Решение по иску Тамарского о защите чести и достоинства (частично изменено решением Верховного Суда от 28.10.10г.)



Дело № 2-964/10

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

г. Мелеуз 24 августа 2010 года

Мелеузовский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Лялиной В.Н.

при секретаре Кармаковой Т.Н.,

с участием сторон истца Тамарского А.И., ответчика Шарафисламова А.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тамарского ... к Шарафисламову ... о защите чести и достоинства и компенсации морального вреда

УСТАНОВИЛ:

Истец Тамарский А.И. обратился в суд с названным иском, указывая, что он является .... 12.05.2009 года определением Мелеузовского районного суда РБ ему было поручено проведение экспертизы по делу № 2-23/09, в исполнение которого он 07.07.2009 года проводил осмотр лестничного марша по адресу: .... В присутствии ФИО6 и ФИО5 Шарафисламов А.Р. оскорбил его нецензурными словами, тем самым унизил его честь и достоинство, а также опорочил его деловую репутацию. Данная нецензурная брань является прямым оскорблением его чести, достоинства и деловой репутации, так как умаляет достоинство его личности. Использование данных фраз является недозволительным, нарушает ст. 21 Конституции РФ. В силу ст. 23 Конституции РФ, ст.152 ГК РФ просит обязать просит обязать Шарафисламова А.Р. опровергнуть порочащие его честь и достоинство сведения, принести извинения в письменной форме путем направления письма с извинениями в его адрес, взыскать в счет компенсации морального вреда денежную сумму в размере 50 000 рублей.

02.08.2010 года от истца Тамарского А.И. поступило уточненное исковое заявление о защите чести и достоинства, в котором истец указывает, что при проведении осмотра лестничного марша по адресу: ... в присутствии ФИО6 и ФИО5, Шарафисламов А.Р. оскорбил его нецензурными словами, тем самым унизил его честь и достоинство. В нарушение ст.21 Конституции РФ использование подобных фраз оскорбляет человека, умаляет достоинство личности, противоречит установленным правилам поведения и общечеловеческой морали. Данная нецензурная брань явилась прямым оскорблением его чести и достоинства. Категории «честь» и «достоинство» отражают моральную ценность его личности, представляют собой общественную и индивидуальную оценку его нравственных качеств и поступков как человека. В силу ст.23 Конституции РФ, ст. 152 ГК РФ просит обязать Шарафисламова А.Р. опровергнуть порочащие его честь и достоинство сведения, принести извинения в письменной форме путем направления письма с извинениями в его адрес, с текстом следующего содержания: «..., приношу Вас свои извинения за распространение сведения в Ваш адрес, выраженных в нецензурной форме. Впредь такого не повториться», взыскать в счет компенсации морального вреда денежную сумму в размере 50 000 рублей.

В ходе судебного заседания истец Тамарский А.И. поддержал свои исковые требования, пояснил, что во время судебно-строительной экспертизы на его просьбу о предоставлении ему необходимой для проведения экспертизы документации, обращенную к ответчику Шарафисламову А.Р., последний высказался в его адрес нецензурной бранью. Данное высказывание Шарафисламовым А.Р. было сделано в грубой форме, публично, при исполнении им своих служебных обязанностей и затронуло его частную жизнь. После чего он хотел прекратить проведение экспертизы, однако этого не сделал, так как являлся экспертом, назначенным судом. В своей нецензурной бранью ответчик высказал суждение о совершении действий с упоминанием его матери и вступлением с ней в половую связь, которые не имели место в действительности, что и должен опровергнуть ответчик. Ответчик высказал нецензурную брань именно в его адрес, поскольку они с Шарафисламовым А.Р. стояли в полуметре друг от друга, и Шарафисламов А.Р. в момент произнесения нецензурной брани смотрел на него, ФИО5 же стояли ниже на лестнице и все слышали.

Ответчик Шарифисламов А.Р. исковые требования истца не признал, пояснил, что прибыв для проведения экспертизы, эксперт Тамарский А.И. не предъявив своих документов, стал требовать от него документы для проведения экспертизы, чего делать был не должен. Он в свою очередь попросил его отвечать на поставленные судом вопросы. Тамарский А.И. ответил, чтобы он не вмешивался и что сделает всё, чтобы экспертиза была не в его пользу. В ответ на это высказывание он выразился в адрес истца нецензурной бранью. Действительно, высказанные им нецензурные слова имели место, однако они не относились ни к Тамарскому А.И., ни к его матери, а являлись лишь фразеологическим оборотом. Высказанное им оскорбление носило общий характер, а не было направлено в адрес истца либо его матери. Готов извиниться в устной форме, компенсировать моральный вред не согласен, считает сумму завышенной.

Определением Мелеузовского районного суда РБ от 12.05.2009 года суда, проведение судебной строительно-технической экспертизы поручено эксперту ООО «Центр Независимых Экспертиз» Тамарскому А.И. л.д.6).

В акте осмотра ООО «Центр Независимых Экспертиз» от 07.07.2009 года имеется указание о том, что при проведении осмотра 07.07.2009 года в 10 час. 00 мин. эксперт Тамарский А.И. в присутствии ФИО6 и ФИО5 был оскорблен Шарафисламовым А.Р. нецензурными словами. В подтверждение указанного факта присутствующие лица ФИО6 и ФИО5 поставили свои подписи л.д.5).

В силу ст.21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

Согласно ст.23 Конституции РФ каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени.

В судебном заседании установлено объяснениями сторон и показаниями свидетелей ФИО6 и ФИО5 что 7 июля 2010 года в присутствии свидетелей ответчик высказался в адрес истца нецензурной бранью.

В соответствии со статьей 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьей 29 Конституции Российской Федерации, гарантирующими каждому право на свободу мысли и слова, а также на свободу массовой информации, позицией Европейского Суда по правам человека при рассмотрении дел о защите чести, достоинства и деловой репутации судам следует различать имеющие место утверждения о фактах, соответствие действительности которых можно проверить, и оценочные суждения, мнения, убеждения, которые не являются предметом судебной защиты в порядке статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку, являясь выражением субъективного мнения и взглядов ответчика, не могут быть проверены на предмет соответствия их действительности.

Если субъективное мнение было высказано в оскорбительной форме, унижающей честь, достоинство или деловую репутацию истца, на ответчика может быть возложена обязанность компенсации морального вреда, причиненного истцу оскорблением (статья 130 Уголовного кодекса Российской Федерации, статьи 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из смысла вышеприведенного п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 года следует, что если честь и достоинство были унижены высказываниями в оскорбительной форме, которые невозможно проверить на их соответствие действительности, то их невозможно опровергнуть по правилам ст. 152 ГК РФ. Поэтому в исковых требованиях Тамарского А.И. об опровержении порочащих честь и достоинство сведений, выраженных в нецензурной форме, следует отказать за необоснованностью.

Высказываниями в нецензурной форме ответчик унизил честь и достоинство истца, причинил моральный вред. Исковые требования Тамарского А.И. о компенсации морального вреда подлежат частичному удовлетворению в размере 10000 рублей. При этом суд исходит из требований разумности и справедливости, предусмотренных ст.1101 ГК РФ.

Из смысла ст. 152 ГК РФ следует, что извинение должно быть произведено тем же способом, которым были высказаны унижающие честь и достоинство сведения. Суд не вправе обязать ответчика принести извинения в письменной форме. Следует обязать ответчика принести устные извинения в присутствии ФИО6 и Э.М.

Руководствуясь ст. ст. н194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске Тамарскому ... к Шарафисламову ... об опровержении порочащих честь и достоинство сведений, выраженных в нецензурной форме отказать за необоснованностью.

В иске Тамарскому ... к Шарафисламову ... о возложении обязанности принести извинения в письменной форме отказать. Обязать ответчика принести устные извинения в присутствии ФИО6 и ФИО5

Исковые требования Тамарского ... о компенсации морального вреда удовлетворить частично, взыскать в его пользу с Шарафисламова ... компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Резолютивная часть решения изготовлена на компьютере в совещательной комнате председательствующим.

Председательствующий В.Н. Лялина