Дело № 2-105/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15 февраля 2011 года город Мелеуз Мелеузовский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Абдуллина Р.Р., при секретаре судебного заседания Полуэктовой Е.С., с участием истицы Клысбаевой Р.Б., её представителя Якуповой Л.Т., представителя ответчика - администрации муниципального района Мелеузовский район - Дмитриевой Т.Д. рассмотрев в открытом в судебном заседании гражданское дело по иску Клысбаевой ... к Администрации муниципального района Мелеузовского района Республики Башкортостан (далее по тексту Администрация) о признании незаконным решения об отказе во включении в заявку на предоставление субсидии молодым семьям при рождении детей, у с т а н о в и л : Истица обратилась в суд с указанным исковым заявлением, мотивируя его тем, что с <дата обезличена> состоит в браке с ФИО3 От совместного брака имеют троих детей. 23 сентября 2008 года она обратилась в Администрацию с заявлением о признании их семью нуждающейся в улучшении жилищных условий (к тому моменту у них было двое детей). <дата обезличена> решением общественной комиссии по жилищным вопросам Администрации согласно протоколу <№> их семья в составе 4 человек была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. <дата обезличена> она обратилась в Администрацию с заявлением о включении её семью в составе мужа, сына и двух дочерей в списки участников Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2003-2010 годы (далее по тексту Республиканская программа). В этот же день ею в Администрацию предоставлены все необходимые для участия в программе документы. <дата обезличена> решением комиссии по реализации Республиканской программы при Администрации её семья была признана участницей Республиканской программы господдержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. <дата обезличена> у них родилась третий ребенок - дочь ФИО3 В целях улучшения жилищных условий и приобретения жилья - квартиры по адресу: <адрес обезличен> они заключили с АКБ «Сберегательный банк РФ (ОАО)» кредитный договор <№> от <дата обезличена> на сумму 400000 рублей. <дата обезличена> при помощи жилищного кредита они купили квартиру по указанному адресу. <дата обезличена> она обратилась в Администрацию с заявлением о предоставлении субсидии на списание части задолженности по жилищному кредиту по договору <№> от <дата обезличена> по вышеуказанному адресу в связи с рождением третьего ребенка ФИО3 <дата обезличена>. <дата обезличена> письмом <№> Администрация сообщила, что <дата обезличена> комиссия по реализации Республиканской программы при Администрации отказала во включении её семью в заявку на предоставление субсидии молодым семьям при рождении (усыновлении) детей. Причиной отказа Администрация указала, что кредитный договор заключен после рождения ребенка. Истец просит признать решение Администрации незаконным и обязать Администрацию включить их семью в заявку на предоставление субсидий молодым семьям при рождении ребенка. старости. старости. .2010 года Управления Пенсионного фонда РФ в Мелеузовском районе и г. В судебном заседании истица Клысбаева Р.Б. и её представитель Якупова Л.Т. в силу ст. 39 ГПК РФ уточнили исковые требования, просили: признать её право и право её семьи на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья в рамках реализации Республиканской программы, в связи с рождением третьего ребенка; признать незаконным решение Администрации об отказе во включении её семью в заявку на предоставление субсидии молодым семьям при рождении (усыновлении) детей в рамках реализации Республиканской программы; обязать Администрацию включить её семью в заявку на предоставление субсидии молодым семьям при рождении (усыновлении) детей в рамках реализации Республиканской программы, в связи с рождением третьего ребенка. Представитель ответчика - администрации муниципального района Мелеузовский район РБ - Дмитриева Т.Д. иск не признала, в удовлетворении иска просила отказать, мотивируя его тем, что молодая семья Клысбаевых состоит в списках участников Республиканской программы на погашение основной суммы долга по ипотечным жилищным кредитам, семья Клысбаевых с данной очереди не исключалась. Но истцы просят включить их еще и в другую очередь участников Республиканской программы, которые получают субсидии при рождении детей. Однако в данную очередь истцы не могут быть включены, поскольку при рождении ребенка они не имели часть непогашенного кредита, поскольку кредитный договор истцами не был еще заключен. Представитель третьего лица - Министерства молодежной политики, спорта и туризма Республики Башкортостан - в судебное заседание не явился, направило в суд возражения, согласно которым Министерство молодежной политики просит отказать в удовлетворении иска Клысбаевых в связи с тем, что согласно п. 7 Закона РБ «О государственной поддержке молодых семей» от 24.07.2002 года № 350-з и п. 6.1 Республиканской программы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 25.03.2003 года № 80, улучшение жилищных условий молодых семей в рамках Программы предполагается осуществлять путем предоставления одной из форм государственной поддержки. В связи с тем, что на момент рождения ребенка (<дата обезличена>) у семьи ФИО3 отсутствовал остаток невыплаченной стоимости приобретенного жилья или части непогашенного кредита, предоставление данной формы субсидии - при рождении ребенка - в рамках Республиканской программы из бюджета РБ не представляется возможным. Исследовав письменные материалы дела, выслушав сторон, их представителей, свидетелей, оценив в совокупности все собранные и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к следующему выводу. Постановлением Правительства РБ от 25.03.2003 N 80 «О Республиканской программе государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2003 - 2010 годы» утверждена Республиканская программа государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2003-2010 годы. Согласно пункту 6.2. Республиканской программы источниками государственной финансовой помощи являются средства федерального, республиканского и местных бюджетов. В силу пункта 6.3. Республиканской программы государственным заказчиком Программы является Государственный комитет Республики Башкортостан по молодежной политике, который: осуществляет выработку единой государственной молодежной жилищной политики, общую координацию работ, формирует нормативно-правовую базу, совместно с Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан и Министерством экономического развития Республики Башкортостан обеспечивает источники финансирования Программы; определяет уполномоченные структуры, занимающиеся строительством и реализацией жилья для молодых семей, по каждому виду государственной поддержки и финансовой помощи на период реализации программы или на текущий год. В соответствии с пунктом 6.5. Республиканской программы, субсидии предоставляются молодым семьям, заключившим договор долевого участия в строительстве (приобретении) жилья или кредитный (ипотечный) договор через уполномоченные структуры и банки и имеющим остаток невыплаченной стоимости строящегося или приобретенного жилья либо непогашенного кредита (займа) на строительство (приобретение) жилья, в случае рождения (усыновления) детей. Предоставление безвозмездных жилищных социальных выплат молодым семьям при рождении (усыновлении) детей за счет средств бюджета Республики Башкортостан осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 07 октября 2003 года N 249 «О порядке предоставления субсидий участникам Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2003 - 2010 годы при рождении (усыновлении) детей». Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 7 октября 2003 г. N 249 «О порядке предоставления субсидий участникам республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2003-2010 годы при рождении (усыновлении) детей» утвержден Порядок предоставления субсидий молодым семьям. В силу пункта 3.1. утвержденного Порядка субсидии предоставляются молодым семьям, имеющим остаток невыплаченной стоимости строящегося или приобретенного жилья либо непогашенного кредита (займа) на строительство (приобретение) жилья. Пункт 3.3. устанавливает, что субсидия предоставляется на списание части задолженности молодой семье по указанным договорам в объеме стоимости общей площади жилья в случае рождения детей. В силу п. 3.6. молодая семья при рождении (усыновлении) ребенка для получения субсидии предоставляет в администрацию района (города): -заявление; -копию свидетельства о рождении ребенка либо документ, удостоверяющий факт усыновления ребенка; -копию договора об улучшении жилищных условий и справку об остатке задолженности; -копию паспортов; -копию свидетельства о браке. Согласно свидетельству о заключении брака серии I-АР <№> от <дата обезличена> истица зарегистрировала брак с ФИО3 и взяла фамилию супруга (л.д. 10). От совместного брака Клысбаевы имеют трех детей - сына ФИО3, <дата обезличена> года рождения, дочь ФИО3, <дата обезличена> года рождения, дочь ФИО3, <дата обезличена> года рождения (л.д. 12,13,14). В 2008 году семья Клысбаевых признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в списки участников Республиканской программы (л.д. 15). Данное обстоятельство подтверждается сторонами, сторонами не оспаривается. <дата обезличена> истцом заключен Кредитный договор на приобретение трехкомнатной квартиры по адресу: <адрес обезличен> (л.д. 29). Установлено, что <дата обезличена> письмом <№> Администрация сообщила ФИО3 о том, что <дата обезличена> комиссия по реализации Республиканской программы Государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2003-2010 годы и отбору молодых семей при Администрации отказала во включении её семьи в заявку на предоставление субсидии молодым семьям при рождении (усыновлении) детей, мотивируя тем, что кредитный договор (<дата обезличена>) заключен после рождения ребенка (<дата обезличена>), что субсидия предоставляется молодой семье, улучшившей жилищные условия (заключившим договор) и у которых после этого родился ребенок. Семья Клысбаевых продолжает оставаться участником Республиканской программы и находится в списке для списания части задолженности по кредитному договору на приобретение жилья. Данное обстоятельство также подтверждается сторонами, сторонами не оспаривается. Учитывая, что на момент рождения третьего ребенка у семьи Клысбаевых отсутствовал остаток невыплаченной стоимости приобретенного жилья либо непогашенного кредита на приобретение жилья, поскольку семья истца заключила договор ипотеки только после рождения третьего ребенка, суд считает, что семья истицы не имеет право на получение такой формы государственной поддержки как субсидия при рождении детей. Данный вывод суда основан на анализе Постановлений Правительства Республики Башкортостан N 80 от 25.03.2003 года и N 249 от 07 октября 2003 г. Так, согласно п. 6.1. Постановления Правительства РБ N 80 от 25.03.2003 года, улучшение жилищных условий молодых семей в рамках Программы предполагается осуществлять путем предоставления одной из форм государственной поддержки и финансовой помощи: субсидия (социальная выплата) на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам; долгосрочный ипотечный кредит на жилищное строительство, долевое участие в жилищном строительстве, приобретении жилья; субсидия молодым семьям, имеющим остаток невыплаченной стоимости строящегося или приобретенного жилья или части непогашенного кредита (займа), в случае рождения (усыновления) ребенка (детей); долгосрочный кредит на индивидуальное жилищное строительство; иные формы государственной поддержки. То есть, молодая семья Клысбаевых вправе воспользоваться одной из форм государственной поддержки. Как пояснила в суде представитель администрации МР Мелеузовского района, семья Клысбаевых продолжает оставаться участником Республиканской программы и находится в списке на получение субсидии на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечному жилищному кредиту, предусмотренной абз. 2 п. 6.1 Постановления <№>. Из данной очереди истицу никто не исключал. Правом на получение субсидии, предусмотренной абз. 2 п. 6.1 Постановления № 80, истица не может воспользоваться, поскольку данная субсидия предоставляется молодым семьям при рождении ребенка, которые уже улучшили свои жилищные условия, заключили кредитный договор и имеет остаток непогашенного кредита. По мнению суда, иное толкование привело бы к тому, что субсидии, указанные в п. 6.1 Постановления № 80 от 25.03.2003 года, были бы аналогичны друг другу, и субсидия при рождении ребенка не была бы выделена как отдельная форма государственной поддержки. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л : В удовлетворении исковых требований Клысбаевой ... к Администрации муниципального района Мелеузовского района Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе во включении в заявку на предоставление субсидии молодым семьям при рождении детей, отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме. Председательствующий Р.Р. Абдуллин