Решение № 2-635/2011 по иску прокурора к ООО `Брик`



Дело № 2-635/2011

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

г. Мелеуз          10 июня 2011 г.

Мелеузовский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Абубакировой Р.Р.,

при секретаре Сусловой Л.В.,

с участием помощника Мелеузовского межрайонного прокурора Хизбуллина Д.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. Мелеузовского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Брик» о признании незаконной и запрете деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования,

УСТАНОВИЛ:

И.о. Мелеузовского межрайонного прокурора обратился в суд с указанным иском, обосновав его тем, что в ходе проверки соблюдения законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр установлено, что в помещении, расположенном по адресу: <адрес обезличен>, ООО «БРИК» в лице директора ФИО1, организована и проводится игровая деятельность в форме азартных игр, которая осуществляется под прикрытием стимулирующей лотереи. Так, в вышеуказанном помещении установлен 21 лотерейный автомат. Данные автоматы представляют собой электронные устройства в виде монитора, с расположенными под ним кнопками. На экранах данных мониторов изображены различные игры, в том числе и карточные. При внесении денежной суммы, оператор лотерейного клуба, на одном из 21 установленных в зале лотерейных автоматов активирует игру. При этом оператором с помощью магнитного ключа в лотерейный автомат вносится сумма баллов, равная денежной сумме. Данная сумма баллов, в зависимости от расклада игры может меняться в сторону уменьшения или сторону увеличения. В случае, если сумма баллов будет больше первоначальной, игрок может получить выигрыш в денежном выражении, равном сумме баллов на экране лотерейного аппарата. В случае проигрыша, игра прекращается, внесенные денежные средства остаются в кассе ООО «БРИК». Согласно п. 1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры. В данном случае между посетителем и ООО «БРИК» в процессе передачи денежных средств достигается устное соглашение о выигрыше по установленным правилам. Данное соглашение основано на риске, поскольку в случае проигрыша игрок теряет всю сумму внесенных денег, и продолжить игру может только после внесения дополнительных средств кассиру заведения. Таким образом, организация и проведение азартных игр ООО «БРИК» осуществляется под прикрытием проведения стимулирующей лотереи. Указанная деятельность заведения не является лотерейной, поскольку противоречит правовой основе государственного регулирования отношений в области организации и проведения лотерей. В соответствии с условиями данная лотерея по способу проведения является бестиражной. В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. № 138-ФЗ «О лотереях» бестиражная лотерея - лотерея, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются на стадии их изготовления, то есть до распространения среди участников лотереи. При проведении бестиражной лотереи участник такой лотереи может непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета определить, является его лотерейный билет выигрышным или нет. Проведенной проверкой установлено, что в ООО «БРИК» лотерейные билеты вообще отсутствуют. Согласно ч. 8 ст. 3 Федерального закона «О лотереях» проведение стимулирующих лотерей с помощью механических, электрических, электронных или иных технических устройств, используемых для определения выигрышей, призов и (или) подарков, в том числе в денежных и натуральных показателях, запрещено. Кроме того, п. 5 ст. 12.1 данного Федерального закона установлено, что не допускается использование лотерейного оборудования при проведении стимулирующих лотерей. Таким образом, использование ООО «БРИК» лотерейных аппаратов, при проведении стимулирующей лотереи противоречит вышеуказанным требованиям. Из ч. 2 ст. 20 Федерального закона «О лотереях» следует, что участник лотереи вправе требовать от организатора лотереи: получения информации о лотерее в соответствии с условиями лотереи; выплаты, передачи или предоставления выигрыша на основании лотерейного билета, признанного выигравшим в соответствии с условиями лотереи; получения денежного эквивалента выигрыша вместо выигрыша в натуре (за исключением стимулирующей лотереи). Следовательно, в соответствии с законом, участник стимулирующей лотереи не имеет права на получение денежного эквивалента выигрыша вместо выигрыша в натуре. Таким образом, действия ООО «БРИК» по обмену розыгрышных очков на денежный эквивалент противоречат требованиям законодательства о лотереях. На основании изложенного, ООО «БРИК» под видом осуществления стимулирующей лотереи фактически организует и проводит азартные игры, так как для участия в игре участник вносит денежные средства, в соответствии с размером которых оператор на лотерейное оборудование ставит начальное количество призовых очков. В данном случае действия игрока по внесению денежных средств и действия оператора игорного заведения по информированию игрока о предстоящем переносе стоимости покупки на лотерейное оборудование в виде призовых очков, правилах игры и возможном получении выигрыша необходимо расценивать как достигнутое между участниками азартной игры и ее организатором соглашение, основанное на риске о выигрыше по правилам, установленным организатором азартной игры. Согласно ст. 4 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» ставка - денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры или другому участнику азартной игры и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными организатором азартной игры. Участие в игре возможно только после оплаты администратору определенной суммы денег, которая в виде очков зачисляется на игровой аппарат, что является скрытой формой игровой ставки. Таким образом, деятельность, осуществляемая ООО «БРИК» по адресу: <адрес обезличен> подпадает под понятие азартной игры. Согласно ст. 3 вышеуказанного Федерального закона государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем: установления порядка осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и соответствующих ограничений, обязательных требований к организаторам азартных игр, игорным заведениям, посетителям игорных заведений, игорных зон; выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, - игорных зон; выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах; выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах; выявления, запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр. В ст. 5 данного Федерального закона указано, что деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Статьей 9 этого же Федерального закона предусмотрено создание игорных зон на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайский край; Приморский край; Калининградская область; Краснодарский край и Ростовская область. В силу ч. 7 ст. 16 вышеназванного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять до 1 июля 2007 г. решение о запрете начиная с 1 июля 2007 г. на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений). Законом Республики Башкортостан от 28 июня 2007 г. № 437-з «О запрете на территории Республики Башкортостан деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов» на территории Республики Башкортостан с 1 января 2008 г. деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов запрещена. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выявления, запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Деятельность ответчика по организации и проведению азартных под прикрытием стимулирующей лотереи игр нарушает права и свободы жителей г. Мелеуза. Категория людей, зависимых от азартных игр, будет проигрывать денежные средства, а затем искать способы добывания денег любыми путями, в том числе и незаконным, с целью дальнейшего их растрачивания в игорных заведениях. Услугами данного игорного заведения могут воспользоваться также несовершеннолетние, что пагубно сказывается на образе их жизни, принося существенный вред моральному облику подрастающего поколения. Просил признать незаконной и запретить деятельность ООО «Брик», осуществляемую по адресу: <адрес обезличен> по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования.

В судебном заседании помощник Мелеузовского межрайонного прокурора Хизбуллин Д.Ф. поддержал доводы искового заявления и исковые требования.

Представитель ответчика ООО «Брик» в судебное заседание не явился. Судебное извещение ответчику не доставлено в связи с отсутствием адресата.

Из решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 38 по РБ от 28 января 2011 г. № 86 следует, что в отношении ООО «Брик» принято решение о предстоящем исключении из единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления. Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 09 июня 2011 г. № 872 ООО «Брик» исключено из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа как фактически прекратившее деятельность на основании ст. 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ.

При указанных обстоятельствах, учитывая истечение трехмесячного срока, установленного п. ч ст. 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», и в силу абз. 7 ст. 220 ГПК РФ суд находит производство по делу подлежащим прекращению.

Руководствуясь ст.224, 225 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Производство по гражданскому делу по иску и.о. Мелеузовского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Брик» о признании незаконной и запрете деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования по адресу: <адрес обезличен> прекратить.

Разъяснить сторонам, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

На определение может быть подана частная жалоба в течение 10 дней в Верховный Суд РБ через Мелеузовский районный суд РБ.

Председательствующий судья:      Р.Р. Абубакирова.

...

...