12 июля 2011 года г. Мелеуз Мелеузовский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Галиева В.А., при секретаре судебного заседания Бадриевой Р.Ш., с участием прокурора Абубакировой Л.Р., представителя Мелеузовского территориального комитета Министерства природопользования и экологии РБ Панфиловой Т.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мелеузовского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Мелеузовский сельсовет муниципального района Мелеузовский район РБ о признании бездействия по принятию эффективных мер предотвращения несанкционированного захламления отходов и очистке территории от мусора незаконным, возложении обязанности очистить территорию от отходов производства и потребления, у с т а н о в и л : Мелеузовский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным иском в порядке ст. 45 ГПК РФ, в обоснование которого указал, что 10 июня 2011 года с привлечением сотрудников Мелеузовского территориального комитета Минэкологии РБ проведена проверка по соблюдению законодательства охраны окружающей природной среды на территории Мелеузовского сельсовета муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан. В ходе проверки выявлено, что на территории д. Каран, с южной стороны административно-бытового комплекса МУСП КСК «Тулпар» на расстоянии около 10 метров западнее р. Каран, размещена свалка отходов производства и потребления жителей села (отходы IV класса опасности), общий объем которых составляет около 80 куб.м., отходы частично сгуртованы и начата ликвидация свалки. Отходы размещены на почве в водоохранной зоне р. Каран. В 300 м. восточнее обводненного карьера «Шагайка», в 50 м. севернее лесополосы находится яма, которая завалена отходами производства и потребления (отходы IV класса опасности). Отходы размещены на почве как внутри ямы, так и на ее поверхности, общий объем которых составляет около 9,75 куб.м. На расстоянии около 300 м., восточнее ямы, протекает р. Белая. Данный овраг является водосборной территории р. Белая и несанкционированное размещение отходов производства и потребления могут привести к загрязнению р. Белая. Проверкой установлено, что администрация сельского поселения Мелеузовский сельсовет муниципального района Мелеузовский район РБ не принимает эффективные меры по надлежащему содержанию собственной территории, своевременному вывозу мусора и твердых бытовых отходов, что наносит вред окружающей природной среде. Вышеуказанное нарушение закона причиняет вред окружающей природной среде и напрямую затрагивает интересы как Российской Федерации в целом, так и интересы неопределенного круга лиц. Просит признать бездействие ответчика по принятию эффективных мер предотвращения несанкционированного захламления отходами и очистке территории от мусора незаконным, обязать ответчика очистить территорию от отходов производства и потребления. В судебном заседании прокурор Абубакирова и представитель третьего лица Панфилова исковые требования поддержали в полном объеме. Представитель ответчика, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил. В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в защиту интересов государства, неопределенного круга лиц. Статьей 42 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого на благоприятную окружающую среду. Согласно ст.ст. 8, 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» также закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду. В силу требований ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. В соответствии с п.1 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Как усматривается из материалов дела, 10 июня 2011 года проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства, в ходе которой на территории д. Каран был выявлен факт размещения свалки отходов производства и потребления жителей села, общий объем которых составляет около 80 куб.м. В 300 м. восточнее обводненного карьера «Шагайка», в 50 м. севернее лесополосы находится яма, которая завалена отходами производства и потребления. Отходы размещены на почве как внутри ямы, так и на ее поверхности, общий объем которых составляет около 9,75 куб.м. Положениями части 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что организацию в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. Из приведенных положений следует, что публичные функции органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленными за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования. При указанных обстоятельствах исковые требования Мелеузовского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Мелеузовский сельсовет муниципального района Мелеузовский район РБ подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л : Иск Мелеузовского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Мелеузовский сельсовет муниципального района Мелеузовский район РБ удовлетворить полном объеме. Признать бездействие администрации сельского поселения Мелеузовский сельсовет муниципального района Мелеузовский район РБ по принятию эффективных мер предотвращения несанкционированного захламления отходами и очистке территории от мусора незаконным. Обязать администрацию сельского поселения Мелеузовский сельсовет муниципального района Мелеузовский район РБ очистить территорию от отходов производства и потребления. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Председательствующий В.А. Галиев