решение по г/д № 2-49/11 по иску Черникова Е.В.



Дело № 2-49/11

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации.

г. Мелеуз                                                                                       10 июня 2011 года.                                                                                                    

Мелеузовский районный суд Республики Башкортостан в составе

председательствующего Хакимова А.Р.

при секретаре Полуэктовой Е.С.

с участием истца Черникова Е.В.

представителя Мелеузовского филиала № 27 ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по РБ» и ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по РБ» Хабировой Д.Д.

представителя ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес обезличен> и <адрес обезличен> Валеевой Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черникова к Мелеузовскому филиалу № 27 ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по РБ» о взыскании невыплаченной пенсии по инвалидности,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с указанным иском, мотивируя его следующим.

26 мая 2008 года Мелеузовский филиал № 27 ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по РБ» не признал его инвалидом.

25 июня 2008 года ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по РБ» г. Уфы оставило решение Мелеузовского филиала в силе.

В 2009 году в него ухудшилось состояние здоровья. Но при повторном освидетельствовании в Мелеузовском филиале № 27 и в ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по РБ» г. Уфы ему вновь не установили инвалидность.

Тогда он обжаловал данные решения в Федеральное Бюро МСЭ в г. Москва, где данные решения отменили и ему установили инвалидность 3-й группы с 16 декабря 2009 года.

Истец просит взыскать неполученную пенсию за период с 26 мая 2008 года по 23 марта 2010 года в размере 42 497,69 рублей, признав его инвалидом за данный период, взыскать расходы на проезды в г. Москва в размере 3902 рубля, компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей, расходы на услуги представителя в размере 5000 рублей.

В судебном заседании истец поддержал свои требования, просит взыскать указанные в иске суммы с Мелеузовского филиала ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по РБ».

Истец дополнил свои требования - просит взыскать с Мелеузовского филиала ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по РБ» неполученную социальную пенсию за период с 1 января 2010 года по 31 марта 2010 года в размере 7510,65 рублей, всего неполученной пенсии - 50 008 руб.

Представитель Мелеузовского филиала № 27 ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по РБ» и ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по РБ» иск не признала и показала, что болезнь у человека носит латентный характер, т.е. может ухудшаться либо улучшаться. При освидетельствовании истца филиалом и Главным бюро не было оснований для установления инвалидности. Заключением медико-социальной экспертизы установлено, что оснований для установления Черникову инвалидности в оспариваемый период не имелось, поэтому просит в иске отказать.

Представитель Управления Пенсионного фонда по РБ показала, что социальная пенсия по инвалидности назначается только при установлении инвалидности. Оснований для установления данной пенсии в оспариваемый истцом период у Пенсионного фонда не имелось. Кроме того, Пенсионный фонд по своей инициативе выплатил истцу пенсию за период с 1 января 2010 года по 31 марта 2010 года. Считает исковые требования Черникова не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 03.05.2011) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) назначается гражданам, указанным в подпункте 8 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, т.е. нетрудоспособным гражданам.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства.

В силу статьи 12 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 09.12.2010) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты.

В суде установлены следующие юридически значимые обстоятельства:

Истцу Черникову Е.В., 26 мая 1990 года рождения, была назначена и выплачивалась пенсия, как ребенку-инвалиду по достижении им совершеннолетия - по 26 мая 2008 года.

Из справки МСЭ от 30.08.2007 года видно, что Черникову 30.08.2007 года была повторно установлена инвалидность до 27 мая 2008 года и определена дата очередного освидетельствования - 27 мая 2008 года.

В силу действующего законодательства, после достижения лицами, относящимися к категории "ребенок-инвалид", восемнадцатилетнего возраста им проводится переосвидетельствование.

Из акта освидетельствования от 26 мая 2008 года следует, что Мелеузовский филиал № 27 ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по РБ» не установил Черникову группу инвалидности.

25 июня 2008 года ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по РБ» подтвердило решение Мелеузовского филиала об отсутствии оснований для установления Черникову инвалидности.

16.12.2009 года в Мелеузовском филиале ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по РБ» по заявлению Черникова вновь было проведено освидетельствование и не установлена группа инвалидности Черникову.

Данное решение Мелеузовского филиала подтвердило ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по РБ».

Однако, решением ФГУ «Федерального бюро медико-социальной экспертизы» от 03.03.2010 года Черникову установлена 3 группа инвалидности без ограничения способности к трудовой деятельности с 16.12.2009 года.

1 апреля 2010 года Черников обратился в Управление Пенсионного фонда в <адрес обезличен> и <адрес обезличен> с заявлением о назначении пенсии по инвалидности ему была назначена социальная пенсия с 1 апреля 2010 года.

С 1 января 2010 года по 31 марта 2010 года Пенсионным фондом Черникову выплачена трудовая пенсия по инвалидности в размере 3951,84 рублей.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами, не оспариваются сторонами.

Истец просит взыскать недополученную социальную пенсию за период с 26 мая 2008 года по 31 марта 2010 года.

