Решение по иску прокурора об устранении нарушения законодательства (Вступило в законную силу)



Дело № 2-853/10

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

г. Мелеуз 11 августа 2010 года

Мелеузовский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Никифорова В.Ф.,

прокурора Мансурова А.А.,

с участием главы администрации СП Аптраковский сельсовет Каримова А.Д.,

3-го лица представителя ГУ «Ветеринарная станция» Халитова А.М.,

при секретаре Кузнецовой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мелеузовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации СП Аптраковский сельсовет МР ... о признании бездействий незаконными и об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды

УСТАНОВИЛ:

Мелеузовский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным иском на том основании, что 14 мая 2010 года при проведении проверки исполнения законодательства об охране окружающей природной среды в ... был обнаружен бытовой мусор и остатки (кости) биологических отходов на территории Аптраковского сельсовета возле д. Аптраково, также имеется доступ до трупов животных диких плотоядных и птиц, что создает угрозу распространения инфекционных заболеваний и загрязнения окружающей среды.

В суде прокурор поддержал требования, изложенные в заявлении, а также пояснил, что эти нарушения причиняют вред окружающей природной среде и напрямую затрагивает интересы как России, так и интересы неопределенного круга лиц.

Представитель ответчика администрации СП Аптраковский сельсовет глава администрации Каримов А.Д. иск не признал, пояснив, что территорию от мусора они очистили, они приняли меры по уборке открытой территории, о проведенной проверке ему не сообщили.

Представитель ГУ «Ветеринарная станция» Халитов А.М. в суде показал, что скотомогильник не доделан в соответствии с правилами сбора и утилизации биологических отходов, что может послужить источником распространения инфекции.

Выслушав сторон, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 42 Конституции РФ каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду. Согласно ст.ст. 8, 18 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» также закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В силу п. 1 ст. 51 указанного закона отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды. Собственники объектов размещения отходов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 13 данного закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В соответствии с ст. 13 ЗК РФ собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления; ликвидации последствий захламления земель.

Согласно акта проверки скотомогильника Аптраковского сельсовета от 14.05.2010 года, проведенной вед. ветврачом ГУ «Мелеузовская райгорветстанции» в присутствии заведующего Аптраковским вет.участком, скотомогильник находится на сухом возвышенном участке земли, в траншее лежат трупы животных, люк на замок не закрыт, из яма нет вытяжной трубы, нет помещения для вскрытия трупов и хранения дикорастущих средств, въездные ворота сломаны, на территории лежит бытовой мусор, что создает угрозу распространения инфекционных заболеваний и загрязнение окружающей среды. Данные факты подтверждаются фототаблицами.

Как было установлено проверкой, администрация СП Аптраковский сельсовет МР ... на день проверки 14.05.2010 года не принимал эффективных мер по надлежащему содержанию собственной территории, своевременному вывозу мусора и твердых бытовых отходов, что наносит вред окружающей природной среде. В настоящее время, как пояснил глава администрации Каримов А.Д. недостатки в основном устранены.

Все эти нарушения причиняют вред окружающей природной среде и напрямую затрагивает интересы, как Российской Федерации, так и интересы неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению, необходимо обязать СП Аптраковский сельсовет очисть территорию от мусора.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать бездействия администрации сельского поселения Аптраковский сельсовет муниципального района ..., выразившиеся в допущении скопления бытового мусора и трупов животных возле ... на 14 мая 2010 года незаконным и обязать администрацию сельского поселения Аптраковский сельсовет муниципального района ... очистить территорию сельского совета от биологических отходов.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.

Решение изготовлено председательствующим на компьютере.

Копия верна:

Председательствующий: В.Ф. Никифоров

Решение вступило в законную силу «27» августа 2010 г.

Председательствующий: В.Ф. Никифоров

Секретарь суда: