дела не содержат.

Имеющиеся в деле письма в адрес начальника отдела образования администрации Мелеузовского района РБ от 7 мая 2003 года, 20 марта 2007 года, 27 июня 2007 года о выделении денежных средств на ремонт учреждения и обеспечение пожранной безопасности, нельзя расценивать как выполнение всех мер по устранению санитарных нарушений, поскольку отдел образования администрации МР Мелеузовский район РБ является самостоятельным юридическим лицом. Доказательств о том, что полномочия учредителя делегированы ему (отделу образования) ответчиками не представлено.

Довод представителя администрации школы о том, что устранение имеющихся в школе нарушений с учетом года постройки здания предполагают большие финансовые затраты, которые школа практически самостоятельно не может произвести, суд находит необоснованными, так как непринятие мер по достаточному финансированию, а также отсутствие материальных средств для проведения санитарных норм и правил не является достаточным основанием для освобождения ответчиков от исполнения требований санитарного законодательства.

Учитывая изложенное, суд находит исковое заявление Мелеузовского межрайонного прокурора о признании бездействия подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Иск Мелеузовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить полном объеме.

Признать бездействие Муниципального учебно-воспитательного бюджетного учреждения открытого типа специальной общеобразовательной школы № 2 муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан незаконным.

Обязать ответчика и соответчика устранить выявленные нарушения санитарного законодательства в сфере защиты прав потребителей путем проведения ремонтных работ, а именно провести центральное отопление, обеспечить горячим и холодным водоснабжением кабинеты начальных классов, физики, черчения, рисования, мастерские трудового обучения, заменить оконные блоки и систему отопления.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья В.А. Галиев