В силу Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 30.12.2009) "О порядке и условиях признания лица инвалидом", признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (главные бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (бюро), являющимися филиалами главных бюро.

Заключением медико-социальной экспертизы, проведенной ФГУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» установлено, что в соответствии с имевшимися у Черникова заболеваниями оснований для установления ему группы инвалидности за период с 26.06.2008 года по 16.12.2009 год не выявлено, т.к. в указанный период у истца имелось нарушение здоровья со стойкими незначительными нарушениями функций организма, не приводящими к ограничению основных категорий жизнедеятельности.

Таким образом, оснований для признания Черникова инвалидом за период с 26.05.2008 года по 16.12.2009 год и взыскания за данный период в пользу Черникова социальной пенсии по инвалидности у суда не имеется.

Требования Черникова о взыскании социальной пенсии по инвалидности с 16 декабря 2009 года по 1 апреля 2010 года не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» устанавливает основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.

Сроки назначения пенсии по государственному пенсионному обеспечению регулируются п. 1 ст.23 настоящего Закона, в соответствии с которым пенсия по государственному пенсионному обеспечению независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.

В суде установлено, что Черников с заявлением о назначении пенсии обратился 1 апреля 2010 года, что подтверждается материалами пенсионного дела и истцом Черниковым.

Таким образом, предусмотренных законом оснований для назначения Черникову социальной пенсии по инвалидности с 16 декабря 2009 года не имеется.

В соответствии с п.5 ст. 21 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» в случаях пропуска лицом срока переосвидетельствования по уважительной причине, определяемой органом Государственной службы медико-социальной экспертизы, и установления указанным органом инвалидности с ограничением способности к трудовой деятельности 3, 2 или 1 степени за прошлое время, выплата трудовой пенсии по инвалидности возобновляется со дня, с которого соответствующее лицо вновь признано инвалидом, независимо от срока, прошедшего после приостановления выплаты трудовой пенсии.

Черников обратился в Пенсионный фонд с заявлением о выплате ему трудовой пенсии по инвалидности за прошлый период.

Пенсионным фондом выплачена Черникову трудовая пенсия по инвалидности в размере 3951,84 рублей с 1 января 2010 года по 31 марта 2010 года.

За период с 16 декабря по 31 декабря 2009 года требования Черникова о выплате трудовой пенсии по инвалидности пенсии Пенсионным фондом обосновано не удовлетворены, поскольку с 16 декабря 2009 года Черникову установлена третья группа инвалидности с отсутствием степени ограничения трудоспособности, а в силу ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ (в редакции от 18.07.2009 года) "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" право на социальную пенсию имеют инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени. Данное положение статьи 11 действовало до 1 января 2010 года и изменено Федеральным законом № 213 от 24.07.2009 года.

Поэтому, с 1 января 2010 года по желанию и заявлению самого Черникова ему выплачена трудовая пенсия по инвалидности до 1 апреля 2010 года. С 1 апреля 2010 года Черникову выплачивается по его заявлению социальная пенсия по инвалидности.

Кроме того, исковые требования Черникова о взыскании неполученной пенсии не подлежат удовлетворению, поскольку предъявлены к ненадлежащему ответчику - Мелеузовскому филиалу № 27 ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по РБ», который (филиал) в соответствии с Уставом ФГУ «Главного бюро СМЭ по РБ» является структурным подразделением и не является юридическим лицом.

В суде Черников настаивал о взыскании неполученной пенсии с Мелеузовского филиала Главного бюро СМЭ.

Требования Черникова о компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению в силу ст.ст. 151, 1099 ч.2 ГК РФ, поскольку требования Черникова о выплате пенсии являются требованиями имущественного характера, за нарушение которых законом не предусмотрена компенсация морального вреда.

Кроме того, компенсацию морального вреда истец просит взыскать с ненадлежащего ответчика - с Мелеузовского филиала Главное бюро МСЭ.

Требования Черникова о взыскании с Мелеузовского филиала № 27 расходов на проезд в г. Москва в Федеральное бюро СМЭ в размере 3902,2 рублей также не подлежат удовлетворению, поскольку истец просит взыскать расходы на проезд с ненадлежащего ответчика - Мелеузовского филиала ФГУ «Главное бюро МСЭ по РБ».

Учитывая, что суд отказывает Черникову в удовлетворении исковых требований в полном объеме, в силу ст. 100 ч.1 ГПК РФ оснований для удовлетворения требования Черникова о взыскании расходов на представителя не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении исковых требований Черникова ФИО7 к Мелеузовскому филиалу № 27 ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан» о признании его инвалидом за период с 26 мая 2008 года по 23 марта 2010 года, о взыскании пенсии за период с 26 мая 2008 года по 23 марта 2010 года в размере 42 497 рублей 69 копеек и в размере 7510 рублей 65 копеек за период с 1 января 2010 года по 31 марта 2010 года, расходов на проезды в город Москва в размере 3902 рубля 3 копейки, компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей, расходов на услуги представителя в размере 5000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий:                                                         А.Р.Хакимов